2а-796/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2018 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой И.И.,
с участием прокурора Капитан Т.А.,
административного истца Пономаревой И.М.,
административного ответчика главы сельского поселения-главы администрации Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края Галановой М.Л., представителя главы администрации Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края Ванюковой Е.В., действующей на основании доверенности,
представителей административного ответчика Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес>-Ванюковой Е.В., Сальниковой И.В., действующих на основании доверенностей,
представителя администрации Оханского муниципального района <адрес>, Земского Собрания Оханского муниципального района <адрес>- Кулаковой Н.В., действующей на основании доверенностей,
представителя администрации Оханского городского поселения Ванюковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи дело по административному иску Пономаревой Ирины Михайловны к Совету депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> об оспаривании решения Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом»,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 224-ПК "О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ", ДД.ММ.ГГГГ года -Закон Пермского края N 235-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ"".
Согласно статье 1 Закона Пермского края N 235-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ"" Андреевское сельское поселение, Беляевское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, Казанское сельское поселение, Острожское сельское поселение, Таборское сельское поселение, Тулумбаихинское сельское поселение, входящие в состав Оханского муниципального района, преобразованы путем объединения с Оханским городским округом.
Указанные законы вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ, переходный период преобразования Оханского городского поселения в Оханский городской округ и преобразования поселений, входивших в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Оханской городской Думы первого созыва.
Пономарева И.М., являясь жителем <адрес> муниципального района <адрес> обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом», ссылаясь на нарушение оспариваемым решением ее прав на участие в местном самоуправлении, а так же не соответствие этого решения Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Положению о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении, утвержденному решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что оспариваемым решением была поддержана инициатива Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района о преобразовании Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом. Как указано в решении, при его принятии было учтено мнение населения о согласии на преобразование Таборского сельского поселения, путем объединения с Оханским городским округом, выявленное по результатам публичных слушаний, проведенных по решению Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует действительности, поскольку большинство присутствующих на публичных слушаниях высказались против преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом. Она также обращалась с письменным заявлением о несогласии преобразования Таборского сельского поселения со списком подписей жителей Таборского сельского поселения. Аналогичные заявления поступали от гр. фио1 Данные обращения в нарушение п.4.9 Положения о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении не были обобщены и обнародованы. Так же не было обнародовано и опубликовано само оспариваемое решение с протоколом Совета депутатов Таборского сельского поселения о его принятии. В результате незаконных действий административного ответчика были нарушены гарантированные Конституцией РФ, ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Таборского сельского поселения права административного истца на местное самоуправление.
Административный ответчик глава сельского поселения-глава администрации Таборского сельского поселения фио2, представители административного ответчика Совета депутатов Таборского сельского поселения Ванюкова Е.В., Сальникова И.В., представитель администрации Оханского муниципального района, Земского собрания Оханского муниципального района Кулакова Н.В., представитель администрации Оханского городского поселения Ванюкова Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях, просили отказать в удовлетворении иска.
Прокурором дано заключение о том, что административный иск не подлежит удовлетворению ввиду его необоснованности.
Выслушав стороны, мнение представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. <адрес>, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.17 Устава Таборского сельского поселения представительный орган муниципального образования- Совет депутатов Таборского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления Таборского сельского поселения.
Деятельность Совета депутатов Таборского сельского поселения регламентируется ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18 Устава Таборского сельского поселения.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (п.1).
На публичные слушания должны выноситься: вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (п.п.4 п.3).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п.4).
В соответствии с п.4 ч.3 ст.11 Устава Таборского сельского поселения вопросы о преобразовании Таборского сельского поселения выносятся на публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов Таборского сельского поселения или главы Таборского сельского поселения (ч.2 ст.11 Устава). Публичные слушания, проводимые по инициативе Совета депутатов Таборского сельского поселения, назначаются Советом депутатов Таборского сельского поселения.
Согласно ч.4 ст.11 Устава Таборского сельского поселения порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Таборского сельского поселения определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов Таборского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Таборском сельском поселении.
Согласно п.1.2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Таборском сельском поселении участие в слушаниях является свободным и добровольным, мнение жителей сельского поселения, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер (п.1.4 Положения).
Решением о проведении публичных слушаний устанавливаются место, дата и сроки проведения публичных слушаний, формулировка вопроса и(или) наименование проектов правовых актов, выносимых на публичные слушания, порядок принятия предложений от заинтересованных лиц по вопросам публичных слушаний (п.4.3 Положения).
Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежит опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 7 дней до проведения слушаний. Публичные слушания проводятся не позднее, чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта Советом депутатов поселения. Решение о назначении публичных слушаний должно быть опубликовано (обнародовано) совместно с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания и информацией о месте и времени проведения публичных слушаний, не позднее, чем за 3 дня после его принятия. Результаты публичных слушаний должны быть опубликованы (обнародованы), не позднее чем через 3 дня после проведения публичных слушаний соответствующим органом или должностным лицом местного самоуправления (п. 4.4 Положения).
Замечания и предложения по проектам муниципальных правовых актов и (или) вопросам, подлежащим вынесению на публичные слушания, обобщаются и учитываются при доработке проектов муниципальных правовых актов и подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в обобщенном виде в порядке установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (п.4.9 Положения).
В соответствии со ст.62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> вынесено решение № «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом». Назначены дата, сроки и место проведения публичных слушаний, утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, утвержден порядок учета предложений по вышеуказанному вопросу и порядок участия граждан в его обсуждении. Указано об обнародовании данного решения с проектом решения Совета депутатов Таборского сельского поселения «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» в библиотеке Таборского ИДЦ по адресу: <адрес> сельского поселения по адресу: <адрес> (л.д.194-193, 205).
ДД.ММ.ГГГГ информационное оповещение о проведении публичных слушаний с проектом решения было размещено в библиотеке Таборского ИДЦ по адресу: <адрес> сельского поселения по адресу: <адрес>, а так же размещено на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.202-204).
В организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом поступили три заявления от жителей Таборского сельского поселения (одно от административного истца Пономаревой И.М., два заявления от фио1) о несогласии присоединения к Оханскому городскому округу со списком подписей жителей Таборского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 по адресу: <адрес> сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом.
Протокол публичных слушаний надлежащим образом оформлен и подписан председательствующим и секретарем. Протокол содержит сведения о доведении до участников публичных слушаний информации о поступлении в организационный комитет трех заявлений с предложениями граждан, замечания, вопросы участников публичных слушаний, а так же выводы по итогам публичных слушаний (л.д.206-212). Замечаний по оформлению протокола не поступало.
Согласно заключению по результатам публичных слушаний по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом публичные слушания считаются состоявшимися, Совету депутатов Таборского сельского совета рекомендовано принять решение «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование входящего в состав Оханского муниципального района путем объединения с Оханским городским округом».
Поступившие предложения, оформленные в виде заявлений, направлены в представительный орган Таборского сельского поселения для рассмотрения при принятии решения по вопросу преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом (л.д.225,226).
Административный истец присутствовала на публичных слушаниях при доведении до нее данной информации, по данному поводу не возражала.
Заключение по результатам публичных слушаний обнародовано ДД.ММ.ГГГГ на стенде администрации по адресу: <адрес>, в помещении библиотеки по адресу: <адрес>, а та же размещено на официальном на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.227-230).
ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> принято решение № «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».
Данное решение принято в правомочном составе большинством голосов от установленной численности депутатов, что подтверждается протоколом Совета депутатов Таборского сельского поселения (л.д.232).
Решение обнародовано ДД.ММ.ГГГГ на стенде администрации по адресу: <адрес>, в помещении библиотеки по адресу: <адрес>, а также размещено на странице Таборского сельского поселения на официальном сайте администрации Оханского муниципального района (л.д.233-237).
Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» Советом депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> принято с соблюдением норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Положения о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении, утвержденном решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы административного истца об обратном не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Решение Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом» принято уполномоченным органом, в рамках компетенции и с соблюдением порядка принятия решения, установленного действующим законодательством.
Результаты публичных слушаний, как носящие рекомендательный характер были учтены представительным органам власти поселения при принятии решения о согласии на объединение.
Поскольку само по себе решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, оно не может нарушать какие-либо права административного истца и в случае, если был нарушен установленный порядок их проведения.
Публичные слушания имели лишь цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно вопроса преобразования Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, в соответствии с которой, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Иные обстоятельства, на которые истец ссылается в обосновании своих требований не имеют правового значения при рассмотрении дела, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Пономаревой Ирины Михайловны к Совету депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом»–отказать.
Решение в течение пяти дней со дня принятия судом может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске).
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Томилина