РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 апреля 2018 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюк М.А.,
рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению представителя РћРћРћ «Горторгкомплекс» РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >3 РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка РІ размере равной его рыночной стоимости
установил:
представитель РћРћРћ «Горторгкомплекс» РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >3 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером <...> площадью 67 608 РєРІ. Рј., категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования для строительства оптово-розничного рынка, расположенного РїРѕ адресу: <...> РІ размере рыночной стоимости, равной 190 700364,21 рубля.
Р’ обоснование заявленных требований ссылается РЅР° то, что согласно данным отчета Рѕ рыночной стоимости земельного участка РѕС‚ <...> <...>, выполненного РћРћРћ «Научно-производственное предприятие В«Рнститут экспертизы Рё права» рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <...> составляет 190 700364, 21 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, составляет 468 777646,08 рублей.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного земельного участка, являются неверными и нарушают его права.
ООО «Горторгкомплекс», является собственником земельного участка, в отношении которого заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...> заявление ООО «Горторгкомплекс», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Участвующие в деле лица, в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), производства, поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Суд, проверив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ООО «Горторгкомплекс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «Горторгкомплекс» на праве собственности, принадлежит земельный участок <...> площадью 67 608 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства оптово-розничного рынка, расположенного по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> <...>-<...>.
В силу п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п.2 и 3 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно, данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 468 777646,08 рублей.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.
В силу ст.389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
В силу положений ст.24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является <...>.
В силу ст. 24.18 Федеральный закон от <...> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
<...>, ООО «Горторгкомплекс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...> заявление ООО «Горторгкомплекс», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Административным истцом РїСЂРё обращении РІ СЃСѓРґ, представлен отчет Рѕ рыночной стоимости земельного участка РѕС‚ <...> <...>, выполненный РћРћРћ «Научно-производственное предприятие В«Рнститут экспертизы Рё права», согласно которого рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <...>, составляет 190 700364, 21 рубля.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка решением комиссии по рассмотрению споров, признан несоответствующим требованием оценочной деятельности, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключения судебной оценочной экспертизы <...>/ДПО от <...>, выполненного ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на <...>, составляет 261047000 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, а также, что отчет о рыночной стоимости земельного участка был предметом рассмотрения в комиссии по рассмотрению споров и по результатам рассмотрения признан не соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец, обращался с заявлением, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю, <...>, датой внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка является <...>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Генеральным директором РћРћРћ «Департамент профессиональной оценки» < Р¤.Р.Рћ. >4 РІ СЃСѓРґ подано ходатайство Рѕ взыскании СЃ административного истца расходов РїРѕ проведению РІ рамках настоящего дела судебной экспертизы РІ размере 45 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с административного истца в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы в полном объеме.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Горторгкомплекс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 67 608 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства оптово-розничного рынка, расположенного по адресу: <...> в размере рыночной стоимости равной 261 047 000 (двести шестьдесят один миллион сорок семь тысяч) рублей.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> считать <...>.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером <...>
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать СЃ РћРћРћ «Горторгкомплекс» расположенного РїРѕ адресу: <...>, <...>, РРќРќ <...> РІ пользу РћРћРћ «Департамент профессиональной оценки», юридический адрес: 350002 <...>, офис 3, РРќРќ <...> РѕС‚ <...>, оплату Р·Р° проведение судебной экспертизы РІ размере 45 000 (СЃРѕСЂРѕРє пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай