Дело № 33-1519/2024
Номер в суде первой инстанции 2-7138/2023
72RS0025-01-2023-005620-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тюмень 18 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Чесноковой А.В.,
судей Малининой Л.Б., Фёдоровой И.И.,
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З.Н.Н. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования З.Н.Н. к ОСФР по Тюменской области удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Тюменской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы З.Н.Н. с 01.11.1999г. по 05.11.2001г. в МУП «Городская клиническая больница № 1».
В остальной части иска З.Н.Н. к ОСФР по Тюменской области, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Фёдоровой И.И. об обстоятельствах дела, объяснения истицы З.Н.Н., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
З.Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту – ОСФР по Тюменской области) о защите пенсионных прав.
Требования мотивированы тем, что решением ОСФР по Тюменской области от 31.03.2023 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что специального стажа истца не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Истец считает решение незаконным и нарушающим ее право на пенсионное обеспечение. На основании изложенного истец просила
признать решение от 31.03.2023 незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы с 01.11.1999 по 05.11.2001 в МУП «Городская клиническая больница № 1», а также с 02.05.2003 по 27.03.2023 в АО «МСЧ «Нефтяник», возложить обязанность включить указанные периоды в стаж.
В суде первой инстанции:
Истец З.Н.Н. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОСФР по <.......> не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец З.Н.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы в АО «Медико-санитарная часть «Нефтяник» с 02.05.2003 по 27.03.2023 и принять новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает о несогласии с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выполнение истцом обязанностей медицинской сестры в АО «Медико-санитарная часть «Нефтяник» является деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель ответчика, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 марта 2023 года З.Н.Н. обратилась в ОПФР по Тюменской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 57-59).
Решением ОСФР по Тюменской области от 31.03.2023 в досрочном назначении пенсии З.Н.Н. было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в стаж истца не были включены периоды работы с 01.11.1999 по 05.11.2001 в МУП «Городская клиническая больница № 1», а также с 02.05.2003 по 27.03.2023 в АО «МСЧ «Нефтяник», в виду того, что п. 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии – одним из критериев досрочного пенсионного обеспечения в связи с медицинской деятельностью законодательно установлено осуществление определенной деятельности в организациях, имеющих единственную организационно-правовую форму – «учреждение». «Предприятия» по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются (л.д. 10-14).
С аналогичным заявлением З.Н.Н. обращалась в ГУ- ОПФ Российской Федерации по Тюменской области 29 марта 2023 года (л.д. 57-59), однако ей было отказано в связи с отсутствие права (л.д. 52-54).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь ст. 39 Конституции Российской Федерации, п. 20 ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установив, что из представленных истцом Уставов МУП «Городская клиническая больница № 1», должностных инструкций, справок, виды и цели деятельности указанного медицинского учреждения оставались неизменными, пришел к выводу, что не включение периода работы истца с 01.11.1999 по 05.11.2001 в МУП «Городская клиническая больница № 1», приводит к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, указав, что из специального трудового стажа З.Н.Н. не правомерно исключен вышеназванный период работы, дающий право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии.
Между тем, суд указал, что период работы истца с 02.05.2003 по 27.03.2023 в АО «МСЧ «Нефтяник» не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку Зуева Н.Н. осуществляла трудовую деятельность с 02.05.2003 по 27.03.2023 в АО «МСЧ «Нефтяник», организационно-правовая форма которой «акционерное общество», в связи с чем данный период не подлежит включению в стаж.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы жалобы о том, что период ее работы в АО «МСЧ «Нефтяник» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 вышеуказанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 данного закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное, обеспечение».
В силу подпункта «н» пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Раздел «Наименование учреждений» указанных Списков не предусматривает акционерные общества.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 1 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В п. 1 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей. Оказание работодателем истца медицинских услуг, не свидетельствует о том, что акционерное общество создано не в целях получения прибыли.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-0, правовые основания и условия назначения пенсий для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости связана не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Изучение материалов дела показывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для зачета спорного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельств, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Н.Н. – без удовлетворения.
Определение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи коллегии