Решение по делу № 33а-3635/2020 от 06.11.2020

Судья Цеханович М.К.

№ 33а-3635/2020 (10RS0011-01-2020-011073-61)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07.12.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейГалашевой И.Н., Соляникова Р.В.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.09.2020 по административному делу № 2а- 5760/2020 по административному исковому заявлению Попкова А. Ю. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ РК «РНД») о признании сведений о постановке на учет недостоверными, заключения врачебной комиссии – незаконным.

Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попков А.Ю. обратился с административным иском по тем основаниям, что при прохождении медицинского осмотра в связи с истечением срока действия водительского удостоверенияон обратился к врачу-наркологу, от которого узнал, что согласно регистру наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМед» он с 18.04.1989 состоит в указанном регистре в связи с психическим и поведенческим расстройством, вызванным употреблением алкоголя. Полагая, что поскольку в течение указанного времени о постановке на учет не знал, алкоголем не злоупотреблял, получал водительское удостоверение, управлял автомобилем, работал, вел здоровый образ жизни, имеет семью, ранее проходил аналогичные водительские комиссии и был признан «годным», постольку сведения о постановке его на учет в 1989 году являются недостоверными, а заключение врачебной комиссии ГБУЗ РК «РНД» (куда он обратился за снятием указанного диагноза) от 29.07.2020 об отказе в прекращении диспансерного наблюдения незаконным. Попков А.Ю. просил суд признать информацию в регистре наркологических больныхнедостоверной, решение врачебной комиссии ГБУЗ РК «РНД» от 29.07.2020– незаконным, обязав ГБУЗ РК «РНД» устранить нарушение его прав.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом имеющих значение для дела обстоятельств, неверную оценку доказательств, нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.

Попков А.Ю.и его представитель Молодежников В.В. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали. Попков А.Ю. пояснил, что с 1987 по 1995 годы проживал и работал в Сахалинской области, вернулся для проживания в Республику Карелия в 1995 году.

Представитель ГБУЗ РК «РНД» Беляков С.В. в заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, пояснил, что документов, подтверждающих, что при уничтожении медицинских карт за 1989 год была уничтожена и медицинская карта на Попкова А.Ю., не имеется. Информации о том, кем, когда и в связи с каким обращением Попкову А.Ю. был поставлен диагноз, впоследствии внесенный в регистр наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД», также не имеется.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Попков А.Ю., (...) года рождения, в июне 2020 года проходил медицинскую водительскую комиссию, в том числе был у врача-нарколога, который сообщил ему о том, что Попков А.Ю. состоит в регистре наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД».

Согласно выписке из регистра наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД» Попков А.Ю. с 18.04.1989 состоит на учете в связи с наличием заболевания – «(...)».

В июне 2020 г. Попков А.Ю. обратился в ГБУЗ РК «РНД» за снятием с учета.

Решением врачебной комиссии ГБУЗ РК «РНД», оформленным протоколом от 29.07.2020 № 272, в прекращении диспансерного наблюденияв отношении Попкова А. Ю. отказанов связи с отсутствием ремиссии в течение трех лет, рекомендовано диспансерное наблюдение нарколога по месту жительства.

08.09.2020 административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств со стороны Попкова А.Ю., свидетельствующих о полном его выздоровлении, поскольку ремиссия Попкова А.Ю. не может считаться подтвержденной.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1) психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Диспансерное наблюдение в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона №3185-1 является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи.

В соответствии со статьей 27 Закона № 3185-1 диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопроса о необходимости диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона. Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.

Согласно частям 5 и 7 статьи 46 Федерального законаот 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских свидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливается федеральным законом.

Часть 2 статьи 6 Закона № 3185-1 предусматривает, что перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями,выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально, а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Водители транспортных средств категории «В» допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», действовавшим на дату, которая указана в регистре наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД» как дата установления Попкову А.Ю. диагноза (...)», была утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающие средств без клинических проявлений заболевания (далее – Инструкция).

Согласно разделу1 Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. № 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. № 030-1/у).

Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

В силу раздела 2 Инструкции за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.

В настоящее время наркологический учет осуществляется в соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 №1034н (далее – Порядок), согласно которому диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).

Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - Flx.2).

Согласно пунктам 14 и 15 Порядка сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма № 025-5/у-88). Врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) осуществляет статистический учет и анализ результатов проведения диспансерного на основании сведений, содержащихся в учетных формах № 030-1/у-02.

Форма медицинской карты амбулаторного наркологического больного (форма № 025-5/у-88), инструкция по заполнению указанной карты утверждены письмом Минздрава СССР от 26.07.1988 № 08-14/17-14 «О введении медицинской карты амбулаторного наркологического больного».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 10.11.2014 № 2004 «Об организации работ по формированию и ведению регионального регистра наркологических больных в региональной информационной системе здравоохранения Республики Карелия» утвержден Порядок формирования и ведения регионального регистра наркологических больных в региональной информационной системе здравоохранения Республики Карелия (далее – Порядок № 2004).

В соответствии с Порядком № 2004 региональный регистр наркологических больных (далее – Регистр) в региональной информационной системе здравоохранения Республики Карелия, созданной на основе внедрения РИАМС «ПроМед», формируется и актуализируется медицинскими организациями, оказывающими наркологическую помощь на территории Республики Карелия, которые ведут профилактическое наблюдение и диспансерный учет пациентов с наркологическими заболеваниями (пункт 1).

Координатором формирования и ведения Регистра на территории Республики Карелия является ГБУЗ РК «РНД» (пункт 2).

ГБУЗ РК «РНД» контролирует работу медицинских организаций по формированию и актуализации Регистра, а также полноту вносимой в Регистр информации (пункт 12).

В соответствии с представленной выпиской из Регистра от 22.09.2020 в отношении Попкова А.Ю., 01.01.1950 года рождения, в Регистре содержится следующая информация: дата включения в Регистр – 18.04.1989; дата начала заболевания – 18.04.1989; диагноз – дата установления 18.04.1989, диагноз основного заболевания «(...) дата закрытия карты (снятие с учета) – не указано; причина прекращения наблюдения – не указано; дата обращения к психиатру (наркологу) впервые в жизни – не указано.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности.

Действующими нормативными правовыми актами срок хранения медицинской карты амбулаторного наркологического больного (форма №025-5/у-88) не установлен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 КАС РФ).

При рассмотрении административного дела суд первой инстанции обладал следующими документами: копией амбулаторной карты Попкова А.Ю., заведенной лишь в 2020 году после обращения Попкова А.Ю. к врачу для уточнения диагноза, в которой отсутствуют сведения о предыдущих диагнозах или лечении Попкова А.Ю., выпиской из Регистра, из которой, среди прочего, не усматривается даты обращения Попкова А.Ю. к психиатру (наркологу) впервые в жизни, указана лишь дата начала заболевания – 18.04.1989, которая не подтверждается никакими медицинскими документами.

Из представленных ГБУЗ РК «РНД» документов следует, что 15.12.2016 были уничтожены медицинские карты стационарных больных за 1986-1990 годы и медицинские карты амбулаторных больных за 1988-2001 годы, при этом перечня уничтоженных документов, позволяющих установить наличие среди них медицинской карты на Попкова А.Ю., не составлялось и суду апелляционной инстанции по его запросу не представлено.

Не представлено административным ответчиком по запросу суда апелляционной инстанции сведений о том, когда, в какое медицинское учреждение и с какимижалобами обращался Попков А.Ю.; каким врачом, когда и на каком основании был поставлен Попкову А.Ю. диагноз «(...)».

По мнению судебной коллегии, ссылка административного ответчика на письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.12.2015 № 13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации» как на основание, позволяющее уничтожить медицинскую документацию в отношении Попкова А.Ю. по истечении 25 лет, не состоятельна, поскольку указанное письмо не регламентирует сроки хранения медицинской карты амбулаторного наркологического больного (форма № 025-5/у-88).

Учитывая, что сведения, внесенные в медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма № 025-5/у-88), могут учитываться при решении вопросов существенного ограничения прав гражданина, по мнению судебной коллегии, административный ответчик был обязан обеспечить хранение медицинской карты амбулаторного наркологического больного (форма №025-5/у-88)во всяком случае на период ограничения прав гражданина.

Поскольку в материалы дела административным ответчиком, являющимся ответственным за ведение Регистра, не представлено допустимых и достоверных доказательств того, что Попкову А.Ю., 01.01.1950 года рождения, проживавшему и работавшему с 1987 по 1995 годы в Сахалинской области, был на законных основаниях 18.04.1989 установлен диагноз «(...)», следовательно, сведения об этом, внесенные в Регистр, являются недостоверными, нарушают права административного истца и, соответственно, подлежат исключению из Регистра.

Поскольку заключение врачебной комиссии ГБУЗ РК «РНД», оформленное протоколом от 29.07.2020 № 272, об отказе в прекращении диспансерного наблюдения в отношении Попкова А. Ю. было основано, в том числе, на признанной судом недостоверной информации о наличии у него с 18.04.1989 диагноза (...), постольку указанное заключение также является незаконным и подлежит отмене с обязанием административного ответчика повторно провести врачебную комиссиюс учетом выводов, содержащихся в настоящем определении.

При таких обстоятельствахрешение в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.09.2020по настоящему делу отменить. Принять новое решение.

Административный иск Попкова А. Ю. к ГБУЗ Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» о признании сведений о постановке на учет недостоверными, заключения врачебной комиссии – незаконнымудовлетворить.

Признать недостоверными сведения в отношении Попкова А. Ю., (...) года рождения, размещенные в регистре наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД»,о том, что Попкову А.Ю. 18.04.1989 установлен диагноз основного заболевания «F10.(...)

Признать незаконным решение врачебной комиссии ГБУЗ Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер», оформленное протоколом от 29.07.2020 № 272 об отказе в прекращении диспансерного наблюдения в отношении Попкова А. Ю..

Обязать ГБУЗ Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» исключить из регистра наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД» признанные недостоверными сведения в отношении Попкова А. Ю., (...) года рождения.

Обязать ГБУЗ Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» провести повторное обследование Попкова А. Ю. с учетом признания сведений о нем, размещенных в регистре наркологических больных республиканской информационной аналитической системы «ПроМЕД», недостоверными.

В течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу сообщить об его исполнении суду первой инстанции и административному истцу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-3635/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Попков Александр Юрьевич
Ответчики
ГБУЗ РК Республиканский наркологический диспансер
Другие
Молодежников Виктор Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
09.11.2020Передача дела судье
07.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020Передано в экспедицию
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее