66RS0037-01-2020-000459-25
Дело № 2а-466/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгор.Лесной Свердловской области 29 мая 2020 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к К.Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее ИФНС № 27, налоговый орган) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с К.Е.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2015-2017 г.г. в размере 3819 руб., пени по данному налогу – 168,57 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 г. в сумме 162 руб., пени по данному налогу в сумме 6,25 руб., всего взыскать 4517,88 руб.
В обосновании требований налоговый орган указывает, что административный ответчик – К.Е.В., являясь собственником транспортного средства – автомобиля марки ***, г.р.з. ***, а также недвижимого имущества – жилого дома по адресу ***, ***, не исполнила обязанность по уплате налогов за 2015-2017 г.г. в общей сумме 4155,82 руб.
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Должнику направлено налоговое уведомление *** от ***, *** от ***., *** от *** с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов. На основании ст. 69, 70 НК РФ, должнику заказным письмом направлены требования *** по состоянию на *** об уплате задолженностис указанием срока исполнения - до ***, *** по состоянию на *** со сроком исполнения – до ***, *** по состоянию на *** со сроком исполнения – до ***, *** от *** со сроком – до ***, *** от *** со сроком – до ***. Требования об уплате налога и пени до настоящего времени ответчиком не исполнено.
В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка № 2 по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.
21.02.2020 г. мировым судьей судебного участка № 1 судебного района г. Лесного в выдаче судебного приказа было отказано в связи с пропуском установленного п.2 ст.48 НК РФ, Гл.32 КАС РФ шестимесячного срока для обращения в суд.
Одновременно в административном исковом заявлении истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что 21.02.2020 мировым судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Также указывают, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, в том числе, некорректной работой электронной базы данных. Административный истец просит данный срок восстановить.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, просит взыскать с административного ответчика К.Е.В. задолженность по налогу в общей сумме 4155,82 руб.
В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без выяснения мнения административного ответчика относительно применения такого порядка без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ (далее по тексту - Закон № 43-ОЗ) на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Статьёй 2 Закона № 43-ОЗ утверждены ставки транспортного налога в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (приложение).
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, К.Е.В. является собственником транспортного средства – автомобиля марки ***, а также недвижимого имущества – жилого дома по адресу ***, ***, не исполнила обязанность по уплате налогов за 2015-2017 г.г. в общей сумме 4155,82 руб.
Согласно налоговым уведомлениям *** от ***, *** от ***., *** от *** должнику предъявлена сумма для уплаты транспортного налога за 2015г. в размере 1273 руб., налога на имущество физических лиц – 48 руб. (л.д.28); за 2016 г. сумма об оплате транспортного налога – 1273 руб., налога на имущество – 55 руб. (л.д.30); за 2017 год 1273 руб. и 59 руб. соответственно (л.д. 32). На основании ст. 69, 70 НК РФ, должнику заказным письмом были направлены требования *** по состоянию на *** об уплате задолженностис указанием срока исполнения - до ***, *** по состоянию на *** со сроком исполнения – до ***, *** по состоянию на *** со сроком исполнения – до ***, *** от *** со сроком – до ***, *** от *** со сроком – до *** (л.д. 7,12,15,18,23).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы.
Согласно ст.45 п.1 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен ст. 45-48 НК РФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.
Согласно ст. 48 п.2 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст. 48 п.3 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.
Согласно требованию *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.01.2019г., ИФНС № 27 ставит в известность К.Е.В. об имеющейся у нее задолженности по уплате налогов, предложено погасить задолженность до 07.03.2019 г. (л.д.15).
Судом также установлено, что административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с К.Е.В. задолженности по уплате налога, однако 21.02.2020 определением мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города Лесного Свердловской области в принятии заявления к производству отказано, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как видно из материалов дела, административный ответчик обратился с соответствующим административным исковым заявлением 14.02.2020 года. Между тем, срок исполнения требования об уплате налога установлен до 07.03.2019 года, из чего следует, что установленный шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени истек 08.09.2019 года.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ст. 48 п.3 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Суд рассмотрел причины пропуска искового срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу искового заявления о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, мотивированное тем, что налоговый орган действует в интересах государства, большая загруженность инспекции, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков.
В силу части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительными причинами могут быть признаны лишь причины, объективно не зависящие от лица, обратившегося в суд, но непосредственно взаимосвязанные с невозможностью своевременного совершения им процессуальных действий.
При этом бремя доказывания существования данных обстоятельств лежит на истце. Результат рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока непосредственно зависит от обоснования невозможности совершения процессуального действия (в настоящей ситуации – своевременного обращения инспекции в суд). Оценка обоснования невозможности своевременного совершения процессуального действия процессуальным законом отнесена на усмотрение суда.
Суд, считает, что данное ходатайство о восстановлении срока на подачу иска о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015-2017 г.г. и пени не подлежит удовлетворению, так как налоговый орган имел возможность своевременно подать исковое заявление, и не представил суду доказательств, уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
Приведенные в иске причины носят необъективный характер, поскольку налоговый орган знал о наличии у ответчика задолженности по налогам за 2015-2017 г.г. и в установленный нормами НК РФ срок мог принять должные меры по принудительному взысканию задолженности по налогу и пени.
Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к К.Е.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Свердловский областной суд через городской суд г.Лесного Свердловской области.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.
Судья Т.В. Саркисян