Решение по делу № 2-805/2024 от 08.07.2024

УИД № 11RS0006-01-2024-001372-77

Дело № 2-805/2024

    

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Маркелова К.Б.,

при секретаре Садыковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2024 года в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по иску Печорского транспортного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Комиавиатранс» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Печорский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в здании аэропорта г. Усинска.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной проверки в деятельности филиала АО «Комиавиатранс» - аэропорта Усинск выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения в сфере обеспечения прав инвалидов, которые не способствуют созданию доступной среды для инвалидов, не позволяют инвалидам, маломобильным группам населения реализовывать свои права и основные свободы, не способствуют полноценному участию в жизни страны.

Указывает, что при входе и выходе из здания аэровокзала, в коридоре и на входе в кабинет стартового медпункта, в дверных проемах выход/вход из здания на стоянку воздушных судов имеются пороги, высота которых превышает допустимые значения. В зоне общего доступа здания аэропорта санитарно-бытовые помещения или специально оборудованной универсальной и доступной кабины для инвалидов не имеется. Кабина туалета настенными поручнями, устройствами вызова помощи не оборудованы, проем к унитазу не соответствует действующим требованиям.

Просит устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: пороги дверных проемов входа и выхода из здания аэровокзала, выхода и входа из здания на стоянку воздушных судов, входа в кабинет стартового медпункта привести в соответствии с п. 6.3.4 СП 59.13330.2020; оборудовать в зоне общего доступа здания аэропорта Усинск санитарно-бытовым помещением, универсальной и доступной кабиной для инвалидов в соответствии c ГОСТ P 51261-2022; оборудовать настенными поручнями, устройством вызова помощи санитарно-бытовое помещение кабины туалета, расположенной в стерильной зоне в соответствии с СП 59.13330.2020,ГОСТ Р 521310-2019.

    В судебном заседании прокурор г. Усинска Котельников А.П., действующий на основании поручения, исковые требования поддержал.

    Представитель ответчика – АО «Комиавиатранс», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в их отсутствие, мнения по иску не сообщил.

С учетом мнения прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что АО «Комиавиатранс» является действующим юридическим лицом, в качестве его филиала зарегистрирован «Аэропорт Усинск», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

По результатам проведенной проверки в деятельности филиала АО «Комиавиатранс» - аэропорта Усинск выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения в сфере обеспечения прав инвалидов. При входе и выходе из здания аэровокзала, в коридоре и на входе в кабинет стартового медпункта, в дверных проемах выход/вход из здания на стоянку воздушных судов имеются пороги, высота которых превышает допустимые значения. В зоне общего доступа здания аэропорта санитарно-бытовые помещения или специально оборудованной универсальной и доступной кабины для инвалидов не имеется. Кабина туалета, настенными поручнями, устройствами вызова помощи не оборудованы, входной проем к унитазу не соответствует действующим требованиям и составляет 77 см.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно п.п. 1, 2, 4, 8. ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, утверждены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего (п. 4.4. СП 59.13330.2020.)

В соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

Согласно акту проверки от 13.12.2023 при в ходе и выходе из здания аэровокзала имеется дверные проемы, пороги которых составляют 4 см и 5 см, а также ступеньки, высота перепадов которых составляет 4 см и 3 см. В коридоре и на входе в кабинет стартового медпункта имеются пороги, высота которых превышает допустимые значения и составляет 8 см, также имеются пороги в дверных проемах выход/вход из здания на стоянку воздушных судов, высота которых составляют 10 см.

В соответствии с ц. 6.3.1 СП 59.13330.2020 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных, ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования, для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин, в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.

Вместо одной из универсальных кабин в таких зданиях, как вокзалы, поликлиники с кабинетом УЗИ, торгово-развлекательные центры и прочее, следует предусматривать универсальную кабину с зоной для переодевания габаритами (в соответствии с таблицей 6.1), оборудованной стационарной или откидной скамьей, позволяющей инвалиду переодеться в положении лежа, а также столиком для пеленания (6.3.2, СП 59.13330.2020).

Приказом Росстандарта от 23.06.2022 № 528-ст утвержден «ГОСТ Р 51261- 2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования» (далее-ГОСТР51261-2022).

Исходя из акта проверки от 13.12.2023 в зоне общего доступа здания аэропорта Усинск санитарно-бытового помещения или специально оборудованного в соответствии с ГОСТ Р 51261-2022 для инвалидов универсальной и доступной кабины не имеется.

В силу п. 6.3.6 СП 59.13336.2020 у дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.) и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 - 0,5 м от края двери.

Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в задании на проектирование.

При реконструкции габариты доступной кабины следует принимать с размерами м, не менее: 1,5 х 1,5 при сохранении свободной зоны сбоку от унитаза шириной не менее 0,75 м (разворот на кресле-коляске в данных габаритах не предусмотрен), дверь должна быть с автоматическим доводчиком и с дистанционным управлением от кнопки, расположенной вблизи зоны пересадки на унитаз. Одна из стандартных кабин в каждом блоке туалетов должна быть оборудована настенными поручнями.

Замкнутые пространства зданий (доступные помещения различного функционального назначения: кабины доступной и универсальной уборной, душевой, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид может оказаться один, а также лифтовые холлы, приспособленные для пожаробезопасных зон, и пожаробезопасные зоны должны быть оборудованы системой двусторонней связи. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами и соответствовать требованиям 6.5.10. Снаружи такого помещения над дверью следует предусмотреть комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации. Помещение, в которое выводится сигнал от устройства вызова помощи, определяется заданием на проектирование (п. 6.5.8 СП 59.13330.2020).

Подтверждение срабатывания устройства вызова помощи осуществляется визуальной, звуковой и (или) вибрационной индикацией (6.5.10 СП 59.13330.2020).

Согласно п. 4.3.8.2. ГОСТ Р 521310-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования, утвержденные Приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 584-ст, обязательными для применения на объектах с открытым доступом населения являются следующие общие сервисные тактильно-визуальные знаки, обеспечивающие восприятие инвалидами по зрению: знак обозначения отдельной кабины туалета для одного посетителя, доступной для инвалидов на кресле-коляске.

Исходя из акта проверки от 13.12.2023 санитарно-бытовое помещение - кабина туалета, расположенная в стерильной зоне, настенными поручнями, устройствами вызова помощи не оборудована, а также входной проем к унитазу не соответствует требованиям и составляет 77 см.

Представлением от дд.мм.гггг. Печорской транспортной прокуратуры установлено требование о незамедлительном принятии мер к устранению выявленных нарушений.

Согласно письму АО «Комиавиатранс» от дд.мм.гггг. мероприятия по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки, включены в планы ремонтов филиала «Аэропорт Усинск» со сроками выполнения - третий квартал 2024.

Исходя из приведенных выше установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального округа «Усинск» Республики Коми подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на АО «Комиавиатранс» (ОГРН: 1131101002670, ИНН 1101141183, КПП:110101001) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в здании аэропорта Усинска, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Усинск, аэропорт, а именно:

пороги дверных проемов входа и выхода из здания аэровокзала, выхода и входа из здания на стоянку воздушных судов, входа в кабинет стартового медпункта привести в соответствии с п. 6.2.4 СП 59.13330.2020;

оборудовать в зоне общего доступа здания аэропорта Усинск санитарно-бытовым помещением, универсальной и доступной кабиной для инвалидов в соответствии с ГОСТ Р 51261-2022;

оборудовать настенными поручнями, устройством вызова помощи, санитарно-бытовое помещение кабины туалета, расположенной в стерильной зоне в соответствии с СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 521310-2019.

Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» государственную пошлину в бюджет МО «Усинск» Республики Коми размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 26.07.2024.

Председательствующий К.Б. Маркелов

2-805/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорский транспортный прокурор
Ответчики
АО "КОМИАВИАТРАНС"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Маркелов Кирилл Борисович
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
08.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2024Передача материалов судье
09.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее