24RS0040-01-2018-002790-02 Дело № 2а-2452/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2018 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Ситникова А.А. к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №4 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», прокуратуре г.Норильска об оспаривании действий (бездействия), решений,
установил:
Ситников А.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он содержался с 18.11.2016 по 17.03.2017 и с 19.06.2017 по 20.06.2017 в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где сотрудниками данного учреждения к нему предъявлялись требования заправлять спальное место по образцу, утвержденному приказом начальника учреждения, проводить влажную уборку в камере исключительно в установленное администрацией СИЗО-4 время, а также выходить из камеры во время проведения сотрудниками СИЗО-4 количественной проверки, раздеваясь, при этом, до пояса в целях попутного телесного осмотра. Кроме того, при поступлении в СИЗО-4 и проведении в связи с этим полного досмотра, сотрудники СИЗО-4 не дозволили ему взять с собой в камеру для использования по назначению имеющиеся при нем посуду и постельное бельё однотонного белого цвета, которые были изъяты и помещены на склад. Кроме того, 17.03.2017 и 20.06.2017, непосредственно перед отправкой из СИЗО-4 к месту отбывания наказания, сотрудниками СИЗО-4 были изъяты имеющиеся при нем табачные изделия и спички. Считая указанные требования и действия сотрудников СИЗО-4 незаконными и необоснованными, он обратился с заявлением к руководителю СИЗО-4 за разъяснением оснований предъявления названных требований и совершения изложенных действий со ссылкой на конкретные нормативно-правовые акты. На свое заявление он получил ответ руководителя СИЗО-4 от 21.05.2018 о том, что по результатам проведенной проверки по его обращению нарушений порядка и условий его содержания в СИЗО-4 не выявлено, предъявляемые сотрудниками СИЗО-4 требования и совершаемые ими действия носят законный характер. Не согласившись с данным ответом, он обжаловал его в прокуратуру г.Норильска. Ответом заместителя прокурора города от 23.07.2018 ему сообщалось, что действия администрации и ответ руководителя СИЗО-4 являются законными и обоснованными, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Считает требования и действия сотрудников СИЗО-4 неправомерными, проведенные проверки по факту его обращений поверхностными, ответы должностных лиц от 21.05.2018 и от 23.07.2018 необоснованными, условия содержания в СИЗО-4 – ненадлежащими. Просит суд признать незаконными предъявляемые к нему сотрудниками СИЗО-4 требования: заправлять спальное место по образцу, проводить влажную уборку камеры исключительно в установленное администрацией учреждения время, раздеваться до пояса при выходе из камеры в коридор режимного корпуса во время проведения количественной проверки; действия сотрудников СИЗО-4, не предоставивших ему возможность пользоваться в период нахождения в СИЗО-4 собственной посудой, постельным бельем однотонного белого цвета, изъявших у него 17.03.2017 и 20.06.2017 перед отправкой к месту назначения имеющиеся при нем табачные изделия и спички, не предоставивших ему возможность во время транзитного следования через СИЗО-4 к месту назначения с 19.06.2017 по 20.06.2017 пользоваться личными вещами и предметами, разрешёнными для хранения и повседневного использования; не предоставивших ему надлежащего материально-бытового обеспечения в период транзитного следования через СИЗО-4 к месту назначения с 19.06.2017 по 20.06.2017; признать незаконными решение врио начальника СИЗО-4 от 21.05.2018, решение заместителя прокурора г.Норильска Красноярского края от 23.07.2018, а также действия заместителя прокурора г.Норильска, не предоставившего ему возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения.
Административный истец Ситников А.А., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив соответствующее письменное заявление.
Административный ответчик - федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее – СИЗО-4), будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, представителя в судебное заседание не направил, представитель административного ответчика на основании доверенности № от 31.01.2018 Б. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, в письменных возражених на административный иск указала, что осужденный Ситников А.А. содержался в СИЗО-4 в период с 18.11.2016 по 17.03.2017, с 19.06.2017 по 20.06.2017. Согласно пункту 1 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, утверждённым приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 в соответствии со статьёй 16 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также в силу Приказа № 550 начальника учреждения от 29.10.2013 «О введении образца заправки постели подозреваемыми, обвиняемыми и осуждёнными в СИЗО-4», подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, после подъема обязаны заправлять свое спальное место в соответствии с установленным образцом заправки спального места и не расправлять его до отбоя. Таким образом, действия администрации по обеспечению требований Правил внутреннего распорядка СИЗО УИС являются законными, какой-либо вред данными действиями Ситникову А.А. не причинен.
По прибытию в СИЗО-4 20.11.2016 имеющиеся у Ситникова А.А. вещи, среди которых имелись: чайная ложка деревянная, тарелка железная, кружка стеклянная, ложка алюминиевая, комплект постельного белья белого цвета были добровольно сданы административным истцом на вещевой склад учреждения, о чем составлен акт. Заявлений с просьбой выдачи данных предметов для использования в камере от Ситникова А.А. не поступало. 16.03.2017 накануне убытия из СИЗО-4 в присутствии Ситникова А.А. были досмотрены все имеющиеся у него вещи, и убраны на вещевой склад учреждения для отправки к месту назначения, с отметкой в камерной карточке, карточке склада и протоколе личного обыска и досмотра об отсутствии претензий к администрации учреждения. При этом никакие предметы, в том числе табачные изделия и спички у Ситникова А.А. не изымались, Ситников А.А. ознакомился под роспись с протоколом обыска и досмотра. С 19.06.2017 на 20.06.2017 Ситников А.А. следовал через СИЗО-4 транзитом к месту назначения, в связи с этим на вещевой склад учреждения его вещи не поступали. Имеющиеся у Ситникова А.А. вещи досмотрены и подготовлены для отправки к месту назначения, в связи с чем был составлен протокол личного обыска и досмотра вещей осужденного с отметкой об отсутствии запрещенных предметов, с которыми он был ознакомлен под роспись. Ситников А.А. был обеспечен постельными принадлежностями, столовой посудой и столовыми приборами для приема трехразового горячего питания.
В целях профилактики инфекционных заболеваний лица, поступившие в следственный изолятор, размещаются в карантинных камерах на срок до 10 суток, если иное не требуется по медицинским показаниям. Подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО-4 во время ежедневного обхода камер. Во время обхода также проводится проверки численности обвиняемых и осужденных, проверяется целостность и исправность камерного инвентаря и оборудования, в связи с этим осуждённым и обвиняемым предлагается выйти из камер в коридор и построиться в шеренгу. В этот период у них принимаются заявления, жалобы, как в устой, так и в письменной форме. Кроме того в учреждении регулярно проводятся профилактические мероприятия по предупреждению распространения туберкулезной инфекции. Влажная уборка жилых помещений и проветривание проводятся дважды в день, генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств один раз в неделю, организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 31 от 08.11.2001.
Административный ответчик – прокуратура Красноярского края, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, представителя в судебное заседание не направил, представитель административного ответчика на основании доверенности № от 05.10.2018 В. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры, представил письменные возражения на административный иск, мотивированные тем, что 25.06.2018 в прокуратуру г.Норильска поступила жалоба Ситникова А.А. на действия сотрудников СИЗО-4, нарушение порядка личного досмотра, незаконное, по мнению заявителя, изъятие личных вещей, не соответствие требованиям по содержанию спального места, ненадлежащее рассмотрение обращения. Прокуратурой г.Норильска по жалобе Ситникова А.А. проведена проверка, в ходе которой содержащиеся в ней доводы о нарушении СИЗО-4 действующего законодательства своего подтверждения не нашли. О результатах проверки и о принятом решении Ситникову А.А. 23.07.2018 направлен подробный мотивированный ответ за подписью заместителя прокурора г.Норильска К. за №. Ответ прокуратуры города соответствует требованиям ст.ст.9,10,11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции «О порядке рассмотрения обращений граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45. Несогласие заявителя с ответом на его обращение не свидетельствует о незаконности принятых прокуратурой решений. Неразъяснение Ситникову А.А. порядка ознакомления с материалами проверки по его обращению его прав не нарушает, поскольку заявитель, в том числе посредством представителя, в любое время может обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру города и ознакомиться с документами в предложенное время. Просил суд отказать в удовлетворении требований Ситникова А.А. об обжаловании действий и ответа прокуратуры за необоснованностью.
Административный ответчик – заместитель прокурора г.Норильска К., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление Ситникова А.А., в которых просил в удовлетворении административного иска отказать по тем же доводам, что содержатся в возражениях прокуратуры Красноярского края.
Административный ответчик – ГУФСИН России по Красноярскому краю, будучи надлежащие извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, об отложении дела не ходатайствовал.
Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, а также представители этих лиц, суд на основании ч.7 ст.150 КАС РФ рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец Ситников А.А., осужденный приговором <данные изъяты> лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима – ИК-15 ФКУ ОИК – 30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В период с 18.11.2016 по 17.03.2017 административный истец, будучи осужденным к лишению свободы, содержался в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В период с 19.06.2017 по 20.06.2017 Ситников А.А., следуя транзитом к месту отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, содержался в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают права определенной категории граждан, к которой относится административный истец.
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1); осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (часть 4).
Частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 этих Правил они устанавливают правила внутреннего распорядка, в том числе, в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении соответственно находящихся в них осужденных и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания.
Пунктом 16 указанных Правил установлено, что осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду, по установленному образцу заправлять постель (приложение N 3).
В соответствии с Приложением №3 к приказу Минюста России о 16 декабря 2016 года N 294 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" образец заправки спальных мест осужденных определяется с учетом вещевого обеспечения приказом территориального органа ФСИН России единым для всех исправительных учреждений.
Кроме того, согласно ст.15 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст.16 названного закона Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 1 приложения №1 к указанным Правилам предусмотрена обязанность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя.
Во исполнение указанных положений заместителем начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю направлено требование об организации работы по обеспечению заправки спальных мест лицами, содержащимися в СИЗО, в соответствии с прилагаемой к приказу формой, и приказом и.о. начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29.10.2013 №550 утвержден образец заправки постели подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО-4.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что обязанность подозреваемых, обвиняемых и осужденных по установленному образцу заправлять постель не противоречит Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Пунктом 1 статьи 13 этого Закона установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 14 приведенного Закона предусмотрено право этих учреждений требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных и выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В рамках своих полномочий администрация исправительного учреждения, в зависимости от конкретных условий, имеющихся в данном учреждении, утверждает образец заправки кровати.
В этой связи суд находит требование административного ответчика о заправке спальных мест содержащихся в СИЗО лиц по утвержденному образцу законным и обоснованным.
Пунктом 23 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утверждённых Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, установлено, что подозреваемые и обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру. При поступлении в СИЗО добровольно сданные для хранения подозреваемым или обвиняемым принадлежащие ему деньги зачисляются на его лицевой счет, которые он может использовать по своему усмотрению, а деньги, изъятые у него во время нахождения в СИЗО, зачисляются на его лицевой счет без права пользования. Ценности, драгоценные металлы и изделия из них (драгоценные камни, жемчуг и изделия из них, часы всех видов и марок, ценные бумаги, валюта) сдаются на хранение в финансовую часть (кассу) СИЗО. Личные документы (паспорта, документы, удостоверяющие личность, и др.) передаются на хранение в специальный отдел СИЗО. Запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад учреждения либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт (п.33). Приемка на хранение у подозреваемого или обвиняемого других вещей, предметов, веществ и продуктов питания производится комиссией, назначаемой начальником СИЗО либо лицом, его замещающим, по акту (п.36).
Как следует из материалов дела, по прибытию в СИЗО-4 20.11.2016 все имеющиеся у Ситникова А.А. вещи были добровольно сданы им на вещевой склад, о чем был составлен соответствующий акт. Заявлений с просьбой о выдаче сданных на склад предметов для использования в камере, кроме почтовых конвертов, почтовых марок и фотографий, от Ситникова А.А. не поступало.
16.03.2017 накануне убытия из СИЗО-4 в присутствии Ситникова А.А. были досмотрены все имеющиеся у него вещи, убраны на вещевой склад учреждения для отправки к месту назначения, с отметкой в камерной карточке, карточке склада, протоколе личного досмотра и обыска об отсутствии у него претензий к администрации учреждения. При этом никакие предметы у Ситникова А.А. не изымались, в том числе табачные изделия и спички, о чем свидетельствует его подпись в протоколе обыска и досмотра вещей от 16.03.2017.
Из расписки Ситникова А.А. от 16.03.2017 следует, что все вещи он получил полностью, претензий к администрации учреждения не имеет.
При содержании Ситникова А.А. во время транзитного следования к месту отбывания наказания 19-20.06.2017 имеющиеся при Ситникове А.А. вещи на склад учреждения не сдавались, а были досмотрены и подготовлены для отправки к месту отбывания наказания. Данных об изъятии у него каких-либо вещей и предметов при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Таким образом, доводы административного истца о том, что сотрудниками СИЗО-4 не предоставлялась ему возможность пользоваться в период нахождения в СИЗО-4 собственной посудой, постельным бельем, личными вещами и предметами, а также о том, что у него изымались табачные изделия и спички, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, они опровергаются представленными в дело письменными доказательствами.
В соответствии с пунктом 39 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений проверки наличия осужденных в ИУ осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных.
Пунктом 91 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утверждённых Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, предусмотрено, что представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно пункту 25.3 Инструкции "Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 204-дсп, при проведении количественной проверки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проводимой путем вывода последних (утром и вечером) из камеры в коридор, врачом (фельдшером) осуществляется осмотр указанных лиц с целью выявления заболевших лиц и направления их на обследование, при этом в указанной инструкции не содержится указания на то, что при выходе из камер для количественной проверки подозреваемые, обвиняемые и осужденные должны быть раздеты сверху по пояс. Попросить в добровольном порядке оголить верхнюю часть тела, не нарушая законных прав осужденных при соблюдении санитарно-эпидемиологического и температурного режима, имеет право только медицинский работник.
В описываемый период времени каких-либо жалоб на действия администрации учреждения, связанные с принудительным оголением частей тела, от административного истца не поступало, данных о наступлении негативных последствий для его состояния здоровья не установлено. За время нахождения в СИЗО-4 административный истец ни разу не обращался с жалобами на условия содержания, в том числе по поводу проводимых проверок.
При таком положении суд приходит к выводу, что доводы административного истца в этой части своего подтверждения при рассмотрении дела не нашли.
Из пункта 1 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение №1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", утверждённых Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189) следует, что содержащиеся в следственных изоляторах лица обязаны: - соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; - выполнять законные требования администрации СИЗО; - соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; - проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения, что соотносится с положениями п.16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В этой связи требования о проведении влажной уборки исключительно в установленное администрацией СИЗО-4 время являются законными и обоснованными.
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин))
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189.
Требование Ситникова А.А. о признании действий сотрудников СИЗО-4, не предоставивших ему надлежащего материально-бытового обеспечения в период транзитного следования через СИЗО-4 к месту назначения с 19.06.2017 по 20.06.2017, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, данных об обращении Ситникова А.А. по этому вопросу к администрации учреждения или в иные органы в указанный период судом не установлено.
Разрешая требования истца о признании незаконными решения врио начальника СИЗО-4 от 21.05.2018 и решения заместителя прокурора г.Норильска Красноярского края от 23.07.2018 суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (часть 1).
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах (часть 2).
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (часть 3).
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6).
Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).
Согласно части 3 статьи 13 этого Федерального закона содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу статьи 12 приведенного Федерального закона на рассмотрение письменного обращения предоставлено 30 дней со дня его регистрации.
Судом установлено, что 07.05.2018 Ситников А.А. обратился к администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России с письменным заявлением о проведении проверки по доводам в обращении.
21.05.2018, то есть в течение установленного законом 30-дневного срока, администрация исправительного учреждения представила Ситникову А.А. письменный ответ на его обращение, что свидетельствует об отсутствии нарушений порядка рассмотрения обращения осужденного со стороны административного ответчика.
В силу пункта 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Обращение Ситникова А.А. в прокуратуру поступило 25.06.2018. Прокуратурой г.Норильска по жалобе административного истца проведена проверка, в ходе которой доводы о нарушении СИЗО-4 действующего законодательства не нашли своего подтверждения. О результатах проверки и принятом решении Ситникову А.А. 23.07.2018, то есть в установленный законом срок, направлен мотивированный ответ.
Относительно требования административного истца об оспаривании действий (бездействия) заместителя прокурора г.Норильска, не предоставившего ему возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 4.15 названной инструкции, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
По смыслу п.4.15 Инструкции, ознакомление гражданина с материалами проверки по его обращению происходит в помещении прокуратуры. Возможности представления материалов проверки по месту отбывания наказания осужденных к лишению свободы граждан законодательством не предусмотрено. Однако данное обстоятельство не лишает Ситникова А.А. на ознакомление с материалами проверки по его обращению через доверенное лицо.
Как установлено судом, с заявлением об ознакомлении с материалами проверки Ситников А.А. в прокуратуру г.Норильска не обращался.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административными ответчиками соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Ситникова А.А. к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №4 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», прокуратуре г.Норильска об оспаривании действий (бездействия), решений, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья С.В. Курунин