КОПИЯ Судья Усов А.С. Дело № 7а – 186/2023
Р Е Ш Е Н И Е
5 апреля 2023 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ч.Ц. – Тихоновой Е.С. на постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 марта 2023 года,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН отдела полиции №5 «Раздольненское» МО МВД России «Новосибирский» П.А.Л. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указано, что гражданин <данные изъяты> Ч.Ц., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ согласно приглашения <данные изъяты> через КПП аэропорта «Толмачево», зарегистрировался по адресу: <адрес>, на срок действия разрешительных документов. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находился на территории России без регистрации, обязательную дактилоскопию не проходил, соответственно официального заработка не имеет, близких родственников из граждан России не имеет, личного жилья нет, в нарушение требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по истечении установленного законом срока пребывания в Российской Федерации от выезда с территории Российской Федерации не уклонялся, регистрацию не продлил из-за прекращения транспортного авиасообщения между Россией и <данные изъяты>, то есть у Ч.Ц. отсутствуют документы, подтверждающие право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Постановлением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 марта 2023 года Ч.Ц. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительном контролируемом порядке, содержанием до административного выдворения в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области на срок до шести месяцев.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Ч.Ц. – Тихонова Е.С. обратилась в Новосибирский областной суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, исключив наказание в виде принудительного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации. Указывает, что Ч.Ц. имеет заболевание – сахарный диабет 2 типа и по назначению врача в определенное время дня принимает инсулин. Отсутствие должного контроля за данным заболеванием связано с серьезными последствиями для здоровья, развитием осложнений, что делает невозможным его содержание в специальном учреждении для иностранных граждан.
Кроме того, он имел намерение самостоятельно вернуться в <данные изъяты>, что подтверждает представленный в судебном заседании в районном суде авиабилет на рейс Москва – <данные изъяты> на 31 марта 2023 года. Обращает внимание, что Ч.Ц. ранее к административной ответственности не привлекался.
Полагает, что назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения в принудительном контролируемом порядке противоречит установленным нормам международного права и сложившейся судебной практике.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебном заседании свидетель У.Е.А. пояснила, что является представителем ООО «<данные изъяты>», в котором Ч.Ц. постоянно работал с января 2019 до марта 2022 года, после чего уволился и сменил место проживания, на регистрационный учет не вставал, так как имел намерение вернуться в <данные изъяты>. Однако, сначала из-за пандемии, а затем из-за <данные изъяты>, вылететь он не смог, приобрел билеты в <данные изъяты> через Москву на 29 марта – 31 марта 2023 года и обратился в отдел полиции для получения транзитной визы с целью выезда, в результате чего в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав объяснения защитника Тихоновой Е.С., свидетеля У.Е.А., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Данные права в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с положениями абзаца 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 5 указанного закона установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в части 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судьей районного суда установлено, что гражданин <данные изъяты> Ч.Ц. с 1 марта 2022 года по настоящее время совершил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством <данные изъяты> об облегчении поездок граждан от ДД.ММ.ГГГГ граждане государства одной Стороны, на которых не распространяются правила безвизового въезда, въезжают (выезжают, следуют транзитом, пребывают) на территорию государства другой Стороны на основании действительных проездных документов и действительных виз, выдаваемых в установленном порядке.
Ч.Ц., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты> (<данные изъяты>), прибыл в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ с целью работы, имел действующие рабочие визы, срок действия последней визы истек ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 № 274 (с учетом внесенных изменений), изданного в целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков действия документов, у которых в указанный период истекает срок действия, в числе которых виза.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающие право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р утвержден Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в который включена <данные изъяты>, таким образом, временные ограничения на транспортное сообщение с <данные изъяты> сняты и 17 августа 2022 года прекращены временные меры по приостановлению течения сроков разрешительных документов. С ДД.ММ.ГГГГ у Ч.Ц. отсутствуют разрешительные документы на пребывание в Российской Федерации.
Между тем протоколом об административном правонарушении Ч.Ц. вменяется нарушение в виде отсутствия документов, подтверждающих право на законное пребывание (проживание), в период с 1 марта 2023 года по 29 марта 2023 года.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Судья районного суда пришел к выводу о том, что гражданин <данные изъяты> Ч.Ц. совершил нарушение режима проживания (пребывания) в период с ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует протоколу об административном правонарушении и фактическим обстоятельствам, вышеуказанным нормам, регулирующим положение иностранных граждан в период пандемии, ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, исходя из предъявленного обвинения, период нахождения в Российской Федерации без разрешительных документов надлежит указать с 1 марта 2023 года по 29 марта 2023 года, в этой части фактические обстоятельства установлены правильно, временные меры, регулирующие положение иностранных граждан в период пандемии, в этот период уже прекратили свое действие, ограничения в отношении транспортного сообщения были сняты.
Разрешая вопрос о назначении наказания, полагаю, что административное наказание в виде административного штрафа, назначенного в минимальных пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, соответствует целям и задачам наказания, учитывая конкретные обстоятельства дела, личность виновного.
Вместе с тем, решая вопрос о законности применения к Ч.Ц. административного выдворения, учитываю следующее. Необходимость назначения такой меры административной ответственности как административное выдворение в принудительном контролируемом порядке судьей районного суда не мотивирована, не учтены конкретные обстоятельства дела, при которых Ч.Ц. на момент судебного рассмотрения имел приобретенный билет на авиарейс до <данные изъяты> (<данные изъяты>) и намерение самостоятельно покинуть Российскую Федерацию. В судебном заседании свидетель У.Е.А. пояснила, что ООО «<данные изъяты>», в котором Ч.Ц. осуществлял свою трудовую деятельность, оказало содействие в приобретении авиабилета и сопровождении Ч.Ц. с целью покинуть пределы Российской Федерации.
Административное наказание назначается с учетом принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, с учетом личности лица, конкретных обстоятельств и характера совершенного им административного правонарушения. Ч.Ц. к ответственности на территории Российской Федерации ранее не привлекался, длительное время находился на территории на законных основаниях с целью работы, нахождение на территории РФ без разрешительных документов связано с трудностями реализации возможности покинуть Российскую Федерацию, учитывая фактическое возобновление авиасообщения с <данные изъяты> только в марте 2023 года, а также состояние здоровья Ч.Ц. (<данные изъяты>).
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что необходимость применения к Ч.Ц. столь суровой меры ответственности как административное выдворение за пределы Российской Федерации, что влечет в том числе ограничение въезда на территорию России в течение пяти лет, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована. В связи с чем указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения подлежит исключению из постановления.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Ч.Ц. изменить, указав период пребывания на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на законное пребывание в Российской Федерации, – с 1 марта 2023 года по 29 марта 2023 года, а также исключить из постановления указание о назначении Ч.Ц. административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Освободить Ч.Ц. от содержания в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес>).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Тихоновой Е.С. – удовлетворить.
Судья ПОДПИСЬ Ю.А. Конева
КОПИЯ ВЕРНА: судья Новосибирского областного суда ______Конева Ю.А.