Дело №2-658/2020
Поступило: 03.03.2020 г.
54RS0013-01-2020-000775-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 года г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием представителя истца Бобровского С.Е., представителя ответчика Савельевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ливенлу И. Н. к Администрации города Бердска о перераспределении земельного участка и предоставлении участка в собственность, путем выкупа,-
у с т а н о в и л :
Ливенлу И.Н. обратился с иском к Администрации города Бердска с исковым заявлением о перераспределении земельного участка площадью 161 кв.м. в кадастровом квартале № примыкающего к участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем установления единой территориальной зоны Ж-1, и передаче указанного земельного участка истцу для эксплуатации жилого дома на основе бессрочного безвозмездного пользования.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании договора купли-продажи от 23.08.2013 года Ливенлу И.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 287 кв.м. по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов – для размещения жилого дома с приусадебным участком. Участок находится в зоне Ж-1 – зона индивидуальной усадебной жилой застройки.
Согласно заключению кадастрового инженера, фактическая площадь земельного участка составила 293 кв.м. (+)(-) 6м. То есть, с учетом минусовой погрешности площадь участка соответствует правоустанавливающим документам. Таким образом, принадлежащий истцу участок на 113 кв.м. меньше, чем установлено градостроительными нормами Кадастровым инженером ООО «ЦПИиТР» была составлена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале территорий, образуемого перераспределением земель, находящихся в муниципальной собственности от 26.06.2019 года. Данный участок, который можно перераспределить и присоединить для использования в виде индивидуального земельного участка имеет площадь 161 кв.м. Участок находится за красной линией. Увеличить участок иным образом не представляется возможным, поскольку с трех сторон участок истца ограничен земельными участками физических лиц. Спорный участок фактически не попадает в градостроительный план по реконструкции и благоустройству г.Бердска. С 2013 года по настоящее время никаких работ по благоустройству и реконструкции улицы Парижской Коммуны со стороны Администрации города Бердска не проводилось. Улица Парижской Коммуны от ул.Репина до ул.Большевистская является улицей местного значения. Согласно проекта Генерального плана г.Бердска дорога является грунтово-щебеночной, отнесена к 4 категории, которая означает: класс дороги – обычного типа, общее количество полос – 2 (по одной в каждом направлении), ширина полосы – 3 метра, центральная разделительная полоса не требуется. Согласно проекта Генерального плана г.Бердска в 2018 году планировалась реконструкция улично-дорожной сети местного значения Парижской Коммуны. Но в иную категорию улиц и дорог данная улица не переводится. Соответственно, она продолжает относиться к 4 категории и ее ширина (6 метров) остается неизменной при любой реконструкции.
Для перераспределения земельного участка площадью 161 кв.м. необходимо изменить территориальную зону участка – внести изменения в план градостроительного зонирования г.Бердска, путем включения спорного участка в зону застройки Ж-1.
Необходимость в дополнительной площади земельного участка обусловлена тем, что дом истца является домом блокированного типа на 2-х хозяев, 1957 года постройки, и находится в аварийном состоянии. Для полноценного использования дома необходима его полная реконструкция. Площадь части дома, принадлежащего истцу, составляет 30 кв.м. Для реконструкции жилого дома и увеличения его площади, необходим согласованный проект, а при недостатке площади земли такой проект не будет согласован. Самовольно возведенный дом нельзя будет узаконить даже через суд. На ул.Парижской Коммуны нескольким владельцам земельных участков в кадастровом квартале № Администрацией города Бердска участки были переведены в зону Ж-1, что очевидно из дежурного плана г.Бердска Истцом неоднократно направлялись в Администрацию города Бердска заявления о внесении изменений в градостроительное зонирование, но ему было в этом отказано.
Истец Ливенлу И.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца Бобровский С.Е., действующий на основании доверенности (л.д.46), исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приведенном выше. В последнем судебном заседании представитель истца изменил исковые требования и просил обязать Администрацию г.Бердска передать истцу спорный участок площадью 161 кв.м. в собственность, путем его выкупа, а не в постоянное бессрочное пользование, как ранее было указано в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Бердска Савельева Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Поддержала письменные возражения, согласно которым 23.12.2019 года на заседании Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования г.Бердска было рассмотрено заявление Ливенлу И.Н. о внесении изменений в градостроительное зонирование. Комиссией было установлено, что Ливенлу И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов – для размещения жилого дома с приусадебным участком, площадью 293 кв.м. (с учетом уточнений кадастровым инженером), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Земельный участок находится в зоне Ж-1 – зона индивидуальной усадебной жилой застройки. С целью увеличения площади земельного участка Ливенлу И.Н. подготовлена схема перераспределения земельного участка площадью 161 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в зоне ИТ-2 (улично-дорожной сети), путем установления единой территориальной зоны Ж-1, согласно прилагаемой им схемы. По результатам работы Комиссии по ПЗЗ было принято решение отказать во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 293 кв.м. по <адрес>, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем установления единой территориальной зоны Ж-1, в связи с тем, что это приведет к нарушению линии регулирования застройки, за которой не должны возводиться здания в кадастровом квартале №. Данное предложение не учитывает сложившуюся планировку территории и существующее землепользование, а также противоречит документам территориального планирования, а именно, Генеральному плану г.Бердска Новосибирской области, утвержденному решением Совета депутатов г.Бердска №323 от 07.11.2019г. «Об утверждении генерального плана города Бердска Новосибирской области», о чем письмом №668-19/УГ от 26.12.2019 года было сообщено Ливенлу И.Н. Требование истца о предоставлении спорного земельного участка в постоянное бессрочное пользование не подлежит удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено.
Дополнительно представитель ответчика в возражениях пояснила, что удовлетворение исковых требований нарушит права Администрации города Бердска, как собственника спорного земельного участка. Генеральным планом г.Бердска предусмотрена реконструкция улиц местного значения, в том чисел, улицы Парижской Коммуны. С учетом возведения тротуаров и велосипедных дорожек, полосы отвода автодороги будет недостаточно.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, специалиста ООО «ЦПИиТР», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст.39.27 ЗК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Федеральным Законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»,Земельный Кодекс РФ был дополнен вступившей в силу 01 марта 2015 года главой V.4, устанавливающей возможность по приобретению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.
В соответствии со ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что Ливенлу И.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 287 кв.м., с видом разрешенного использования – для размещения жилого дома с приусадебным участком, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д.8). Право собственности истца на данный участок возникло на основании Договора купли-продажи от 23.08.2013 года.
Судом установлено, что истцом самовольно используется дополнительный смежный земельный участок площадью 161 кв.м., прилегающий к собственному земельному участку.
В июле 2019 года истец обратился в Администрацию города Бердска с заявлением о внесении изменений в Карту градостроительного зонирования, путем установления единой территориальной зоны Ж-1, с целью дальнейшего перераспределении земельного участка, принадлежащего МО г.Бердска, согласно прилагаемой схеме (л.д.12).
В сентябре 2019 года истец обращался в Администрацию города Бердска с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 161 кв.м. в кадастровом квартале №, примыкающего к участку истца по ул.Парижской Коммуны, д.5 (л.д.13). С аналогичным заявлением истец обращался к ответчику 19.11.2019 года (л.д.14-16).
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (л.д.21), истец просит перераспределить и передать ему в собственность путем выкупа, земельный участок площадью 161 кв.м., образуемый точками 12, 13,14 и 15.
Ответами от 02.08.2019 года №3825-05/01-18 и от 26.12.2019 года №668-19/УГ истцу было отказано во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 293 кв.м. по <адрес>, путем установления единой территориальной зону Ж-1 (зона индивидуальной усадебной жилой застройки), поскольку это приведет к нарушению линии регулирования застройки, за которой не должны возводиться здания в кадастровом квартале №,а также, в связи с тем, что данное предложение не учитывает сложившуюся планировку территории и существующее землепользование (л.д.26, 27).
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен кадастровый инженер ООО «ЦПИиТР» г.Бердка С.С.А., который пояснил, что земельный участок, испрашиваемый истцом к перераспределению на Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 54:32:010007:2 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (л.д.164), обозначен точками 12-13-14-15. Обозначением d-150 на схеме обозначен водопровод. Он находится за границами испрашиваемого участка, но для его обслуживания в соответствии с девствующими нормами необходим участок по 5 метров в каждую сторону. Закрашенный зеленым цветом участок земли необходим для использования и обслуживания водопровода. Расстояние от границы земельного участка, обозначенного точками 13-14, до границы дороги составляет 5 и 6 метров с разных сторон. В случае перераспределения участков нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог будут нарушены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №717 от 02.09.2009 года «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», ширина полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на дорогах 1-3 категорий, и по 15 метров – на дорогах 4 и 5 категорий.
Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров (пункт 4).
Таким образом, перераспределение земельных участков в данном случае нарушит нормы отвода земель для размещения автомобильной дороги. Кроме того, в соответствии в соответствии с Проектом Генерального плана г.Бердска (л.д.28-35) планируется реконструкция улично-дорожной сети, в том числе, улицы Парижской Коммуны г.Бердска.
С учетом изложенного требования истца о перераспределении участков будет противоречить требованиям ч. 4,5 и 6 ст. 11.9 ЗК РФ, в соответствии с которыми не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Удовлетворение исковых требований приведет к невозможности использования и обслуживания водопровода без установления сервитута, а также нарушению норм отвода земель для размещения автомобильных дорог.
Кроме того, исходя из топографического плана земельного участка (л.д.165), следует, что в случае перераспределения земельных участков, участок истца будет выходить за красную линию, в связи с чем, будет нарушена линия регулирования застройки, за которой не должны возводиться здания в кадастровом квартале.
Ссылку истца на нарушение его прав в части площади земельного участка менее 400 кв.м., суд считает несостоятельной, поскольку участок не предоставлялся истцу, а был приобретен им по договору купли-продажи в границах, которые поставлены на кадастровый учет.
Следовательно, исковые требования истца о перераспределении земельного участка площадью 161 кв.м. в кадастровом квартале 54:32:010007, примыкающего к участку с кадастровым номером 54:32:010007:2 по адресу: <адрес>, путем установления единой территориальной зоны Ж-1, не подлежат удовлетворению.
Требование о передаче в собственность истца земельного участка площадью 161 кв.м. путем его выкупа является производным от первого требования, в связи с чем, также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 161 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░-1, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.09.2020 ░░░░.