Судья Кондакова Т.Г.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
7 июля 2022 года город ЧебоксарыСудья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-42 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» (далее – ООО «Тусдорстрой») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-42 от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 апреля 2022 года, ООО «Тусдорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, директор ООО «Тусдорстрой» Семенов А.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой, ссылаясь на часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А., поддержавшего жалобу, должностное лицо – вынесшее постановление - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Кузьмина С.П., прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Пунктами 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030, предусмотрено, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга). Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).
Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга может быть представлен с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Из положений пунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 и 4.6.4 ГОСТ Р 56060-2014 «Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов» следует, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (далее - мониторинг) осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 56059 и ГОСТ Р 56063. Мониторинг проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов (далее - объекты), на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Мониторинг проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта размещения отходов и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.
Мониторинг включает в себя: мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод; мониторинг состояния и загрязнения поверхностных вод; мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха; мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова; мониторинг состояния и загрязнения растительного покрова.
В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, pH, сухого остатка и другие показатели в соответствии с составом отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 октября 2021 года заместителем руководителя Росприроднадзора принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Тусдорстрой» в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий №.
Предметом проверки являлся контроль за соблюдением ООО «Тусдорстрой» обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений при рекультивации шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) <данные изъяты>
По итогам выездной проверки был составлен акт внеплановой выездной проверки от 10 ноября 2021 года №
В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что ООО «Тусдорстрой» на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республике ведет работы по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге - рекультивацию шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № <данные изъяты>. Работа осуществляется в соответствии с техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от 30 июня 2020 года № (идентификационный код закупки (№ и проектной документацией. Собственником земельного участка, на котором расположены объекты размещения отходов, является Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики. Объекты рекультивации расположены по адресу: <адрес>, находятся на одной промышленной площадке в 750 м на юг от реки Волга, на ее правом берегу, и на расстоянии 1,75 км от русла реки Цивиль.
Шламонакопитель для сухих солей (инв. №), состоящий из трех площадок № (общей площадью 12,6712 га), и шламоотстойник № (инв. №), состоящий из двух площадок (общей площадью 10,6383 га), включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номерами № и 2 № в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 сентября 2014 года №.
Объекты рекультивации представляют собой емкости, замкнутые по периметру ограждающими и разделительными дамбами. Дамбы и основания емкостей водоупорные.
ООО «Тусдорстрой» при осуществлении деятельности по рекультивации объекта накопленного вреда «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. № <данные изъяты> выполняет работы с отступлением от проекта (шифр <данные изъяты>), получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы № от 27 ноября 2018 года, а именно: на объекте рекультивации контроль (мониторинг) за состоянием почвы не осуществляется.
Вышеуказанные обстоятельства, выявленные при проведении внеплановой выездной проверки, учетный номер в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий № послужили основанием для вынесения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления постановления № 11-42 от 22 декабря 2021 года о привлечении ООО «Тусдорстрой» к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения ООО «Тусдорстрой» вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: копией решения о проведении внеплановой выездной проверки № от 14 октября 2021 года (л.д.12-25), копией акта внеплановой выездной проверки № от 10 ноября 2021 года, копией протокола об административном правонарушении № от 10 декабря 2021 года и иными, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам жалобы, постановление должностного лица и решение судьи отвечают требованиям, установленным статьями 29.10 и 30.7 КоАП РФ, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда, влекущих отмены обжалуемых актов, не допущено.
Срок давности и порядок привлечения ООО «Тусдорстрой» к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения назначенного наказания.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона № 70-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ООО «Тусдорстрой», ИНН №, включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства c 10 мая 2017 года, является малым предприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре (данные с выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 7 июля 2022 <данные изъяты>), следовательно, на Общество распространяются правила, установленные частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Согласно постановлению старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-42 от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 апреля 2022 года, размер административного штрафа за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, составил 200000 рублей – минимальный размер административного штрафа, предусмотренный для юридических лиц, что превышает размер административного штрафа, предусмотренного для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Следовательно, принимая во внимание, что на сегодняшний день оспариваемое постановление не исполнено (доказательств иного материалы дела не содержат), Обществу как юридическому лицу, отнесенному к малому предприятию, следует назначить административный штраф в размере, предусмотренном санкцией части 11 статьи 8.2 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с чем обжалуемые акты в указанной части подлежат изменению.
Из Федерального закона от 26 марта 2022 № 70-ФЗ иных положений, улучшающих положение ООО «Тусдорстрой» и подлежащих применению судом второй инстанции при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-42 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ назначить ООО «Тусдорстрой» административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В остальном постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-42 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А.– без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев