Дело № 2а-7/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Билибино 13 января 2021 года
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,
при секретаре Савченко О.Ю.,
с участием
прокурора – помощника прокурора Билибинского района Буркута Я.В.,
представителя административного ответчика Администрации Билибинский муниципальный район – консультанта правового отдела Управления правового и организационного обеспечения Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ЧАО Карачиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7/2021 по административному исковому заявлению прокурора Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрации муниципального образования городское поселение Билибино о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино,
установил:
Прокурор Билибинского района в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино.
Административный иск мотивирован следующим.
На основании коллективного обращения жителей г.Билибино прокуратурой Билибинского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении административным ответчиком установленных законом обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Ссылаясь на нормы Федеральных законов: от 06.10.2003 № 131-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 № 15860), «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), прокурор указывает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, указанные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К дорожной деятельности относится и в том числе деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог проводится в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, установленного по результатам проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
27 декабря 2019 года между Администрацией муниципального образования городское поселение Билибино и Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район заключено соглашение о передаче последней полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В нарушение указанного требования Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район оценка технического состояния автомобильных дорог муниципального значения не проводилась, расходные обязательства на проведение капитального ремонта автомобильных дорог в г.Билибино в бюджет не закладываются.
Учитывая, что в результате бездействия административного ответчика нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которые гарантированы им государством и должны обеспечиваться путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, прокурор Билибинского района просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино, обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино.
Согласно представленному отзыву административного ответчика полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Билибино и обеспечения дорожной безопасности переданы Администрации МО Билибинский муниципальный район в соответствии с соглашением, заключенным с Администрацией городского поселения Билибино от 29.12.2019. Техническая оценка автомобильных дорог Билибино не проводилась, в связи с чем будет целесообразным проведение первичной полной диагностики с целью определения их начального фактического технического уровня, эксплуатационного состояния, что возможно исключительно в летний период, когда дороги в климатических условиях Крайнего Севера свободны от снега. В Администрации создана и функционирует комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, в которую входят и сотрудники ГИБДД, однако вопрос о необходимости проведения технической оценки автомобильных дорог Билибино на заседаниях комиссии не рассматривался. Кроме того, половина автомобильных дорог Билибино имеют грунтовое покрытие, в отношении которого нет возможности произвести оценку технического состояния (л.д.32-33).
11 декабря 2020 года по ходатайству прокурора Билибинского района к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация муниципального образования городское поселение Билибино (л.д.89, 127-131).
Администрацией муниципального образования городское поселение Билибино, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В поступившем в суд отзыве Администрация муниципального образования городское поселение Билибино приводит доводы, аналогичные тем, что указаны в отзыве Администрации МО Билибинский муниципальный район (л.д.139-140, 141).
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Билибинского района Буркут Я.В. - уточнил исковые требования: просил обязать административных ответчиков провести первичную диагностику (обследование) всех автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Билибино, поддержал уточненный административный иск по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что порядок проведения технической оценки не ставит возможность её проведения в зависимость от вида автомобильной дороги, напротив, при проведении технической оценки может быть установлено нахождение грунтовой дороги в ненадлежащем состоянии. Вопросы капитального ремонта автомобильных дорог могут быть разрешены не по результатам визуального наблюдения, а только по результатам технической оценки, в том числе грунтовых дорог.
Представитель административного ответчика Карачина Е.Л. в судебном заседании согласилась с необходимостью проведения технической оценки автомобильных дорог. Вместе с тем указала, что техническую оценку грунтовых дорог провести сложно, поскольку погодные условия могут влиять на состояние дорог, что может исказить результаты первичной диагностики и повлиять на правильность технической оценки автомобильных дорог. Учитывая, что более половины автодорог в г.Билибино имеют грунтовое покрытие, административный ответчик полагает нецелесообразным проводить оценку технического состояния таких дорог.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положения ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В силу пп.6, 12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ на содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, включающей в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13 названного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В п. 9 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ указано, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением,
В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из ч.3 ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из положений ст.37 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующее структурное подразделение органа местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Аналогичные положения содержатся в ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, устанавливающей, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из п.1 ст.3 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район следует, что административно-территориальные границы муниципального района установлены Законом Чукотского автономного округа от 29.11.2004 № 43-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Билибинского района Чукотского автономного округа».
Согласно п.2 ст.5 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.39-68).
Согласно реестру автомобильных дорог и внутриквартальных проездов городского поселения Билибино, утвержденного постановлением Администрации МО Билибинский муниципальный район от 04.12.2018 № 985, на территории городского поселения Билибино находится 23 автодороги:
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, проезд с ул. Курчатова к ул. Октябрьская, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-503, общей протяженностью 389,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Курчатова, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-839, общей протяженностью 1 113,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Береговая, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-946, общей протяженностью 227,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Шоссе Горняков, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-007, общей протяженностью 939,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Заводская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-010, общей протяженностью 738,3 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Строителей, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-931, общей протяженностью 353 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Геологов, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-972, общей протяженностью 593 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Берзина, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-939, общей протяженностью 500,3 п.м.;
- автодорога», расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Приисковая, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-938, общей протяженностью 343,5 п.м.;
- автодорога», расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Механизаторов, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-389, общей протяженностью 1 633 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Энергетиков, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-875, общей протяженностью 276,8 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Советская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-940, общей протяженностью 230 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. 30 лет Советской Чукотки, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-862, общей протяженностью 891,3 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Сеймчанская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-501, общей протяженностью 788,4 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Южная, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-809, общей протяженностью 994 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Комсомольская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-975, общей протяженностью 172,75 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Нижняя, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-404, общей протяженностью 901,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Спутник, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-893, общей протяженностью 323,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Шевченко, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-502, общей протяженностью 124,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Октябрьская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-390, общей протяженностью 851,9 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Магаданская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-480, общей протяженностью 1060,1 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Пролетарская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-482, общей протяженностью 718,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Дорожников, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-840, общей протяженностью 891,3 п.м. (л.д.80-83, 91, 92-95).
Прокуратурой Билибинского района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а также в сфере организации дорожного движения в пределах города Билибино, автодороги Билибино - Кепервеем, по результатам которой установлено, что в нарушение п.4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержденного приказом Минтранса России от 27 августа 2009 г. № 150 (действовавшего в период проведения проверки), Администрацией МО Билибинский муниципальный район оценка технического состояния автомобильных дорог не проведена (л.д. 6-18).
По сообщению Главы Администрации МО Билибинский муниципальный район работы по содержанию городских дорог и внутриквартальных проездов в 2020 году выполнялись в рамках заключенных муниципальных контрактов и договоров, все договоры и контракты закрыты в связи с окончанием работ. Орган, уполномоченный на проведение оценки технического состояния автомобильных дорог, в Билибинском муниципальном районе отсутствует, оценка проводится специалистами Администрации путем визуального обследования с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог. В 2020 году ОГИБДД МОМВД России «Билибинский» Администрации района выдано два предписания, которые были отработаны без замечаний. Кроме того, выполнен ремонт (бетонирование) внутриквартальных проездов в мкр-оне Арктика площадью 2017 кв.м., проведены работы по отсыпке внутриквартальных проездов щебнем в объеме 1846 тонн, производятся работы по отсыпке щебнем автомобильной дороги ул.Шевченко - ул.Спутник - ул.Октябрьская) площадью 25000 кв.м. (л.д.21-22).
Как следует из п.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
С 01.01.2021 приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 утвержден новый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее Порядок), который устанавливает виды и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Согласно пп. 2, 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
- первичное обследование (в редакции, действовавшей до 01.01.2021 указано первичная диагностика), которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
- повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
- приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
В силу подп.1 п.6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования закреплены в «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее Стандарт ГОСТ Р 50597-2017), утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст.
Все требования Стандарта ГОСТ Р 50597-2017 являются обязательными направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в ГОСТ Р (не более 20 суток).
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений ст. ст. 34, 37, 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязанность проводить ежегодную оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения возлагается на административных ответчиков.
Как установлено судом, прокуратурой Билибинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в деятельности Администрации МО Билибинский муниципальный район. А именно, оценка технического состояния автомобильных дорог, находящихся на территории города Билибино, Администрацией МО Билибинский муниципальный район либо уполномоченной ею организацией не проведена, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
Довод представителя административного ответчика о возможности проведении ремонтных работ автодорог в г.Билибино без проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, что осуществляется административным ответчиком регулярно в течение летнего периода времени, суд признает необоснованным в связи со следующим.
Как правильно указано прокурором в обоснование административного иска со ссылкой на ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, которое устанавливается на основании проведенной оценки технического состояния автомобильных дорог.
При этом согласно положению п.2 ст.34 указанного закона формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
С учетом вышеприведенных положений закона проведение оценки технического состояния автомобильных дорог городского поселения Билибино необходимо для правильного формирования расходов местного бюджета на очередной финансовый год для осуществления дорожной деятельности органами местного самоуправления, в том числе для проведения ремонта и надлежащего содержания этих дорог.
С учетом того, что несоблюдение административным ответчиком установленного порядка оценки технического состояния автомобильных дорог влияет на безопасность дорожного движения, нарушает права его участников, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, суд признает бездействие уполномоченных органов местного самоуправления незаконным и считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Как следует из п.5 ст.11 Устава МО городское поселение Билибино, к вопросам местного значения данного муниципального образования относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д.148).
Согласно п.5 ст.5 Устава МО Билибинский муниципальный район к вопросам местного значения данного муниципального образования относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением, заключенным между Администрацией МО городское поселение Билибино и Администрацией МО Билибинский муниципальный район от 27 декабря 2019 года Администрация МО городское поселение Билибино передала Администрации МО Билибинский муниципальный район часть своих полномочий по решению вопросов местного значения, в числе которых полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.70-74).
Аналогичное соглашение заключено между Администрацией МО городское поселение Билибино и Администрацией МО Билибинский муниципальный район от 23 декабря 2020 года на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Из вышеприведенного Соглашения следует, что полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Билибино принадлежат Администрация МО Билибинский муниципальный район.
Вместе с тем согласно п.6 указанного Соглашения, оно может быть досрочно прекращено по основаниям, указанным в настоящем пункте, в том числе по соглашению сторон, а также в указанное Соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения согласно подп.9.1 Соглашения.
Как следует из подп.6.3. названного Соглашения при прекращении настоящего Соглашения Администрация МО Билибинский муниципальный район возвращает Администрации поселения остаток неиспользованных иных межбюджетных трансфертов для осуществления переданных полномочий.
Принимая во внимание, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения на территории городского поселения Билибино в соответствии с действующим законодательством возложена на Администрацию городское поселение Билибино, в том числе по содержанию указанных дорог, включающую в себя проведение оценки технического состояния дорог, при этом названные полномочия осуществляет Администрация МО Билибинский муниципальный район согласно вышеуказанному Соглашению, в соответствии с которым не исключается передача данных полномочий городскому поселению, а вторая сторона Соглашения имеет право контроля за исполнением переданных полномочий, в том числе право внутреннего муниципального финансового контроля, право по внесению предложений по изменению порядка определения ежегодного объема иных межбюджетных трансфертов для осуществления переданных полномочий, суд полагает необходимым возложить обязанность по проведению оценки технического состояния автодорог, расположенных на территории городского поселения Билибино, а именно, по проведению первичного обследования указанных автодорог, как на Администрацию МО Билибинский муниципальный район, так и на Администрацию городское поселение Билибино в соответствии с имеющимися у каждого административного соответчика на период исполнения решения суда полномочиями в области дорожной деятельности.
Довод представителя административного ответчика, возражавшего против проведения оценки технического состояния автодорог, имеющих грунтовое покрытие, по основаниям того, что технические характеристики таких дорог постоянно изменяются в зависимости от погодных условий, а таких автодорог в г. Билибино более половины, в связи с чем провести оценку технического состояния этих автомобильных дорог будет затруднительно, суд находит противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из представленного реестра автомобильных дорог и внутриквартальных проездов городского поселения Билибино, из 23 автодорог на территории городского поселения Билибино грунтовое покрытие имеет только одна автодорога: расположенная по ул. Нижняя (условный номер 87-4902/002/20013-404). Остальные автодороги имеют покрытие в виде бетона, цементобетона, гравия, песчано-гравийного цементобетона, песчано-гравийной смеси, цементобетона/гравия (л.д.91, 92-95).
Кроме того, соответствие либо несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения требованиям технических регламентов, установленных действующим законодательством, не может быть поставлено в зависимость от погодных условий, при которых проводится обследование автодороги, и не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска прокурора.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Билибинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог города Билибино.
Обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район обеспечить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу проведение первичного обследования для оценки технического состояния следующих автомобильных дорог, расположенных на территории городского поселения Билибино:
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, проезд с ул. Курчатова к ул. Октябрьская, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-503, общей протяженностью 389,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Курчатова, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-839, общей протяженностью 1 113,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Береговая, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-946, общей протяженностью 227,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Шоссе Горняков, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-007, общей протяженностью 939,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Заводская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-010, общей протяженностью 738,3 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Строителей, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-931, общей протяженностью 353 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Геологов, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-972, общей протяженностью 593 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Берзина, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-939, общей протяженностью 500,3 п.м.;
- автодорога», расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Приисковая, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-938, общей протяженностью 343,5 п.м.;
- автодорога», расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Механизаторов, условный номер объекта 87-49-02/002/2013-389, общей протяженностью 1 633 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Энергетиков, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-875, общей протяженностью 276,8 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Советская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-940, общей протяженностью 230 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. 30 лет Советской Чукотки, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-862, общей протяженностью 891,3 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Сеймчанская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-501, общей протяженностью 788,4 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Южная, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-809, общей протяженностью 994 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Комсомольская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-975, общей протяженностью 172,75 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Нижняя, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-404, общей протяженностью 901,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Спутник, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-893, общей протяженностью 323,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул. Шевченко, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-502, общей протяженностью 124,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Октябрьская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-390, общей протяженностью 851,9 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Магаданская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-480, общей протяженностью 1060.1 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Пролетарская, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-482, общей протяженностью 718,5 п.м.;
- автодорога, расположенная по адресу: Чукотский АО, Билибинский район, г. Билибино, ул.Дорожников, условный номер объекта 87-49-02/007/2013-840, общей протяженностью 891,3 п.м. (л.д.80-83, 91, 92-95)
Сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в течение одного месяца после исполнения указанной обязанности в Билибинский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в Билибинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Скороходова
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021
Копия верна
Подлинный документ подшит в деле № 2а-7/2021, находящемся в производстве Билибинского районного суда Чукотского автономного округа
Судья Е.Ю. Скороходова