Дело № 2-552/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием истца Мараловой М.К., ее представителя Байдушкина К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуМараловой Марии Кочкунбаевны к администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в списках на предоставление жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Маралова М.К. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в списках на предоставление жилья, мотивируя свои требования тем, что ее отец умер 20.11.1981, мать умерла 04.12.1984. Ее опекуном был назначен старший брат ФИО, умерший в 1990 году. После смерти опекуна, она проживала у бабушки. Органы опеки и попечительства ею не интересовались. Федерального закона по социальной поддержке детей-сирот тогда не было. В 2007 году она обращалась в районную администрацию с заявлением о предоставлении жилья по программе социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответ на обращение ей не получен, порядок предоставления жилья не разъяснен. Истица просит обязать ответчика восстановить ее в списках на предоставление жилья.
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
17.09.2018 определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Истица Маралова М.К. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ее представитель Байдушкин К.Н. поддержал позицию своей доверительницы, просил исковые требования удовлетворить.
До судебного заседания от представителя администрации МО «Кош-Агачский район» поступил письменный отзыв, в котором он не признал исковые требования в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что Маралова (Сурбашева) М.К. обращалась в администрацию в возрасте 32 лет, в то время как до 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. По достижению 23 лет данные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. С принятием Закона Республики Алтай №12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется субъектом - Республикой Алтай. Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирует орган опеки и попечительства.
Представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что Сурбашева (Маралова) М.К. обратилась в администрацию МО «Кош-Агачский район» 30.10.2007. На момент обращения ей исполнилось 32 года, право на обеспечение жилым помещением она утратила. Сведения о том, обращался ли опекун Сурбашевой (Мараловой) М.К. с заявлением о постановке на учет истицы на очередь в уполномоченный орган об обеспечении ее жильем отсутствуют. Маралова (Сурбашева) М.К. в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве лица, нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, не состоит.
Представитель Министерства финансов Республики Алтай до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, отсутствуют правовые основания для восстановления истицы в списках на предоставление жилья.
Представитель Министерства регионального развития Республики Алтай до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, где сослался на отсутствие полномочий для дачи правовой оценки по существу иска.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий их получения.
Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ)) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В судебном заседании установлено, что Маралова М.К. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными паспорта.
В свидетельстве о рождении Бадановой М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом указан ФИО1, матерью - ФИО2
20.11.1981 ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Из свидетельства о смерти ФИО2 следует, что она умерла 04.12.1984.
Согласно справке сельской администрации Кокоринского сельского поселения от 28.01.2013 ФИО2 имела состав семьи: сын ФИО, дочь Баданова М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основание - похозяйственные книги за 1983-1985 годы.
Постановлением исполнительного комитета Кош-Агачского районного Совета народных депутатов от 22.02.1985 №27/3 ФИО назначен опекуном над несовершеннолетними ФИО и Бадановой М.К.
Согласно справке сельской администрации Кокоринского сельского поселения от 28.01.2013 Баданова М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала с рождения по 1990 год в селе Кокоря.
Из справки о заключении брака №189 от 20.07.2018, выданной Комитетом по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай, следует, что между ФИО3 и Бадановой М.К. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после заключения которого ей присвоена фамилия Сурбашева.
В заявлении от 29.07.2007, поданном Сурбашевой М.К. в администрацию Кош-Агачского района, она просит рассмотреть вопрос о предоставлении ей социального жилья. Указывает, что в 1984 году осталась сиротой в возрасте 10 лет, кто являлся опекуном - не знает, вырастила бабушка. На момент подачи заявления исполнилось 32 года.
Из свидетельства о заключении брака от 20.10.2007, выданным Отделом ЗАГС Кош-Агачского района, следует, что ФИО4 и Сурбашева М.К. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после чего ей присвоена фамилия Маралова.
В справке жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 29.01.2013 №275 указано, что Маралова М.К. не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальные выплаты на эти цели не получала.
Из акта осмотра жилого дома от 08.06.2018 №7 следует, что обследовано помещение по адресу: <адрес> Рекомендовано при наличии льгот обратиться в БУ РА «Управление социальной поддержки населения» за получением материальной помощи на ремонт жилого дома и обратиться для признания малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с ч.2 ст.4 данного Федерального закона действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Вместе с тем доказательств того, что истица обращалась в компетентные органы с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, до достижения ею возраста 23 лет ни истицей, ни ее представителем суду не представлено.
Из материалов дела и пояснений истицы следует, что в администрацию МО «Кош-Агачский район» впервые за постановкой на учет по категории «дети-сироты» она обратилась в 2007 году.
То есть, на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о предоставлении социального жилья ей исполнилось 32 года.
Таким образом, до достижения 23 лет истица не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратила данное право.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013), отсутствие ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Так, в случае признания причин, по которым лицо своевременно не встало на учет уважительными, возможно удовлетворение требования об обеспечении жилым помещением. При этом восстановление срока не требуется.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, являются уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.
Однако ни истицей, ни ее представителем доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с соответствующим заявлением суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Мараловой М.К. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Мараловой Марии Кочкунбаевны, предъявленных к администрации МО «Кош-Агачский район», о восстановлении в списках на предоставление жилья.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2018