Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-3768/2023
(№ 2-284/2023)
64RS0047-01-2022-004971-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18.05.2023 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Негласона А.А., Бурловой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Былинкиной Л,В, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным части решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, установлении факта наличия стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение пенсии, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 25.01.2023 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя ответчика Халяпиной Т.П., поддержавшей доводы жалобы, истца Былинкиной Л.В., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Былинкина Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о признании незаконным части решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, включении периодов трудовой деятельности в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, установлении факта наличия стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Требования мотивировала тем, что решением ГУ ОПФР по Саратовской области от 14.10.2022 г. № 220000407430/376635/22 ей отказано в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа лечебной деятельности.
Ответчиком не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 17.09.2003 г. по 30.11.2016 г., с 01.07.2017 г. по 02.07.2017 г., с 31.12.2017 г. по 19.01.2018 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8»; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 06.04.2006 г., с 26.01.2015 г. по 27.02.2015 г.
Считая свои пенсионные права нарушенными, Былинкина Л.В. обратилась в суд, который просила признать незаконным решение ГУ ОПФР по Саратовской области от 14.10.2022 г. № 220000407430/376635/22 в части не включения в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы с 17.09.2003 г. по 30.11.2016 г., с 01.07.2017 г. по 02.07.2017 г., с 31.12.2017 г. по 19.01.2018 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8»; а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 06.04.2006 г., с 26.01.2015 г. по 27.02.2015 г.; возложить на ОСФР по Саратовской области обязанность включить в ее страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 17.09.2003 г. по 30.11.2016 г., с 01.07.2017 г. по 02.07.2017 г., с 31.12.2017 г. по 19.01.2018 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8»; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 06.04.2006 г., с 26.01.2015 г. по 27.02.2015 г.; установить наличие у нее тридцатилетнего страхового стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 11.09.2022 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 25.01.2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 28.02.2023 г.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОСФР по Саратовской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8», в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подп. «н» п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от
29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также – Список должностей от 22.09.1999 г. № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также – Список профессий и должностей от 06.09.1991 г. № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением ГУ ОПФР по Саратовской области от 14.10.2022 г. № 220000407430/376635/22 Былинкиной Л.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Пенсионным органом не засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 17.09.2003 г. по 20.11.2016 г., с 01.07.2017 г. по 02.07.2017 г., с 31.12.2017 г. по 19.01.2018 г. в должности медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8»; а также периоды нахождения Былинкиной Л.В. на курсах повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 06.04.2006 г., с 26.01.2015 г. по 27.02.2015 г.
Согласно решению пенсионного органа на дату обращения 30.08.2022 г. Былинкина Л.В. с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, имеет 23 года 3 месяца и 24 дня стажа работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент – 73,554.
Проверяя основания отказа во включении периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении, судом первой инстанции установлено следующее.
Из трудовой книжки следует, что Былинкина Л.В. в периоды с 17.09.2003 г. по 30.11.2016 г., с 01.07.2017 г. по 02.07.2017 г., с 31.12.2017 г. по 19.01.2018 г. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8».
Из справки уточняющий характер работы, хронологической справки, Положения об отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии, карты специальной оценки условий труда работников, приказа МУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 8», должностной инструкции медицинской сестры палатной в отделении недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии, приказа о закреплении сотрудников, перечня оборудования палат следует, что в данные периоды Былинкина Л.В. работала на полную ставку в отделении реанимации и интенсивной терапии.
Также из справки уточняющий особый характер работы Былинкиной Л.В. следует, что она в вышеуказанной должности находилась на курсах повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 06.04.2006 г., с 26.01.2015 г. по 27.02.2015 г.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа пенсионного органа во включении истцу спорных периодов работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, указав, что не соответствие наименования отделения в котором работала истец как «отделение недоношенных детей с палатой реанимации и интенсивной терапии» наименованию указанному в приведенном выше Перечне «отделение реанимации и интенсивной терапии», не может служить основанием для отказа истцу во включении работы в льготном исчислении, так как неточность наименования отделения не изменяет специфики медицинской помощи, оказываемой истцом.
Также, судом первой инстанции указано на то, что факт отсутствия данных о коде льготы истца в персонифицированном учете в виду невыполнения работодателем своих соответствующих обязанностей, при доказанности выполнения истцом трудовых функций в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включая право на исчисление трудового стажа в льготном порядке, не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, как правильно указал суд первой инстанции, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены должность: медицинская сестра палатная и учреждения: отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) реанимации и интенсивной терапии роддомов.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Таким образом, для включения в стаж работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы спорных периодов работы истца необходимо, чтобы она работала в должности, которая относится к среднему медицинскому персоналу, а лечебное учреждение относилось к отделению (палате) реанимации и интенсивной терапии.
То есть, в данном случае для исчисления медицинского стажа в льготном порядке, то есть один год за один год и шесть месяцев, выполнено должно быть одновременно три условия: работа в определенных должностях, определенных структурных подразделениях, определенных лечебных учреждениях.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на ответчика включить истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды в льготном исчислении.
Проверяя обоснованность отказа ответчика во включении в льготном исчислении курсов повышения квалификации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 196 ТК РФ, пришел к выводу о том, что курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников и во всех случаях направления на курсы повышения за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что Былинкина Л.В.. находилась на курсах повышения квалификации по распоряжению работодателя, трудовые отношения в данные периоды с работодателем продолжались, за данные периоды производились отчисления из заработной платы в пенсионный фонд.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что периодам нахождения на курсах повышения квалификации предшествовала работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисляемая как один год работы за один год и шесть месяцев.
Довод жалобы о том, из представленных материалов невозможно сделать, вывод, что Былинкина Л.В. весь спорный период была закреплена как медицинская сестра за палатой реанимации и интенсивной терапии, судебной коллегией признается несостоятельным и опровергается исследованными судом первой инстанции документами.
Так, факт работы именно в палате реанимации интенсивной терапии подтверждается справками, выданными работодателем.
Довод жалобы об отсутствии кода льготного характера в системе персонифицированного учета судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.06.2007 г. № 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дела, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодатель), а не на застрахованном лице (работник), поэтому факт неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку законодательство не содержит норм, которые бы возлагали обязанность на застрахованных лиц контролировать своевременную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставил в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
С учетом включенных судом первой инстанции спорных периодов трудовой деятельности в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) тридцатилетний стаж лечебной деятельности был выработан истцом 11.09.2022 г.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона указывала в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 25.01.2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.05.2023 г.
Председательствующий:
Судьи: