Решение по делу № 2-1261/2014 от 12.05.2014

Дело № 2 – 1261 /2014                                                                                     

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2014 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

Председательствующего судьи Поносовой И.В.

При секретаре Ощепковой М.Н.,

С участием прокурора Власовой Н.М., представителей ответчика ООО «Управляющая компания «Гарант» –Голдобиной Н.А., действующей на основании доверенности от 13.01.2014года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г.Перми в интересах Никитиной М.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» о возложении обязанности, компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Кировского района г.Перми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Никитиной М.И. с иском к ООО «УК «Гарант» о возложении обязанности на ответчика согласовать разработанный фирмой ЗАО «...» проект установки пандусов в администрации Кировского района г.Перми, установить аппарель (откидной пандус) вдоль лестницы первого этажа подъезда №... д. №... по <АДРЕС>, а также пандус на крыльце вышеуказанного подъезда в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, о взыскании с ООО «УК «Гарант» в пользу Никитиной М.И. компенсации морального вреда в размере ... рублей.

    В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. В прокуратуру Кировского района г.Перми поступило обращение Никитиной М.Н. о нарушении ее прав на беспрепятственный доступ в свое жилое помещением. В ходе проведенной по обращению проверки было установлено, что Никитина М.Н. является инвалидом-колясочником, проживает и зарегистрирована в квартире №..., расположенной на первом этаже третьего подъезда жилого дома №... по ул<АДРЕС>. В связи с тем, что на лестнице, расположенной на 1 этаже и на крыльце подъезда отсутствует пандус, она не имеет возможности выехать на кресле-коляске на улицу. Положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Жилой дом является объектом социальной инфраструктуры. Лестницы, а также другие помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, относятся к общему имуществу собственников помещений дома. В соответствии с ч.3 ст. 39 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Жилой дом по <АДРЕС> является многоквартирным домом. На основании решения общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме, управление домом поручено ООО «Управляющая компания «Гарант». Согласно п.3.1 Договора управления многоквартирным домом от 01.05.2010 года, собственники помещений поручают, а ООО «Управляющая компания «Гарант» обязуется осуществлять управление многоквартирным жилым домом, общим имуществом и объектами инженерной инфраструктуры дома №... по <АДРЕС>, направленных на обеспечение комфортного проживания (в рамках получаемых средств) собственников (нанимателей) жилых помещений, обеспечение сохранности домовладения и на предоставление установленного качества жилищно-коммунальных услуг и соответствующей оплаты данных услуг собственниками. Никитина М.И. с июля 2012 года неоднократно обращалась в ООО «УК «Гарант» с заявлениями о необходимости установки пандуса на лестнице первого этажа подъезда №... д.№... по <АДРЕС>, а также на крыльце вышеуказанного подъезда. Также ею в ООО «УК «Гарант» было предоставлено письменное согласие жильцов на установку пандусов и проект по установке пандусов с исследованием технического состояния дома, выполненный фирмой ЗАО «...». Согласно выводам вышеуказанного проекта на первом этаже подъезда №... д.№... по <АДРЕС> вдоль лестницы возможно установить аппарель (откидной пандус). Наличие откидного пандуса не будет препятствовать свободному передвижению жильцов дома по лестнице и не нарушает правила противопожарной безопасности. Также установлено, что имеется техническая возможность для установки пандуса на крыльце вышеуказанного подъезда. Технические характеристики аппарели и пандуса позволяют обеспечить передвижение Никитиной М.И. на кресле-коляске с помощью посторонних лиц, так как в силу состояния здоровья она не может передвигаться на кресле-коляске самостоятельно. На запрос прокуратуры о возможности установки пандусов в подъезде №... д.№... по <АДРЕС> из ООО «Управляющая компания «Гарант» получен ответ за исх.№... от 24.04.2014 года, в котором указано, что от Никитиной М.И. неоднократно поступали обращения о необходимости установки пандусов, представлен проект устройства пандусов, который Никитиной М.И. необходимо согласовать с отделом архитектуры администрации Кировского района г.Перми. После согласования необходимо составить смету расходов на установку пандусов, согласовав ее с собственниками помещений вышеуказанного дома. Однако, в связи с тем, что Никитина М.И. не имеет физической возможности выйти из квартиры, она не сможет самостоятельно обратиться за согласованием проекту в администрацию Кировского района г.Перми. В настоящее время Никитина М.И. нуждается в проведении операции, однако, лишена возможности выехать из квартиры в лечебное учреждение. Длительным неисполнением возложенных на управляющую компанию обязанностей по обеспечению доступности пользования жилым помещением, соблюдения прав и законных интересов инвалида-колясочника на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, ООО «Управляющая компания «Гарант» нарушает ее личные неимущественные права, причиняет ей нравственные страдания. Свои нравственные страдания, вызванные нарушением прав ответчиком, Никитина М.И. оценила в ... рублей.

    Определением суда протокольной формы от 25.06.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г.Перми.

    В судебном заседании прокурор на иске настаивает, считает, что обязанность по установке пандуса должна быть возложена на ООО «УК «Гарант» в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, п. 10 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, п.3.1 договора управления жилым домом по <АДРЕС>, предусматривающими, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в таком состоянии, чтобы быть доступным для пользования и отвечать правам и законным интересам собственников жилого помещения. Управляющая компания должна обеспечивать комфортное проживание жильцов. Начиная с июля 2012 года, Никитина М.И. неоднократно обращалась к ответчику о необходимости установления пандуса. ООО «УК «Гарант» летом 2013 года установило пандус на крыльце подъезда №... дома, но данный пандус не отвечал требованиям безопасности и СНиП, и Никитина М.И. не могла им воспользоваться. Впоследствии данный пандус ответчиком был демонтирован. Техническая возможность для установки пандуса и аппарели имеется, их установка не будет нарушать чьих-либо прав и правил безопасности, препятствий для эвакуации граждан создано не будет. В то же время, в отсутствие пандуса Никитина М.И. лишена возможности эвакуироваться в необходимом случае. На установку пандусов было получено согласие жильцов, разработан проект. Полагает, что для обеспечения прав гражданина-инвалида согласие собственников не требуется. Работы по установке пандуса должны быть произведены ответчиком ООО «УК «Гарант» за счет средств платы по статье «текущий ремонт и содержание жилья», поскольку управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание крыльца и лестницы, в соответствии с СНиПами каждая лестница обязана дублироваться пандусами, пандус является одним из элементов крыльца. Размер компенсации морального вреда ... рублей является соразмерным причиненным Никитиной М.И. нравственным страданиям, она испытывает болезненные ощущения, без пандуса вынуждена передвигаться по ступенькам.

    Никитина М.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в представленных ранее заявлениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав по иску следующее. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все производственные, учебные с социальные строения, места культуры и отдыха, торговые центры, аптеки обязаны быть оборудованы специальными пандусами для инвалидов. Согласно этому же закону, пандусами для колясок обязаны быть обустроены и все жилые здания. На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 150, 151 ГК РФ, любое лицо, относящееся к маломобильной группе населения, может в судебном порядке взыскать с лиц, ответственных за содержание помещений (руководителей ЖКХ) компенсацию морального вреда из-за отсутствия в подъезде устройства доступности. Во исполнение государственной программы «Доступная среда», в обязанность руководителей ЖКХ входит обязательное обеспечение подъездов жилых домов устройствами доступности. В соответствии с ч. 1 ст. 39, ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом, законодательство РФ требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 161 ЖК РФ, п. «в» ч. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Доступность пользования общим имуществом возлагается на жильцов. Беспрекословность выдвинутых государством требования подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности, вообще не требуется. Это относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за содержание жилых помещений. Утверждение руководства ООО «УК «Гарант» о необходимости согласия всех собственников помещений дома на установку пандуса безосновательно. Ошибочным является и требование утвердить чертежи в архитектурном отделе администрации Кировского района г.Перми, поскольку из письма главы администрации Г. следует, что для реконструкции здания в пределах земельного участка, предоставленного для размещения здания, путем устройства пандусов для маломобильных групп населения получение разрешения на строительство не требуется. Из-за отсутствия пандуса истец страдает как физически, так и морально. Пришлось перенести срок операции на ослепшем глазу с 29 декабря на 19 мая. Но пандуса так и не было, а откладывать больше было нельзя. Когда по прибытии из стационара после операции истца пришлось тащить без коляски по крутому крыльцу наверх, а затем по лестнице в квартиру, что причинило ей боль. Те же страдания она испытала, когда потребовалось выносить и вносить ее на послеоперационную консультацию к офтальмологу, и тогда, когда срочно потребовалось лечение зубов и смена зубного протеза. Каждый раз повреждались больные суставы и позвоночник, вызывая сильный болевой синдром. Нежелание установить пандус, к тому же, по готовым чертежам и техническим вкладкам, сделанным по заказу истца ОАО «...», истец расценивает как издевательство над инвалидом, и требует компенсации морального вреда в размере ... рублей. Все действующие законы РФ и письмо главы администрации Кировского района г.Перми управляющая организация продолжает игнорировать. Ее бездействие привело к ухудшению здоровья истца. Так как трижды по острой необходимости сын вывозил в больницы, пандуса нет, приходилось тащиться по крутым лестницам подъезда вверх с помощью сына и костылей, преодолевая нестерпимую боль в позвоночнике и суставах рук и ног. А потом три дня истец вообще не могла пошевелиться. Никитина М.И. расценивает это как прямое издевательство над беспомощным инвалидом и просит учесть при определении морального вреда, нанесенного уже умышленно.

    Представитель ответчика ООО «УК «Гарант» в судебном заседании иск не признал, пояснив, что известно о проживании в доме по <АДРЕС>, управление которым осуществляет ответчик, инвалида ... группы Никитиной М.И., пандусы не установлены. Стоимость установки пандуса, согласно проекта, составляет более ... рублей, источники финансирования должны решаться собственниками на общем собрании. Данные работы относятся к капитальному ремонту. На общем собрании собственников помещений в доме должен быть решен вопрос о согласии на установку пандуса и вопрос о финансировании работ. Считает, что обязанности согласовывать проект пандуса у ответчика не имеется. Права истца ответчиком не нарушены, следовательно, нет оснований для компенсации морального вреда.

    Представитель третьего лица – администрации Кировского района г.Перми в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что требования прокурора поддерживает, считает их законными и обоснованными. В ранее представленных пояснениях по иску указал следующее. Администрация Кировского района г.Перми руководствуется в своей деятельности Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утв. Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 (далее – Типовое положение). В соответствии с п. 3.2.3.6 Типового положения, администрация района согласовывает переустройство и/или перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах. Устройство аппарели (откидного пандуса) вдоль лестницы первого этажа подъезда №... дома №... по <АДРЕС> и устройство пандуса у лестницы подъезда того же жилого дома, относится к работам по реконструкции объектов капитального строительства, что подтверждается Законом Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК «О градостроительной деятельности в <АДРЕС>». Согласно п.4 ст. 20 названного Закона, для реконструкции здания в пределах земельного участка, представленного для размещения здания, путем устройства пандусов для маломобильных групп населения, крылец, входных групп для входа в помещение первых этажей, получение разрешения на строительство не требуется. В соответствии с. п. 6.1.4 СП 59.13330.2012 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», жилые многоквартирные дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая: доступность квартиры или жилого помещения от уровня земли перед входом в здание, доступность из квартиры или жилого помещения всех помещений, обслуживающих жителей или посетителей, применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов, обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами. В соответствии с Типовым положением, администрация района не обладает полномочиями по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) и согласованию проектов по установке пандуса.

    Представитель третьего лица – администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

    Суд, исследовав представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).    Из материалов дела следует, что Никитина М.И., ..., является инвалидом-колясочником, проживает и зарегистрирована по адресу: <АДРЕС>. Квартира №... находится на 1 этаже третьего подъезда многоквартирного жилого дома.

    ООО «Управляющая компания «Гарант» осуществляет управление жилым домом по <АДРЕС> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2010 года №...

    Согласно п. 3.1 договора управления, Управляющая компания обязуется осуществлять управление многоквартирным жилым домом, общим имуществом и объектами инженерной инфраструктуры данного дома, направленных на обеспечение комфортного проживания (в рамках получаемых средств) собственников (нанимателей) жилых помещений, обеспечение сохранности домовладения и на предоставление установленного качестве жилищно-коммунальных услуг и соответствующей оплаты данных услуг собственником.

    В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 Правил, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

Согласно п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п. 21 Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

     Приложением №... к Договору управления многоквартирным жилым домом по <АДРЕС> установлен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. В перечень работы по текущему ремонту дома включено устройство или замена отдельных элементов крылец.

    Никитина М.И. с июля 2012 года неоднократно обращалась в ООО «УК «Гарант» с заявлениями о необходимости установки пандуса на лестнице первого этажа подъезда №... д.№... по <АДРЕС> а также на крыльце вышеуказанного подъезда.

    Кроме того, обращение Никитиной М.И., направленное Уполномоченному по правам человека в Пермском крае, о бездействии ООО «УК «Гарант» по установке пандуса, поступило для рассмотрения по компетенции в прокуратуру Кировского района г.Перми.

    На запрос прокуратуры о возможности установки пандусов в подъезде №... д.№... по №... из ООО «Управляющая компания «Гарант» получен ответ за исх.№... от 24.04.2014 года, указано, что Никитина М.И. неоднократно обращалась в ООО «УК «Гарант» по устройству пандуса в подъезде и на входной группе. Дважды управляющая компания устанавливала пандус. Первый раз из швеллера в 2012 году, но он был демонтирован по просьбе жителей подъезда, т.к. представлял неудобство, второй раз в 2013 году – из стального рифленого листа, но он был украден неизвестными лицами. Никитиной М.И. был представлен проект устройства пандуса с прокладкой его под окнами магазина. В проекте пандусом перегораживалось окно магазина, поэтому проектировщиком были внесены изменения. Данные проект собственнику необходимо согласовать в отделе архитектуры администрации Кировского района. После этого подрядная организация составит смету, которая будет согласована с собственниками квартир и магазина, т.к. эта сумма будет снята из бюджета дома. При наличии необходимых согласований работы по возведению пандуса будет запланированы на май 2014 года.

    Согласно сообщению администрации Кировского района г.Перми от 27.05.2014 года, в соответствии со ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» для реконструкции здания в пределах земельного участка, предоставленного для размещения здания, путем устройства пандусов для маломобильных групп населения получение разрешения на строительство не требуется.

    ООО «Управляющая компания «Гарант» указало, что согласно СП 59.13330.20012 Свод Правил. Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказов Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, установка пандуса относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем, необходимо на общем собрании собственников помещений в многоквартирном дома по адресу: <АДРЕС> принять решение о возможности установки пандуса и источнике финансирования данных работ.

    Проанализировав и оценив в совокупности доводы сторон, представленные доказательства, нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

    Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 данного Федерального закона указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).

Согласно ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 (ред. от 05.12.2008) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края", к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся: жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с федеральным законодательством оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания (ст. 3 Закона от 27.12.2004 N 1957-424).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

    Таким образом, статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

    Из материалов дела усматривается, что прокурором в интересах Никитиной М.И. заявлено требование о возложении на управляющую организацию обязанности обеспечить ей как инвалиду, использующему кресло-коляску, беспрепятственный доступ до квартиры в многоквартирном доме, где она проживает.

    Между тем, публичная обязанность по обеспечению доступности беспрепятственного пользования Никитиной М.И. своим жилым помещением, вытекающая из норм федерального законодательства, не может быть возложена на управляющую организацию, которая, как сторона по договору управления многоквартирным домом, по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружения, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, ООО «УК «Гарант» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником многоквартирного дома по <АДРЕС>.

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска Прокурора Кировского района г.Перми в интересах Никитиной М.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» о возложении обязанности согласовать разработанный фирмой ЗАО «...» проект установки пандусов в администрации Кировского района г.Перми, о возложении обязанности установить аппарель (откидной пандус) вдоль лестницы первого этажа подъезда №... дома №... по <АДРЕС>, установить пандус на крыльце указанного дома, о компенсации морального вреда в размере ... рублей – отказать.

Решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.

Судья:                    И.В.Поносова                            

2-1261/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никитина М.И.
Прокуратура Кировского района
Ответчики
ООО " Управляющия компания "Гарант"
Другие
Администрация Кировского района г. Перми
Администрация г.Перми
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
12.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2014Передача материалов судье
12.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2014Предварительное судебное заседание
25.06.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.07.2014Предварительное судебное заседание
16.07.2014Судебное заседание
23.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее