Судья Безъязыкова М.Л. По делу № 33-4842/2019
Судья-докладчик Астафьева О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июля 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,
судей Трофимовой Е.Н., Астафьевой О.Ю.
при секретаре Васильевой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крюкова Дмитрия Александровича к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 о восстановлении срока для включения в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании поставить на учет лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе Крюкова Дмитрия Александровича
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2019 года,
установила:
в обоснование исковых требований Крюков Д.А. указал, что являлся лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ. На основании распоряжения председателя комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от 14 апреля 1999 года он был определен в государственное детское учреждение, за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>.
С 2003 года по 2006 год, а также в период с 2009 года по 2016 год истец отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения ему стало известно, что закрепленное за ним жилое помещение находится в аварийном состоянии и для проживания непригодно. Таким образом, его право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., не было реализовано по независящим от него причинам.
Крюков Д.А. просил суд восстановить пропущенный срок и признать уважительной причину на включение в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Иркутске, до 23 лет; обязать Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 включить истца в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Иркутске, поставить на очередь на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области по г. Иркутску.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2019 года исковые требования полностью оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Крюкова Д.А. по доверенности Василькив М.Е. просит решение суда отменить как незаконное.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при разрешении спора суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства и неправильно применил нормы материального права. Судом не принято во внимание, что право истца, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением гарантируется государством и полагает, что срок постановки на учет предоставления жилья был пропущен Крюковым Д.А. по уважительным причинам: в силу малолетнего возраста истца и бездействию руководства детского учреждения, куда он был помещен для проживания и воспитания. Сам Крюков Д.А. не знал, что в соответствии с действующим законодательством ему положено жилье.
В возражениях на жалобу представитель Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 Подгорбунская Е.Е. просит решение суда отставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения Крюкова Д.А. и его представителя Василькив М.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченный орган не выносил распорядительный акт о невозможности возвращения истца в сохраненное за ним ранее жилое помещение, уважительных, причин позволяющих восстановить пропущенный срок для постановки истца на учет нуждающегося в получении жилья, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не установлено, на момент обращения с иском истцу исполнилось 32 года, в связи с чем он уже утратил статус лица, на которое распространяются социальные гарантии в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Как установлено судом и видно из материалов дела родителями Крюкова Д.А., 06.06.1986 года рождения, являлись Крюков А.А. и Крюкова Е.Ю.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 04.07.1988 Крюкову Е.Ю. лишили родительских прав в отношении детей, в том числе и истца Крюкова Д.А. Дети переданы органам опеки и попечительства.
Опекунский совет 12.04.1993 поставил в известность председателя ЖСК № 10, что Крюков Д.А. и Крюкова Дарья проживают после вынесенного решения суда с отцом, за детьми сохраняется право на жилье матери, в связи с чем, необходимо вселить их в квартиру матери, <адрес изъят>.
Распоряжением Комитета по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска от 14.04.1999 № 059-02-576/9 Крюков Д.А. определен в детское государственное учреждение в связи с тем, что решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 19.03.1999 Крюков А.А. был лишен родительских прав в отношении Крюкова Д.А. За несовершеннолетних Крюковым Д.А. (истцом по делу) закреплено право на жилое помещение, <адрес изъят>.
Согласно ответу на запрос адвоката Василькив М.Е. ответчик подтвердил отсутствие Крюкова Д.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, для обеспечения жильем.
По сведениям ЕГРП право собственности на дом, расположенный по ул. Флотская, 45 в г. Иркутске не зарегистрировано.
Крюков А.А. умер 28.06.2011.
Крюков Д.А. в период с 03.04.2014 по 01.04.2016 отбывал наказание в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области. Согласно данным справки от 01.04.2016, Крюков Д.А. имел в прошлом судимость с 25.03.2003 на срок 3 года, с 11.11.2009 на срок 7 л. Крюков Д.А. выбыл 01.04.2016 по месту жительства <адрес изъят>. Этот же адрес указан у истца в качестве места регистрации. Кроме Крюкова Д.А. в доме по <адрес изъят> никто не зарегистрирован. Жилой дом по <адрес изъят> стоит на кадастровом учете, имеет площадь 40,7 кв.м.
Согласно сведениям справки МУП СРЦ г. Иркутска от 03.11.2011 в данном доме на момент смерти была зарегистрирована Крюкова Анна Тарасовна, на момент ее смерти (08.07.2000) вместе с нею был зарегистрирован внук Крюков Александр Анатольевич, который снят с учета 26.07.2011, в настоящий момент зарегистрирован истец, который исходя из данной справки является правнуком Крюковой А.Т.
В соответствии с выпиской из решения Исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов трудящихся от 03.12.1975 домовладение, расположенное на земельном участке площадью 442 кв.м., по адресу: <адрес изъят> было узаконено Крюковой Людмилой Ивановной и Крюковой Анной Тарасовной.
Леонова Дарья Александровна, после смерти отца Крюкова А.А. обратилась с заявлением к нотариусу о принятии наследства после его смерти. Согласно справке от 02.08.2011 на момент смерти Крюкова А.А. с ним никто не был зарегистрирован. В то же время согласно сведениям поквартирной карточки и справки о регистрации от 03.11.2011 истец Крюков Д.А. зарегистрирован на момент смерти своего отца Крюкова А.А.
Крюкова А.Т. умерла 08.07.2000, Крюков А.М. умер 17.10.2000.
Родителями Крюкова А.А. согласно справке о рождении указаны Крюков А.М. и Крюкова Е.Ф., по актовой записи № 39 от 03.06.1941 родителями Крюкова Валерия Михайловича значатся Крюков Михаил Яковлевич и Крюкова Анна Тарасовна.
Учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществлялся органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на основании п. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.
Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Также в новой редакции была изложена статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон № 164-ОЗ) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.
В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений (далее - орган по управлению имуществом) (ч. 2 ст. 2 Закона № 164-ОЗ).
Орган опеки и попечительства рассматривает поступившие заявление о включении в список и документы, указанные в части 4 настоящей статьи (далее в настоящей статье - документы), и принимает решение о включении лица в список либо об отказе во включении лица в список в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица или его представителя.
Подача заявления о включении в список и документов, их регистрация, принятие органом опеки и попечительства решения о включении лица в список либо об отказе во включении лица в список, уведомление лица о принятом решении, его обжалование осуществляются в порядке, установленном частями 4, 5, 7, 9 статьи 3 настоящего Закона.
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот.
Информация, указанная в абзаце первом настоящей части, направляется в орган по управлению имуществом ежегодно не позднее 1 ноября (ст. 5 Закона № 164-ОЗ).
С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 6 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» установлен порядок предоставления детям - сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основанием для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан является их нуждаемость, включение в список лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и наступление определенного законом возраста.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, указанными в части 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье - лица, достигшие возраста 18 лет), в орган опеки и попечительства по месту жительства (ч. 3 ст. 6 Закона № 164-ОЗ).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный и обоснованный вывод, что как ранее действовавшее законодательство на момент возникновения спорных правоотношений, так и действующее законодательство на момент рассмотрения дела, предусматривают заявительный характер постановки на учет, и постановку на учет при условии нуждаемости. При этом, Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены ограничения распространения действия закона на круг лиц с 14 до 23 лет, которые могут быть поставлены на учет в качестве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Между тем, истец в период с 18 по 23 год не обращался с заявлением о постановке на такой учет. Доводы о нахождении истца в местах лишения свободы и соответственно восстановления срока обращения с таким заявлением, обоснованно были оценены судом. В период с 25.03.2006 по 10.11.2009 г. истец не был привлечен к уголовной ответственности, сведений о реальном отбытии срока в период с 25.03.2003 (3 года) истец также не доказал. Сведения о наличии судимости, указанные в справке об освобождении, таким доказательством не являются.
Кроме того, как видно из материалов дела за истцом администрацией г. Иркутска с 14.04.1999 закреплено право на жилое помещение - дом <адрес изъят>.
Указанное жилое помещение не признано аварийным, подлежащим сносу; истец не признан также прекратившим или утратившим право пользования данным помещением. Жилое помещение, в котором у истца сохранено право, как видно из поквартирной карточки принадлежало ранее Крюковой А.Т., у которой на момент ее смерти был зарегистрирован в качестве внука отец истца Крюков А.А.
Тот факт, что право собственности не оформляется истцом в установленном порядке как за наследником после смерти Крюковой А.Т. и Крюкова А.А. не влияет на выводы суда и не свидетельствует утрату или прекращение прав истца на указанное жилое помещение.
Доводы о плохом техническом состоянии дома, не свидетельствуют прекращение или утрату закрепленного за истцом права пользования жилым домом, и не дают основание для восстановления срока, пропущенного на такой длительный период.
Доводы об уважительности причин для восстановления срока в связи с тем, что учреждения, куда он был помещен, не защитили его права, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Как видно из материалов дела за истцом было закреплено право на жилое помещение по <адрес изъят>, период, в который истец определен в детское государственное учреждение, был с 14.04.1999, при этом, с указанного времени истец согласно ответам Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 поставлен на первичный учет в органах опеки и попечительства г. Иркутска согласно книгам первичного учета; личное дело и иные документы на истца, в том числе и по проверке сохранности имущества, доверительного управления имуществом в архиве отсутствуют.
18-летнего возврата Крюков Д.А. достиг в 2004 году, следовательно, в указанный период до 23-летнего возраста не было препятствий истцу обратиться с заявлением, с приложением полного пакета документов. Однако истец без уважительных причин указанные действия не совершал, а стал обращаться в органы опеки через представителя только в январе 2018 года, на момент обращения с иском в суд истцу исполнилось 32 года.
При таких обстоятельствах, решение суда законно и обоснованно, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке представленных доказательств.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционных жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Крюкова Д.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Т.В. Николаева
Судьи Е.Н. Трофимова
О.Ю. Астафьева