Судья Моцный Н.В. Дело № 33-1975/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Балацкого Е.В., Володиной Л.В.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Ященко А.С., Жукову Д.Е., 3-и лица Сауткин В.В., Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором, с учетом уточнения требования, просило:
- признать недействительным государственный акт на право собственности на недвижимое имущество – земельный участок площадью 0,0920 га, расположенный в <адрес>;
- признать отсутствующим право собственности Жукова Д.Е. на земельный участок площадью 0,0920 га, расположенный в <адрес>;
- истребовать в федеральную собственность из чужого незаконного владения Жукова Д.Е. указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6618 в собственность Сауткина В.В. был передан спорный земельный участок.
11 сентября 2013 года Сауткин В.В. продал земельный участок Ященко А.С.
23 апреля 2015 года Ященко А.С. продал земельный участок Жукову Д.Е.
Между тем, на момент принятия Севастопольским городским Советом указанного решения в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребывания Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, земельный участок находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, в пределах территории военных городков № 539, № 540. В связи с чем, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться им.
Военные городки № 539 и № 540 распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-Р переданы в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Земельные участки, на которых расположены военные городки № 539 и № 540 Черноморского флота, относились и относятся к землям обороны и безопасности.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2019 года в удовлетворении иска Министерству обороны Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции при принятии решения не учел, что военный городок № 540 Черноморского флота РФ с 1997 года, в том числе на момент принятия Севастопольским городским Советом решения о передаче в собственность Сауткину В.В. спорного земельного участка, входящего в состав военного городка, находился в аренде Российской Федерации. Севастопольский городской Совет в силу действующего на тот момент законодательства не был уполномочен на распоряжение указанными землями. Кроме того, частичное вхождение спорного земельного участка в состав военных городков № 539, 540 Черноморского Флота РФ подтверждено заключением судебной экспертизы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Жуков Д.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Его представитель, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Министерства обороны РФ, другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 7 августа 2014 года №202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Как следует из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета от 18 марта 2009 года № 6618 утвержден проект землеустройства по отводу и установлению границ и площади земельного участка в натуре (на местности) по <адрес> для индивидуального дачного строительства.
Пунктом 2 этого решения определено передать в собственность Сауткину В.В. земельный участок площадью 0,0920 га по <адрес> для индивидуального дачного строительства, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения.
В 2009 году Сауткин В.В. получил государственный акт на право собственности на спорный земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер №.
11 сентября 2013 года Сауткин В.В. продал земельный участок Ященко А.С.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера №.
11 марта 2015 года Ященко А.С. получен кадастровый паспорт земельного участка.
23 апреля 2015 года по договору купли-продажи Ященко А.С. продал земельный участок Жукову Д.Е.
5 июня 2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выдано Жукову Д.Е. свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 920,00 кв.м., расположенный в <адрес>; кадастровый номер №; целевое назначение: для индивидуального дачного строительства.
Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военные городки № 539, № 540 (№ «252» и «253» в прилагаемом перечне).
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи имущества, в состав которого также вошел военный городок № 539 общей площадью 3,4 га и военный городок № 540 общей площадью 3,3515 га.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военные городки № 539, № 540 использовались Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, основная база Черноморского флота Российской Федерации находится в городе Севастополе. В основной базе Черноморского флота Российской Федерации размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования, предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации. Перечень и параметры объектов, используемых Черноморским флотом Российской Федерации в городе Севастополе, содержатся в Приложении № 2.
Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находится военный городок № 488, общей площадью 8,2 га, находившейся в пользовании 264 УHP Черноморского флота Российской Федерации.
В дальнейшем, на земельном участке 264 УНР Черноморского флота Российской Федерации общей площадью 8,2 га военного городка № 488 стали размещаться три военных городка №№ 488, 311, 539 с занимаемой площадью: 4,63 га, 0,17 га, 3,4 га соответственно. Общая площадь земельного участка, используемого 264 УНР - 8,2 га. Данный факт подтверждается Приложением № 2 по уточнению перечня и параметров объектов Черноморского флота Российской Федерации к Протоколу рабочей встречи представителей Российской Федерации и Украины по вопросам урегулирования наличия и использования земельных участков, занимаемых Черноморским флотом Российской Федерации от 27 сентября 1999 года, Протоколом № 2 от 26 декабря 2003 года заседания рабочей группы представителей регионального отделения Фонда государственного имущества Украины и морской инженерной службы Черноморского флота Российской Федерации.
Таким образом, в Соглашение о параметрах раздела Черноморского флота в составе земель военного городка № 488 вошел земельный участок военного городка № 539 общей площадью 3,4 га, предоставленный для размещения военного городка.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14 июля 2015 № 65 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Военных строителей, площадью 77323 кв.м., кадастровый номер 91:02:004002, установлен вид разрешенного использования земельного участка: «обеспечение обороны и безопасности (код 8.0)».
В соответствии со статьей 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» на Фонд государственного имущества Украины возложены функции по управлению государственным имуществом, указанным в приложениях 2 и 3 к Соглашению, и имуществом, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Учитывая, что при рассмотрении дела оспаривался факт вхождения спорного земельного участка в состав земель военных городков № 539, 540, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
В ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы, порученной АНО «Эксперт-Сервис», экспертом в своем заключении 129-10/18 от 26 декабря 2018 года, установлено следующее.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» передано имущество, указанное в приложении к распоряжению.
Согласно акту приема-передачи к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП передаче подлежат, в том числе военный городок № 539 площадью 3,4 га и военный городок ; 540 площадью 3,3515 га (строка № 252 и № 253 соответственно).
Экспертом установлено, что площадь военного городка № 539 соответствует Техническому делу № 19 и Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года. Площадь военного городка № 540 не соответствует Техническому делу № 108; Соглашению о параметрах раздела ЧФ.
Ввиду отсутствия Каталога узлов границ земельных участков № 2 УНР-264 (военный городок № 539), бухта Казачья и № 3 войсковой части № 97701 (598 УНР, военный городок № 540) экспертом проведен анализ сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, содержащихся в разделе IX «Геодезические и картографические материалы» - топографические (геодезические) планшеты: №21-14-1 (инв. № не указан, съемка декабрь 2007 года и корректура 2009 года), № 21-14-2 (инв. № не указан, съемка 2006 года), № 21-14-2 (инв. № 6952, съемка июнь 1980 года); № 21-14-3(инв. № не указан, съемка 2003 года); № 21-14-6 (инв. № не указан); № 21-14-6 (инв. № 3080, съемка май 2006 год, корректировка январь 2010 год); № 21-14-7 (инв. № не указан, съемка 2003 год, корректировка декабрь 2006 год); № 22-14-14 (съемка выполнена в июне 1980 года) и № 22-14-14 (съемка выполнена в ноябре 2000 года) в масштабе 1:500 (предоставлены Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя).
Согласно выводам экспертного заключения АНО «Эксперт-Сервис» от 26 декабря 2018 года № 129-10/18 на момент предоставления в частную собственность земельный участок № №, расположенный в <адрес> площадью 920 кв.м., кадастровый номер № (ранее присвоенный №) частично входил в состав военных городков № 539, № 540 ЧФ РФ, находящихся в пользовании Черноморского флота РФ в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота от 28 мая 1997 года.
Экспертом также установлено, что на спорном земельном участке какие-либо строения, сооружения, в том числе капительные, отсутствуют.
Как пояснила эксперт АНО «Эксперт-Сервис» ФИО12 в суде первой инстанции, большая часть спорного земельного участка в границы военного городка № 540 ЧФ РФ не входит. Точная площадью вхождения спорного земельного участка в границы военного городка № 540 ЧФ РФ не может быть определена ввиду отсутствия достоверного каталога координат земель данного военного городка. В ходе производства землеустроительной экспертизы границы военного городка № 540 установлены по имеющимся картам (материалам инвентарного дела военного городка) и имеющимся планшетам.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом заявленных требований. При этом, суд первой инстанции принял во внимание заключение судебной землеустроительной экспертизы, составленное с учетом исследования фактических обстоятельств дела, имеющейся землеустроительной документации. Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции учел, что оно выполнено специалистом, обладающим специальными знаниями в данной области, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в достоверности заключения судебной землеустроительной экспертизы суд первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции о недоказанности истцом своих требований относительно спорного земельного участка правильными.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения Севастопольского городского Совета о передаче земельного участка первоначальному собственнику, судебная коллегия отклоняет. В данном случае экспертным путем установлено, что вхождение спорного земельного участка в состав земель военных городков № 539, № 540 ЧФ РФ является незначительным. Установленный факт незначительного вхождения спорного земельного участка в границы земель обороны и безопасности, не свидетельствует о незаконности передачи в собственность Сауткину В.В. спорного земельного участка.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: