Решение по делу № 2-1518/2019 от 29.05.2019

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    10 сентября 2019 года Нахимовский райсуд города Севастополя в составе:

Председательствующего: судьи – Пекарининой И.А.

при секретаре      - Балакиной К.С.

с участием представителя истца: Хмиль О.Ю.

представителя 3-го лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ: Юрчук Е.И.

представителя ответчика: Бородулиной А.А.

представителя 3-го лица СНТ «Арзу»: Бородулиной А.А.

рассмотрев гражданское дело по иску Министерства Обороны Российской Федерации к Кувшиновой ФИО10 ФИО10, 3-и лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, 3-е лицо: ДНТ «Арзу» об истребовании имущества из чуждого незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца, действующий в его интересах по доверенности, обращаясь с иском к Кувшиновой Л.И. просит суд истребовать земельный участок № ФИО10 площадью 616 кв.м., расположенный по адресу: г. ФИО10, ФИО10 район, ОК ДСК «ФИО10», присвоенный кадастровый номер ФИО10, принадлежащий на праве собственности ответчику, в собственность Министерства Обороны Российской Федерации. Требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку земельный участок входит в состав военного городка К-1, который использовался Министерством Обороны Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997 года, и указан в Приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии со ст. 2 Соглашения, Украины передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанные в Приложении № 2

Кроме того, Постановлением Правительства г. Севастополя от 14.11.2014 года № 483 утвержден порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, к фактическому использованию которого ЧФ РФ приступил до вступления Республики Крым в состав РФ, на основании вышеуказанного Соглашения, к фактическому использованию которого приступили Вооруженные силы Украины, используемое Министерством Обороны РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ, для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, а также планируемое к использованию МО РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства. Военный городок К-1 фактически использовался Вооруженными силами Российской Федерации, на момент заключения указанного Соглашения, и передача в собственность земельного участка № 75 площадью 600 кв.м. расположенного в пределах землепользования ОК ДСК «Арзу» (ДНТ «Арзу»), совершена в нарушение норм ст. 8, ст. 118 Земельного Кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка ВС РФ.

Предусмотренная Распоряжением Кабмина Украины от 21.12.2005 года № 555-р комиссия для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в Приложении № 2 к Соглашению не завершила инвентаризацию земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, между тем правовой статус спорного земельного участка подпадает под действие ст. 77 Земельного Кодекса Украины и ст. 93 Земельного Кодекса Российской Федерации – к категории земли обороны, и не мог быть передан в собственность ответчика.

Также указывает на то, что 20.03.2015 года издано Распоряжение Правительством Севастополя № 195-РП о передаче в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства имущество, в том числе, военный городок К-1.

25.03.2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.

Согласно акта осмотра от 17.04.2019 года № 11 земельного участка военного городка К-1, установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1, о чем стало известно истцу из указанного акта, а также при оформлении правоустанавливающих документов на военный городок К-1.

Представитель ФГКУ «Крымское ТУИО», также принимающий участие в деле в качестве 3-го лица на стороне истца, пояснила, что согласно сообщению начальника ФГКУ «Крымское ТУИО» Министерства Обороны России от 21.06.2017 года в адрес директора ДИЗО, на основании различных индивидуально-правовых актов принятых в 50-60е годы прошлого века, органами власти УССР, Севастополя и Крыма, земельный участок № ФИО10 площадью 1133,0594 га на котором находится Обслуживающий кооператив «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С», отведен Черноморскому флоту Российской Федерации, а в последующем был передан Черноморскому флоту Российской Федерации в пользование на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года, со ссылкой на приложение 2. Указал на то, что согласно акту приема передачи имущества к Распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 года № 195-РП земельный участок относящийся к имуществу военного городка К-1, в составе которого находятся земельные участки граждан – членов кооператива, в том числе и участок ответчика, передан федеральному государственному казенному учреждению Крымское ТУИО» Министерства Обороны России.

Земельный участок выбыл из собственности г. Севастополя вопреки воле собственника (воли государственных органов) в нарушение норм законодательства действовавшего на момент возникновения спорных отношений по распоряжению земельным участком, поэтому подлежит истребованию из чужого незаконного владения, при этом ответчик не может считаться добросовестным приобретателем земельного участка.

Представители 3-х лиц: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства г. Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, будучи своевременно и надлежаще извещенными о явке в судебное заседание, в судебное заседание не явились, их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Представитель ответчика, представляющая также интересы 3-го лица, ДНТ «Арзу» в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении, указала на то, что ответчик является надлежащим собственником земельного участка на основании решения органа местного самоуправления – Качинского поселкового Совета г. Севастополя от 14.09.2007 года № 542, а также за ответчиком зарегистрировано право собственности, решение о выделении земельного участка в собственность являлось актом одноразового действия было реализовано и утратило свою силу в связи с его реализацией, оформлением права собственности на землю, доказательств выбытия земельного участка из собственности истца не представлено, поскольку земельный участок ответчика на момент его предоставления в собственность, в собственности истца не находился, равно как не представлено доказательств нахождения земельного участка в собственности города Севастополя на момент его передачи Министерству Обороны г. Севастополя, истцом пропущен срок исковой давности, который, должен исчисляться с 20.03.2015, с момента акта приема - передачи имущественного комплекса – военного городка К-1 в федеральную собственность, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Законность выделения земельного участка ОК ДСК «Арзу», а также его членам подтверждена государственной экспертизой землеустроительной документации от 02.04.2007 года № 1444/04, кроме того письмом Министерства Обороны РФ 1997 года - отдела морской инженерной службы от 21.05.1997 года указано на то, что вопрос границ земель используемых Черноморским флотом на входит в компетенцию 1997 ОМИС, а относится к компетенции Управления земельных ресурсов г. Севастополя. Также указывала на то, что в составе технической документации по землеустройству для выделения земельного участка под кооператив, имеется план земельного участка отводимого под дачно-строительный кооператив «Арзу», согласованный в 2006 году начальником гарнизона «Кача», командиром войсковой части 49311, начальником штаба ВВС ЧФ, утвержденный начальником Военно-воздушных Сил ЧФ РФ генерал-майором И. Сапрыкиным 20.05.2006 года, что также свидетельствует о том, что земельный участок ответчика входящий в состав ДСК «Арзу», в состав земель военного городка (имущественного комплекса) не входил.

Истцом не учтены положения ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», о том, что документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными органами, признаются без ограничения срока их действия и дополнительного подтверждения.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что спорный земельный участок, расположенный в пределах землепользования ОК «ДСК «Арзу» входил ранее в состав земель (ФИО10), предоставленных на основании решения Качинского поселкового Совета от 25.05.2007г. №414 в аренду (договор аренды земельного участка от 27.06.2007г., зарегистрирован 03.07.2007г. ГП «ЦГЗК» №040766100060).

Ранее на основании решения №237 от 24.10.2006г. ДСК «АРЗУ» был осуществлен сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ авиагарнизона Кача для дачного строительства. Согласно акта выбора и согласования места расположения земельного участка от 06.11.2006г., усматривается, что собственником (пользователем) изымаемого земельного участка является Качинский поселковый Совет, земель обороны нет. Согласно справке Государственного комитета по земельным ресурсам от 11.12.2006г. по данным государственного земельно- кадастрового учета по состоянию на 11.12.2006г. на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям ст. 125, 126 ЗК Украины не зарегистрировано.

В соответствии с генеральным планом от 12.12.2005г., утвержденного решением №4114 СГС, усматривается, что земельный участок не отнесен к землям специального назначения.

Кроме того СГГУ от 02.04.2007г. утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 02.04.2007г. №1444/07 согласно которой проект землеустройства №07-003 по отводу земельного участка ОК «ДСК «Арзу» пл. 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно- технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документам, предоставленным к технической документации усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п.Кача.

Согласно письма Министерства обороны РФ 1997 ОМИС от 21.05.2007г. №1231, усматривается, что вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию 1997 ОМИС, а относится к компетенции УЗР г.Севастополя, в связи с этим усматривается, что компетентным органом (УЗР г.Севастополя) неоднократно предоставлены сведения, в частности: заключение от 02.04.2007г. №1444/07, кадастровый план земельного участка кадастровый номер- ФИО10, заключение от 21.12.2006г., акт выбора и согласования места расположения земельного участка от 06.11.2006г., комплексное градостроительное заключение от 21.12.2006г., справка от 11.12.2006г., заключение от 20.03.2007г. №124/07 (816-ПО)

Перед согласованием акта выборки начальником ВВС ЧФ генерал- майором И.Сапрыкиным, 30.05.2006г. был утвержден план земельного участка отводимого под дачно- строительный кооператив, без каких либо указаний на то, что отводимые земельный участки входят в состав военного городка К-1. Кроме того с в/ч 49311, 40136, 10496 согласован план расположения земельного участка ДСК «Арзу» а именно согласование охранных зон инженерных коммуникаций, с указанием на отсутствие каких либо коммуникаций и сетей в/ч.

Согласно обоснованию занимаемой территории в/ч 49311 от 20.07.1994г., усматривается, на участке №ФИО10 расположенного в пос. ФИО10 есть возможность передать в народное хозяйство под садово- огороднические товарищества земельный участок площадью 21 га в районе очистных сооружений и 60 га вдоль дороги ФИО10. Согласно распоряжению СГГА №75-р от 1995г. «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача, усматривается, что было решено прекратить право постоянного пользования в/ч 49311 на земельный участок пл. 45 га.

Также согласно письма УЗР от 16.03.1998 №580, усматривается, что были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ и площади земельного участками под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ- гарнизон «Кача» в связи с чем была установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 1133,0594 га, а не 1133,10 га как указано в «Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании ЧФ РФ в административных границах г.Севастополя, для начисления земельного налога».

В соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок (серия ФИО10), выданного Главным управлением земельных ресурсов в г.Севастополе 06.08.2009г., усматривается, что Кувшинова Л.И. на основании решения Качинского поселкового Совета от 06.03.2009 г. № 1093 г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.ФИО10, ФИО10 район, с. ФИО10, в границах землепользования ОК «ДСК «ФИО10», участок № ФИО10, целевое назначение: для индивидуального дачного строительства.

20.08.2008г. Главным управлением земельных ресурсов в г.Севастополе была утверждена техническая документация по землеустройству на участок № ФИО10 в границах землепользования ОК «ДСК «ФИО10» для индивидуального дачного строительства, осуществлена землеустроительная экспертиза в отношении указанного участка, где указано, что земельный участок № ФИО10 в п.ФИО10 расположен в границах землепользования ОК ДСК «ФИО10» и находится в фактическом пользовании ответчика и относится к категории земель рекреационного назначения.       18.12.2018 г. ответчиком получен кадастровый паспорт на спорный земельный участок и он поставлен на кадастровый учет, с присвоением категории земли- земли сельхозназначения, разрешенное использование – ведение дачного хозяйства.

Согласно государственного акта о праве собственности на земельный участок от 06.08.2008г., материалов технической документации на спорный земельный участок, кадастрового паспорта земельного участка, усматривается, что земельный участок расположен в границах ФИО10 района, землепользования ОК «ДСК «ФИО10» предоставленных для индивидуального дачного строительства (согласно ст. 19 ЗК Украины, в соответствии с п.1.8 УКЦИЗ). Находится в границах землепользования ОК «ДСК «ФИО10», согласно договора аренды земельного участка от 03.07.2007г. №ФИО10 на основании решения Качинского поселкового Совета №414 от 25.05.2007г.

С целью осуществления строительства и реализации права собственности земельному участку на основании решения о присвоении объекту адреса Департамента архитектуры и градостроительства г.Севастополя от 15.08.2019г. присвоен адрес: РФ, г.ФИО10, ФИО10 район, пгт ФИО10, ДНТ «ФИО10», ФИО10

Из представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что земельный участок площадью 616 кв.м. для индивидуального дачного строительства, расположенный по адресу: г. ФИО10, в пределах землепользования ДНТ «ФИО10», был передан в собственность ответчика Кувшиновой ФИО10 ФИО10 как члена ОК «Дачно-строительный кооператив «ФИО10» на основании решения органа местного самоуправления, за ответчиком зарегистрировано право собственности 27.12.2018 года, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.

Распоряжением ДИЗО г. Севастополя от 24.07.2018 года определен вид разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка ДНТ «ФИО10»: «ведение дачного хозяйства» (код. 13.3)».

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Суд полагает, что исходя из приведенных обстоятельств, возникших правоотношений, сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования (города Севастополя), принятого с превышением компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, не может являться достаточным основанием для лишения ответчика прав в отношении земельного участка, поскольку владение ответчиком спорным земельным участком не может быть признано незаконным.

Также суд учитывает, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07 августа 2014 года утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997 года, военный городок К-1 указан в Приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии со ст. 2 Соглашения, Украины передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанные в Приложении № 2

Постановлением Правительства г. Севастополя от 14.11.2014 года № 483 утвержден порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства. Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, к фактическому использованию которого ЧФ РФ приступил до вступления Республики Крым в состав РФ, на основании вышеуказанного Соглашения, к фактическому использованию которого приступили Вооруженные силы Украины, используемое Министерством Обороны РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ, для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, а также планируемое к использованию МО РФ, а также организациями и учреждениями, подведомственными МО РФ для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства.

20.03.2015 года издано Распоряжение Правительством Севастополя № 195-РП о передаче в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства имущество, в том числе, военный городок К-1.

25.03.2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.

Согласно акта осмотра от 17.04.2019 года № 11 земельного участка военного городка К-1, установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1.

Право собственности Кувшиновой Л.И. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины, а именно, на основании решения Качинского поселкового Совета от 06.03.2009 г., № 1093, зарегистрировано Севреестром.

Государственная регистрация за ответчиком права собственности на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

Истцом не представлены доказательства того, что государственной власти, в том числе при регистрации права собственности за ответчиками были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком, надлежащему оформлению своих прав на него.

Вместе с тем, в силу положений ст. 210 ГПК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.

При таких обстоятельствах, расценивать поведение ответчика в данном случае как недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.

Ссылки истца на то, что при получении земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность, судом не могут быть приняты во внимание. Ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка его первому собственнику, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.

Кроме того, каких-либо доказательств в подтверждение этим доводам, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом суду представлено не было.

Таким образом, усматривается, что спорный земельный участок на момент приобретения права собственности Кувшиновой Л.И. в соответствии с решением Качинского поселкового Совета от 06.03.2009 г., к землям военного городка К-1 не относился, категория земли- земли рекреационного назначения, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не могла предполагать, что спорный земельный участок может относится к землям военного городка К-1, так как расположение земельного участка в пределах ОК «ДСК «ФИО10», адрес расположения земельного участка ул. ФИО10 ФИО10, предполагает его использование для индивидуального дачного строительства и к землям специального назначения не относится, земельный участок в 2018г. был поставлен на кадастровый учет, без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц. Земельный участок расположен в пгт. Кача, таким образом относится к землям муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности истцом доводов о незаконном приобретении Кувшиновой Л.И. права собственности на спорный земельный участок.

В силу ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В силу п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).

Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам военных объектов.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Суд также указывает на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств, что спорный земельный участок в настоящее время в установленном законом порядке отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц. Целесообразность возврата земельного участка в собственность Министерства Обороны Российской Федерации истцом не обоснована.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

Нарушение порядка предоставления земельных участков гражданину государственными или муниципальными органами, порядка издания, регистрации и хранения документов, ведения делопроизводства само по себе не означает выбытие имущества из владения помимо воли собственника.

Положениями пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").

Постановлением Правительства Российской Федерации N 405 от 05.05.2014 г. утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее Положение N 405).

В соответствии с п. 2 Положения N 405 запретной зоной является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Зона охраняемого военного объекта является территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 г. N 384 утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон (далее Правила N 384), которые устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон.

Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (п. 1 Правил N 384).

В соответствии с п. 2 Правил N 384, размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.

Суд учитывает тот факт, что земельный участок военного городка в натуре на местности не выделялся, его границы не определены, объектов недвижимого имущества истца на земельном участке не находится. Пояснения представителя истца, о незаконности выделения земельного участка ответчику в связи с нахождением земельного участка в пользовании Черноморского флота в соответствии с материалами инвентаризации земель обороны проведенной в 2003-2007 годах, и отсутствие добровольного отказа землепользователя согласно ст. 141,151 Земельного Кодекса Украины, судом принимается во внимание, однако доказательств изложенных обстоятельств, суду, учитывая вышеприведенные положения Закона, истцом суду не представлено. Из материалов копии технического дела № ФИО10 ФИО10 г. по инвентаризации земель в/ч 49311 ЧФ РФ, усматривается, что земельный участок № ФИО10 площадью 1133,0594 га, находился во временном пользовании в/ч 49311; земельный участок, на который ссылается истец, был передан войсковой части 49311 во временное пользование сроком на 3 года, и данное обстоятельство следует из заключения Севастопольского городского управления земельных ресурсов, имеющегося в материалах копии инвентарного дела в/ч. Также, данная инвентаризация в технической деле в/ч, проводилась исключительно по инициативе командира в/ч 49311, утверждена им; также суд обращает внимание на то, что, несмотря на утверждение материалов инвентаризации, командир в/ч 49311 согласовал расположение земельного участка ДСК «ФИО10» 24.05.2006 года, как не входящего в состав военного городка.

Доказательств того, что земельный участок ответчика площадью 616 кв.м, расположенный по адресу: г.ФИО10, п.ФИО10ФИО10 ул.ФИО10, ФИО10, находится в гарнизоне п. ФИО10 в пределах границ военного городка К-1, с учетом имеющихся расхождений в адресе земельного участка, указанного в акте приема-передачи от 25.03.2015 года, изданного на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 года № 195-РП, суду не представлено, на кадастровый учет земельный участок не поставлен, сведений о правообладателе не имеется.

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ).

Ст. 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст. 13 Закона N 122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав, согласно ч. 1 которой государственная регистрация прав проводится путем приема документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; проведения их правовой экспертизы; последующего внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В ст. 17 Закона N 122-ФЗ определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты.

Истцом не представлены доказательства того, что органами государственной власти, в том числе при регистрации права собственности за ответчиком были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком, надлежащему оформлению своих прав на него, либо предпринимались действия по восстановлению прав на него. Истцом не представлены сведения, документально подтверждающие, что земельный участок ответчика Козыревой О.В., находящийся у нее в собственности, был передан согласно Распоряжению № 195–РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность. Также не предоставлены доказательства нахождения земельного участка истца и ответчика в собственности города Севастополя на момент издания вышеуказанного Распоряжения.

В материалы дела представлены сведения о регистрации права собственности ответчика в отсутствие каких-либо обременений, а также выписка из ЕГРН Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в зарегистрированных правах с указанием вида разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Суд также указывает на то, что применительно к спорным правоотношениям, ссылка истца на несоблюдение процедуры получения ответчиком земельного участка в собственность, предусмотренной ст. 118 Земельного Кодекса Украины, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика законность получения в собственность земельного участка которого, подтверждена документом, выданным государственным органом города Севастополя, является несостоятельной. Учитывая изложенное оснований для удовлетворения иска, не имеется, поскольку истцом не доказан факт нахождения земельного участка в собственности истца, а также выбытия земельного участка принадлежащего ответчику из собственности истца на момент его передачи в собственность Кувшиновой Л.И.

Кроме того, 24.07.2018 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано Распоряжение № 10224-РДЗ, согласно которого вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ФИО10 площадью 16261 кв.м., расположенного по адресу г. ФИО10, пгт. ФИО10, ул. ФИО10, ФИО10, разрешенное использование которого в которого в соответствии с законодательством Украины определено: «для обслуживания дачного кооператива в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона», приведён в соответствие с Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 года № 228-ПП «Об утверждении порядка определения видов разрешенного использования и категории земель с отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», установив вид разрешенного использования: «ведение дачного хозяйства».

Относительно доводов ответчика об истечении срока исковой давности по заявленным истцом исковым требованиям следует указать следующее.

В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 Кодекса).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Как следует из искового заявления, представленного акта приема передачи имущества к Распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 года № 195-РП земельный участок относящийся к имуществу военного городка К-1, в составе которого находятся земельные участки граждан – членов кооператива, Минобороны России подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года №1792-О, применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности, которая имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений (поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов), защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 года №3-П).

Положениями пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» также даны руководящие разъяснения о том, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям пропущен, поскольку исчисляется с момента, когда Министерство обороны Российской Федерации узнало о нарушении своего права после передачи 25 марта 2015 года по акту территории военного городка № 474 в федеральную собственность на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП. С иском в суд Министерство обороны Российской Федерации обратилось 29.05.2019 года, то есть за пределами установленного срока.

В соответствии с п. 3 ст. 144 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении иска, суд считает необходимым отменить меры по обеспечению иска принятые определением суда от 31.05.2019 года.

На основании ст. ст. 55-57, 67, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Министерства Обороны Российской Федерации к Кувшиновой ФИО10 ФИО10, 3-и лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, 3-е лицо: ДНТ «Арзу» об истребовании имущества из чуждого незаконного владения, отказать.

Отменить меры по обеспечению иска в виде ареста и запрета Кувшиновой ФИО10 ФИО10 на совершение каких-либо действий с земельным участком № ФИО10 площадью 616 кв.м., расположенный по адресу: г. ФИО10, Нахимовский район, ОК ДСК «ФИО10», присвоенный кадастровый номер ФИО10 принадлежащем на праве собственности Кувшиновой ФИО10 ФИО10, включая передачу во владение, пользование и распоряжение иным лицам, иное любое отчуждение или обременение, а также регистрацию имущественных прав в органах государственной власти, принятые определением Нахимовского районного суда города Севастополя 31 мая 2019 года.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

    Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2019 года.

Судья Нахимовского районного суда

           города Севастополя                                                                  И.А. Пекаринина

2-1518/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Кувшинова Л.И.
Другие
СНТ АРЗУ Лысак Анатолий Иванович
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя
Бородулина А.А.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Правительство города Севастополя
Вишняков С.В.
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Пекаринина И.А.
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
29.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2019Передача материалов судье
31.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2019Подготовка дела (собеседование)
15.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2019Судебное заседание
13.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее