72RS0013-01-2022-001250-67
Дело № 2-2278/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 18 марта 2022 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Носовой В.Ю.,
при секретаре Мукминовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угрюмова Сергея Юрьевича к ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» о признании отстранения от работы и приказов незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Угрюмов С.Ю. обратился в суд с иском к ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» о признании отстранения от работы и приказов незаконными. Исковые требования мотивированы тем, что истец с состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в должности водителя автомобиля. В связи с отказом от вакцинации против новой короновирусной инфекции приказом №1024 –л/с истец был отстранен от работы без начисления заработной платы с 24 декабря 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации. Приказом № 3/3 от 10.01.2022 года истец повторно отстранен от работы без начисления заработной платы. По мнению истца, оспариваемые приказы являются незаконными, противоречащими нормам ст. 76 Трудового кодекса РФ. Под перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, его должность не подпадает. Постановление главного санитарного врача Тюменской области не основано на законе, так как данные орган не вправе принимать решение об отстранении от работы лиц, которые не являются носителями инфекционного заболевания. Угрюмов С.Ю. просит суд признать его отстранение от работы незаконным, признать приказы ответчика от 24.12.2021г. №1024-л/с, от 10.01.2022 № 3/3 «Об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», поручение директора «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» от 03.12.2021 года незаконными.
Истец Угрюмов С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель истца Василенко Е.С., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Октябрьским районным судом г.Краснодара, исковые требования своего доверителя поддержал.
Представитель ответчика ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» Перевалова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просит в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Прокурор Калининского АО г. Тюмени в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, на основании ст. 47 ГПК РФ, представил письменное заключение об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено следующее:
Истец Угрюмов С.Ю. с 04.08.2014 года состоит в трудовых отношениях с ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», работает в должности водителя, что подтверждается приказом о приеме на работу (л.д. 71), трудовым договором от 04.08.2014 года (л.д. 72-75), дополнительными соглашениями к трудовому договору (л.д. 76-92).
03 декабря 2021 года ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в адрес директоров филиалов направлено поручение №1740/2021 о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, которым постановлено ознакомить сотрудников с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 11 от 01.12.2021 года, в соответствии с п.1 Постановления обеспечить проведение в Учреждении профилактических прививок сотрудникам, подлежащим обязательной вакцинации, а также организовать для всех сотрудников проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпанентной вакциной в срок до 24 декабря 2021 года, вторым компонентом вакцины в срок до 14 января 2022 года. На основании п. 7.3.1 Постановления сотрудники учреждения подлежат отстранению от работы с 24 декабря 2021 года не имеющими ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 14 января 2022 года не имеющие законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке (при наличии подтверждающего медицинским учреждением документа) (л.д.34-35). С данным поручением истец ознакомлен 06.12.2021 года (л.д. 95).
20.12.2021 года в адрес истца вынесено уведомление о необходимости в срок до 24 декабря 2021 года представить медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против COVID-19, указано, что данная прививка для работников государственных учреждений является обязательной, при наличии медицинских противопоказаний предложено представить документ, выданной медицинской организацией, так же указано, непредставление указанных документов может повлечь отстранение от работы, с документом работник ознакомлен 20.12.2021 года (л.д.97).
13 декабря 2021 года Угрюмов С.Ю. направил в адрес ответчика заявление об отказе от вакцинации (л.д.100).
Приказом работодателя № 1024-л/с от 24 декабря 2021 года Угрюмов С.Ю. отстранен от работы с 24.12.2021 года по причине отказа от вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, работник с приказом ознакомлен, выразил свое несогласие (л.д.98).
27.12.2021 года истцом в адрес ответчика направлено возражение на действия работодателя по отстранению его от работы (л.д.101).
10 января 2022 года ответчиком издан приказ № 3/3-л/с об отстранении Угрюмова С.Ю. от работы с 10.01.2022 года до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации (л.д. 45). Истец ознакомлен в данным документом 26.01.2022 года.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса РФ, работник имеет право на разрешение индивидуального спора в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Порядок и основания отстранения работника от работы установлены в ст.76 Трудового Кодекса РФ.
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по отстранению работника от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Нормы ст. 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливают, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно календарю профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утв. Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, действующему на момент отстранения истца от работы, вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 подлежат категории граждан: к приоритету 1 уровня отнесены, в частности, взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе организаций транспорта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п на территории Тюменской области введен режим повышенной готовности и установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций".
18 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Тюменской области издано постановление № 8, согласно которому работники сферы услуг, учреждений образования, здравоохранения подвержены высокому риску заболевания новой коронавирусной инфекцией в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с общением с большим числом людей. Не имея специфической защиты от коронавирусной инфекции, в случае заболевания, они могут явиться источниками инфекции для лиц, пользующихся услугами данного учреждения, для обучающихся лиц.
Вышеуказанным постановлением предписано обеспечить с 18.10.2021 проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, гражданам, работающим на основании трудового договора, служебного контракта, гражданско-правового договора в организациях (учреждениях) независимо от форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в частности в сфере обслуживания (на объектах торговли, клиентских подразделений финансовых организаций, объектах общественного питания; транспорта общего пользования, такси; транспортных узлов (аэропорты, автовокзалы и автостанции).
В пункте 2 Постановления предусмотрено, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на граждан, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 30.10.2021 N 30-4/И/2-17927); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение 6 последних месяцев и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19.
Постановлением № 11 от 01.12.2021 года в постановление № 8 от 18.10.2021 года внесены изменения, п.1 дополнен перечнем лиц подлежащих вакцинации – п. 1.14 работниками государственных и муниципальных учреждений.
Пунктом 7 Постановления установлено руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: 1) организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления; 2) организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 24.12.2021; вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до 14.01.2022 - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
В пункте 7.2 Постановления на работодателя возложена обязанность обеспечить отстранение от работы с 24.12.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 14.01.2022 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п.2 настоящего Постановления.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
06 декабря 2021 года истец был ознакомлен с содержанием вышеуказанного постановления, документы, подтверждающие прохождение вакцинации или документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции представить отказался.
В судебном заседании установлено, что до истца была доведена необходимая информация, касающаяся необходимости предоставления документов о вакцинации, что подтверждается его подписью об ознакомлении с приказом, его заявлениями, адресованными руководителю ответчика о нарушении его прав.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком отстранение Угрюмова С.Ю. от работы произведено в соответствии с положениями ст. 76 Трудового Кодекса РФ, ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 8 от 18 октября 2021 года (в редакции от 01.12.2021г.). В связи с чем, приказы ответчика об отстранении истца от работы и поручение о проведении профилактических прививок от 03.12.2021 года являются законными и обоснованными.
Доводы истца и его представителя о порядке проведения профилактических прививок суд не принимает во внимание, так как указанные нормы не регулируют правоотношения работника и работодателя. При этом, обеспечение прохождения вакцинации является выбором работника и не может быть возложено на работодателя. В связи с этим устранение обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, предполагает ответственность работника.
Доводы истца о нарушении его права на труд не могут быть приняты судом во внимание, так как в силу ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Норма ст. 76 ТК РФ предусматривает, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Таким образом, факт незаконных действий работодателя при отстранении Угрюмова С.Ю. от работы не нашел подтверждения в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.17, 55 Конституции, ст.5, 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.76, 237 Трудового Кодекса РФ, ст. ст. 12, 56, 67, 68, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Угрюмова Сергея Юрьевича к ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» о признании отстранения от работы и приказов незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд г.Тюмени.
Мотивированное решение составлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий
судья (подпись) В.Ю. Носова
Копия верна. Подлинник хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела №2-2278/2022.
судья В.Ю. Носова