Решение по делу № 2а-1102/2016 от 16.05.2016

Дело № 2а-1102-16                                                                             копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

20 июля 2016 года                                                                             с. Сива

Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе:

председательствующего судьи Косяк Е.А.,

при секретаре Петуховой К. Н.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Сивинского района Пермского края Братчикова А.В.,

представителя административного ответчика - администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Березина А. А.

представителя административного ответчика - администрации Сивинского муниципального района Пермского края Полушкина В. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края о признании бездействия по не исполнению предписания контролирующего органа по закрытию площадки временного накопления отходов и ликвидации накопленных отходов на земельном участке по адресу: <адрес>», незаконным, возложении обязанности закрыть площадку временного накопления твердых бытовых отходов и ликвидировать накопленные отходы на земельном участке по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу рекультивировать земельный участок,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сивинского района Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края о признании бездействия по не исполнению предписания контролирующего органа по закрытию площадки временного накопления отходов и ликвидации накопленных отходов на земельном участке по адресу: <адрес>», незаконным, возложении обязанности закрыть площадку временного накопления твердых бытовых отходов и ликвидировать накопленные отходы на земельном участке по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу рекультивировать земельный участок.

В последствии исковые требования были уточнены, в качестве административного соответчика привлечена администрация Сивинского муниципального района Пермского края, исковые требования уточнены.

Просит признать незаконным бездействие администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края по не исполнению предписания контролирующего органа по закрытию площадки временного накопления отходов и ликвидации накопленных отходов на земельном участке по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и ликвидации бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначение по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения в урочище <адрес>» и в течение одного года с момента утилизации и ликвидации администрацией Сивинского муниципального района Пермского края твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес> провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ,

В судебном заседании помощник прокурора Сивинского района Пермского края Братчиков А.В. требования поддержал в полном объеме, пояснил, что между администрацией Сивинского муниципального района и администрацией Сивинского сельского поселения было заключено Соглашение по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов, на период с ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки проведенной в ДД.ММ.ГГГГ постановлением Государственной инспекции по экологии и природопользованию администрация Сивинского сельского поселения была признана виновной по ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено предписание, которое до настоящего времени не исполнено. На ДД.ММ.ГГГГ Соглашение не подписано, вопросы утилизации и ликвидации твердых отходов относятся к полномочиям Сивинского муниципального района, земельный участок находится в границах Сивинского сельского поселения, в этой связи просит уточненные исковые требования удовлетворить.      

Представитель административного ответчика - администрации Сивинского муниципального района Полушкин В.М. с исковыми требованиями не согласен, предписание было выдано Сивинскому сельскому поселению, несанкционированная свалка находится также в границах Сивинского сельского поселения. Согласно ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по ликвидации несанкционированных свалок, а также благоустройство территории поселения относится к полномочиям поселения.

    Представитель административного ответчика администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Березин А. А. признал административный иск частично, в части признания бездействия незаконным, так как действительно предписание контролирующего органа не исполнено, также полагает, что обязаны выполнить мероприятия по подготовке проекта восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения урочища «<адрес>» и провести такие восстановительные работы, но финансовое обеспечение выполнения таких мероприятий должно быть возложено на муниципальный район.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, в их совокупности, считает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений.

Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствий захламления земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).

Статьей 12 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом          благополучии          населения"          индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами РФ.

Пунктом. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N б07-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Согласно п.4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

До настоящего времени предписание не исполнено, сбор и вывоз коммунальных отходов осуществляется на земельный участок в урочище <адрес>»

Таким образом, администрация Сивинского сельского поселения не предпринимает мер по исполнению предписания контролирующего органа, площадка временного накопления ТБО не закрыта, накопленные отходы не ликвидированы.

Создание временной свалки, не соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц.

Вследствие чего бездействие администрации Сивинского сельского поселения по данному вопросу, следует признать незаконным.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные положения содержаться в ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В судебном заседании из материалов дела следует, что во исполнении переданных полномочий администрация Сивинского сельского поселения приняла постановление № «Об определении места временного хранения твердых бытовых отходов» которым определило место временного хранения     ТБО по адресу: <адрес>. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Коммунальные бытовые отходы вывозятся на отведенный земельный участок, который не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, фактически производится сброс отходов на почву, в нарушении ст.51 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Суд исходя из того, что отходы подлежат утилизации, что согласно вышеприведенным положениям закона, относится к компетенции органов местного самоуправления района, а не сельского поселения, считает, что на администрацию Сивинского муниципального района следует возложить обязанность организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

Суд исходит из того, что законодатель не ставит в зависимость от вида свалки (санкционированная или несанкционированная) исполнение муниципальным районом обязанности по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Юридическое значение по данному делу имеет то обстоятельство, что речь идет не об организации сбора и вывоза отходов с территории поселения, а об их утилизации. Возложение обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на администрацию муниципального района согласуется как с полномочиями органа местного самоуправления, указанными в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе "Об охране окружающей среды", так и местным правовым актом - Положением "Об организации утилизации бытовых и промышленных отходов на территории Сивинского муниципального района", утвержденным решением Земского Собрания Сивинского муниципального района от 08.11.2012 г. N 100.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, администрации Сивинского муниципального района Пермского края, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края по не исполнению предписания контролирующего органа по закрытию площадки временного накопления отходов и ликвидации накопленных отходов на земельном участке по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и ликвидации бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначение по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения в урочище <адрес>» и в течение одного года с момента утилизации и ликвидации администрацией Сивинского муниципального района Пермского края твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>», провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ,

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано апелляционное представление прокурором в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 22 июля 2016 года.

Судья /подпись/ Е.А. Косяк

Копия верна. Судья                                                                            Е.А. Косяк

2а-1102/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Сивинского района
Ответчики
Администрация Сивинского муниципального района Пермского края
Администрация Сивинского сельского поселения
Другие
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
16.05.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.05.2016[Адм.] Передача материалов судье
18.05.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2016[Адм.] Судебное заседание
16.06.2016[Адм.] Судебное заседание
07.07.2016[Адм.] Судебное заседание
18.07.2016[Адм.] Судебное заседание
20.07.2016[Адм.] Судебное заседание
22.07.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее