ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-42650/2022
УИД 91RS0022-01-2022-001646-61
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 05 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Авериной Е.Г., Губаревой С.А.,
с участием прокурора ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании права на получение мер социальной поддержки, о возложении обязанности по назначению и выплате меры социальной поддержки по кассационному представлению Прокурора Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, о возложении обязанности по назначению и выплате указанной меры социальной поддержки на несовершеннолетнюю ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 08.06.2022 иск прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в интересах ФИО2, удовлетворён. Суд признал право ФИО2 на назначение меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» на несовершеннолетнюю ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Так же суд обязал МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» назначить ФИО2 ежемесячную денежную выплату на ФИО7, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20.09.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в интересах ФИО2
В кассационном представлении Прокурор Республики Крым просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов представления ссылается на то, что судом апелляционной инстанции ошибочно сделан вывод о том, что доход супруга ФИО2 – ФИО8 учтен ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законно, поскольку брак зарегистрирован за пределами указанного периода, а именно ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 до вступления в брак с ФИО2 не относился к лицам, указанным в п. 13 Порядка, чьи доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода при назначении выплаты на ребенка.
В судебном заседании прокурор ФИО6 полагает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является дочерью ФИО9
В связи с заключением брака между ФИО9 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, истцу была присвоена фамилия ФИО2, что подтверждается свидетельством о браке серия 1-АЯ №, выданным Феодосийским городским отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Из протокола МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
При определении размера среднемесячного совокупного дохода семьи МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» учитывались доходы семьи ФИО2, в частности заработная плата ФИО2, заработная плата её супруга ФИО8, алименты на детей, получаемые ФИО2, социальная помощь, а также ежемесячное пособие на ребенка, что в общей сумме составило 58 751,03 руб. В связи с этим за расчетный период размер среднедушевого дохода семьи из 4 человек составил 14 687,76 руб. на одного человека (58 751,03 руб. : 4).
Среднедушевой доход семьи ФИО2 превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым на 2021 год, что в силу ст.2 Закона Республики Крым от 06.04.2020 № 53-3PK/2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» не дает основания для возникновения у ФИО2 права на ежемесячную выплату.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что доход супруга ФИО2 – ФИО8 учтен МКУ «ДТСЗН Администрации города Феодосии Республики Крым» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно, поскольку брак между ними зарегистрирован за пределами указанного периода, а именно ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу о том, что право ФИО2 на меру социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения., возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи заявления в МКУ «ДТСЗН Администрации города Феодосии Республики Крым»
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился и установил, что ФИО8 не входит в число лиц, перечисленных в абз. 2 п. 13 Порядка, которые не включаются в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты в целях расчета среднедушевого дохода семьи. На дату подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, супруги ФИО2 состояли в зарегистрированном браке, следовательно, доход ФИО8 был обоснованно учтен ответчиком при расчете среднемесячного совокупного дохода семьи, что соответствует требованиям закона в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, действующего в интересах ФИО2
Судебная коллегия с выводом суда апелляционной инстанции согласиться не может в связи допущенным судом апелляционной инстанции неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, которые выражаются в следующем.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах – как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 502-О, от 03.04.2014 № 686-О).
Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента Российской Федерации 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее – Указ Президента Российской Федерации).
Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту – основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 Основных требований).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199, установлен приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24.04.2020 № 798 (далее – Порядок).
Ежемесячная денежная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31.12.2020 (пункт 1.4 Порядка).
В силу пункта 2.1 Порядка в редакции, действующей на момент спорных правоотношений сторон, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям, имеющим детей в возрасте от трех до семи лет включительно, со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Согласно пункту 2.2 Порядка, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 2.5 Порядка).
Пунктом 2.3 Порядка определен перечень лиц, которые не включаются в состав семьи при определении среднедушевого дохода: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; лица, отбывающие наказание в виде лишении свободы и лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении; дети, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.
Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) членами семьи являются: супруги, родители дети (усыновители и усыновленные).
Судом установлено, что при определении размера совокупного дохода семьи ФИО2 за период ноябрь 2020 года – октябрь 2021 года, ответчиком в него включены также доходы ФИО8, в связи с тем, что на момент обращения он являлся супругом заявителя.
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции о том, что на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, в состав семьи входил также ФИО8, следовательно, его доходы также должны учитываться при определении размера совокупного дохода семьи, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов, включая и обязанность материально поддерживать друг друга, возникают со дня государственной регистрации заключения брака (п. 2 ст. 10 и п. 1 ст. 89 СК РФ, глава III Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Брак между ФИО2 и ФИО8 заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания периода, за который по смыслу пункта 2.2 Порядка должен быть произведен расчет совокупного дохода семьи.
При разрешении исковых требований судом первой инстанции оставлено без внимания, что в период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года ФИО8 не являлся супругом ФИО2, т.е. не являлся членом ее семьи и не включается в период исчисления суммы подушевого дохода семьи за тот период.
В соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения.
Поскольку в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, судебные акты нельзя признать законными, согласно статье 379.7 ГПК РФ указанное обстоятельство является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и нормами процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20.09.2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева