Дело № 2-698/2024
УИД: 18RS0024-01-2024-000945-35
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июля 2024 года г. Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробейниковой Т.А.,
с участием:помощника прокурора Каракулинского района УР Тюлькина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каракулинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о понуждении к постановке автомобильной дороги общего пользования местного значения на кадастровый учет,
установил:
Прокурор Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сарапульский районный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о понуждении к постановке автомобильной дороги общего пользования местного значения по пер. Заречный д. Усть-Сакла Удмуртской Республики на кадастровый учет.Заявленные требования обосновывает тем, что прокуратурой Каракулинского района проведена проверка исполнения Администрацией МО «Муниципальный округ Каракулинский район» законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно пункту 9 статьи 32 Устава МО «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 14.12.2021 № 5/6-21, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения отнесена к полномочиям Администрации округа. Таким образом, ответственным лицом за дорожную деятельность в границах муниципального округа является Администрация МО «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики». В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога по пер. Заречный д. Усть-Сакла Удмуртской Республики включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Каракулинский район», утвержденный Постановлением Администрации муниципального образования «Каракулинский район» от 23.08.2021 № 675 (идентификационный № 94-222-844 ОП МР 011).Вместе с тем, в нарушение требований закона автомобильная дорога общего пользования местного значения по пер. Заречный д. Усть-Сакла Удмуртской Республики Администрацией МО «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» на государственный кадастровый учет не поставлена, право собственности муниципального образования на дорогу в установленном законом порядке не зарегистрировано. Выявленные нарушения содержания автомобильных дорог могут привести к возникновению аварийных ситуаций на дорогах и угрожают безопасности дорожного движения, в результате чего может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, а также нанесен ущерб их имуществу. Просит обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет автомобильный дороги общего пользования местного значения по пер. Заречный д. Усть-Сакла Удмуртской Республики, а также провести мероприятия по оформлению права собственности муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» на данную автомобильную дорогу.
В судебном заседании помощник прокурора Каракулинского района Тюлькин И.О. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации МО «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствии, с заявленными требованиями согласен, возражений по иску не имеет.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 14.12.2021 №5/6-21 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа отнесена к полномочиям Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики».
В силу ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено формирование и ведение единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения, представленные собственниками дорог.
Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 50 и ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. №424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому такой реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе его кадастровый номер (п. 4 Порядка).
Согласно п. 7 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса РФ от 20.05.2009 года №80, в реестр вносятся сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги, которые должны содержать, вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу.
Постановлением Администрации муниципального образования «Каракулинский район» от 23.08.2021 № 675 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Каракулинский район», в том числе в указанный перечень включена автомобильная дорога по пер. Заречный д. Усть-Сакла на территории муниципального образования «Кулюшевское».
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 27 мая 2021года № 54-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальные образования, образованные на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, входящие в состав муниципального образования «Каракулинский район» и наделенные статусом сельских поселений, в том числе муниципальное образование «Кулюшевское», преобразованы путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа (далее - муниципальное образование «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики») (ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона УР).
В силу ч. 4 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 27 мая 2021года № 54-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» сельские поселения, предусмотренные частью 1 статьи 1, и муниципальное образование «Каракулинский район» утратили статус муниципальных образований, а муниципальное образование «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» считаетсяобразованным со дня вступления в силу вышеуказанного Закона.
Согласно ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 27 мая 2021года № 54-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Каракулинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» Муниципальное образование «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Каракулинский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Органы местного самоуправления муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений и муниципального образования «Каракулинский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 22.12.2021 № 6/3-21 «О ликвидации исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Каракулинского района, как юридических лиц» исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Каракулинского района - Администрация муниципального образования «Каракулинский район» как юридическое лицо ликвидирована.
Согласно Решению Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 14.12.2021 №5/7-21 «Об учреждении Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» учрежден исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» – Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики». Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» наделена правами юридического лица. Определено, что Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» в соответствии со своей компетенцией в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, за исключением бюджетных полномочий 2021 года, является правопреемником органов местного самоуправления Каракулинского района, в том числе Администрации муниципального образования «Каракулинский район», администрации муниципального образования «Кулюшевское».
По сообщению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» от 07.03.2023, автомобильная дорога местного значения по пер. Заречный д. Усть-Сакла не поставлена на государственный кадастровый учет, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
В судебное заседание доказательств опровергающих данные обстоятельства ответчиком не представлено.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц(пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Поскольку вышеуказанные требования закона являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, прокурор Каракулинского района правомерно обратился в суд с настоящим иском.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу того, что выявленные нарушения содержания автомобильных дорог могут привести к возникновению аварийных ситуаций на дорогах и угрожают безопасности дорожного движения, в результате чего может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, а также нанесен ущерб их имуществу, исковые требования прокурора Каракулинского района к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений статьи 206 ГПК РФ, исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в силу п. п. 9 и 19 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания с Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Каракулинский район Удмуртской Республики» государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░ 1211800024424, ░░░ 1838025823, ░ ░░░░░░░ 2 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.