Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Петуниной Н.В.,
представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Рушкова А.И., действующего на основании доверенности от ....2019 г., представителя административного ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области Нежина С.А., действующего на основании распоряжения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске 25 октября 2019 года административное дело № по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании бездействия по обеспечению населения питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям, незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании бездействия по обеспечению населения питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям, незаконным, возложении обязанности. Свои требования мотивировали тем, что в ходе плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета, проведенной на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 19.04.2019 № установлено: что в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Ключи в водонапорной башне с. Ключи, переулок Бирюкова, 1 по химическим показателям питьевая вода не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: по показателю железо - 2,8+0,4 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ по показателю общая минерализация 1640+23 мг/дмЗ при допустимой норме не более 1000 мг/дмЗ по показателю хлориды - 589,3+8,2 мг/дмЗ, при допустимой норме не более 350 мг/дмЗ, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № от 30.05.2019 г. в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Прогресс по химическим показателям питьевая вода не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: в скважине № с. Прогресс, ул. Ильинка по показателю железо - 0,39+0,08 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ в скважине №4 с. Прогресс, ул. Рождественского по показателю железо -0,73+0,14 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ по показателю общая минерализация 1050+15 мг/дмЗ при допустимой норме не более 1000 мг/дмЗ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №, № от 30.05.2019 г. в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Ключи и с. Прогресс по органолептическим показателям питьевая вода, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: в скважине № с. Прогресс, ул. Ильинка по показателю цветность -34,7+7,0 градус, при допустимой норме не более 20 градусов в водонапорной башне с. Ключи, переулок Бирюкова, 1 по показателю мутность 8,0+0,8 ЕМФ при допустимой норме не более 2,6 ЕМФ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №, № от 30.05.2019 г. Несоответствие качества питьевой воды, подаваемой населению сел Ключи и Прогресс Шадринского района, обязательным требованиям свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, что создает угрозу возникновения и распространения заболеваний и, как следствие, может привести к ухудшению состояния здоровья населения, чем нарушаются конституционные права граждан на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. С учетом уточнения, просили признать незаконным бездействие Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению населения с. Ключи и с. Прогресс Шадринского района Курганской области питьевой водой отвечающей обязательным требованиям обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить население с. Ключи (водонапорная башня переулок Бирюкова, 1) Шадринского района Курганской области питьевой водой, качество которой соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в том числе по показателям: железо (Fe, суммарно) не более 0,3 мг/дмЗ, хлориды не более 350 мг/дмЗ, общая минерализация не более 1000 мг/дмЗ (п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01), цветность не более 20 градусов, мутность не более 2,6 ЕМФ (п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01), в срок до 31.12.2021 г. обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить население с. Прогресс (скважина № улица Ильинка, скважина № улица Рождественская) Шадринского района Курганской области питьевой водой, качество которой соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в том числе по показателям: железо (Fe, суммарно) не более 0,3 мг/дмЗ, хлориды не более 350 мг/дмЗ, общая минерализация не более 1000 мг/дмЗ (п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01), цветность не более 20 градусов (п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01), в срок до 31.12.2021 г.
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Рушков А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области Нежин С.А. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч.1 ст.38 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, и связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном Положением и государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Согласно ч.1,3 ст.39 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные Правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных Правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием по обобщенным показателям содержанию вредных химических веществ в соответствии с таблицей 3 СанПиН.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
3.4.1. Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (табл. 2).
В соответствии с Таблицей 2 СанПиН 2.1.4.1074-01: предельно допустимые концентрации по показателю железо (Fe, суммарно) не более 0,3 мг/дмЗ минерализация не более 1000 мг/дмЗ, по показателю хлориды, не более 350 мг/дмЗ,
В соответствии с п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4.
В соответствии с Таблицей 4 СанПиН 2.1.4.1074-01: цветность воды не должна превышать 20 градусов, мутность не более 2,6 ЕМФ,
В соответствии с п. 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая в Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», требования настоящих санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
В соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
В соответствии с п. 2.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях: в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.
Ст.8 Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с п.1 ст. 3 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, территория Ключевского сельсовета определена границами, которые установлены Законом Курганской области от 4 ноября 2004 года № 739 «Об установлении границ муниципального образования Ключевского сельсовета, входящего в состав муниципального образования Шадринского района».
В соответствии с п. 3 ст. 4 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, в состав Ключевского сельсовета входят территории населенных пунктов: село Ключи, прилегающие к нему земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения.
Администрация Ключевского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган Ключевского сельсовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ключевского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области, (п. 1 ст. 40 Устава).
В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Устава Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепленные за Ключевским сельсоветом организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д. ...).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «0| водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Курганской области от 23.12.2014 г. «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Курганской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организации водоснабжения населения в границах поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В ходе плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета, проведенной Управлением Роспотребнадзора, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 19.04.2019 №-р (л.д. ...), установлено, что в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Ключи в водонапорной башне с. Ключи, переулок Бирюкова, 1 по химическим показателям питьевая вода не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: по показателю железо - 2,8+0,4 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ по показателю общая минерализация 1640+23 мг/дмЗ при допустимой норме не более 1000 мг/дмЗ по показателю хлориды - 589,3+8,2 мг/дмЗ, при допустимой норме не более 350 мг/дмЗ, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № от 30.05.2019 г. в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Прогресс по химическим показателям питьевая вода не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: в скважине № с. Прогресс, ул. Ильинка по показателю железо - 0,39+0,08 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ в скважине № с. Прогресс, ул. Рождественского по показателю железо -0,73+0,14 мг/дмЗ при допустимой норме не более 0,3 мг/дмЗ по показателю общая минерализация 1050+15 мг/дмЗ при допустимой норме не более 1000 мг/дмЗ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №, № от 30.05.2019 г. в разводящей системе централизованного водоснабжения с. Ключи и с. Прогресс по органолептическим показателям питьевая вода, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: в скважине № с. Прогресс, ул. Ильинка по показателю цветность -34,7+7,0 градус, при допустимой норме не более 20 градусов в водонапорной башне с. Ключи, переулок Бирюкова, 1 по показателю мутность 8,0+0,8 ЕМФ при допустимой норме не более 2,6 ЕМФ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №, № от 30.05.2019 г. (л.д. ..., ..., ..., ... ..., ...)
Факт нарушения не оспаривался представителем ответчика Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области в судебном заседании и подтверждается представленными суду доказательствами: актом проверки №р от 17.06.2019 г., экспертными заключениями от 30.06.2019 г. (л.д. ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...).
По результатам плановой выездной проверки Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области 17.06.2019 г. выдано предписание № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (л.д. ...).
Судом установлено, что ответчиком Администрацией Ключевского сельсовета при осуществлении деятельности по организации водоснабжения населения ... и ... допущены нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований.
Несоответствие качества питьевой воды, подаваемой населению сел Ключи и Прогресс Шадринского района, обязательным требованиям свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, что создает угрозу возникновения и распространения заболеваний и, как следствие, может привести к ухудшению состояния здоровья населения, проживающего на территории Ключевского сельсовета.
Суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 13 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 194.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с чем, следует освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования Шадринский район Курганской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании бездействия по обеспечению населения питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям, незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению населения с. Ключи и с. Прогресс Шадринского района Курганской области питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить население с. Ключи (водонапорная башня переулок Бирюкова, 1) Шадринского района Курганской области питьевой водой, качество которой соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в том числе по показателям: железо (Fe, суммарно) не более 0,3 мг/дмЗ, хлориды не более 350 мг/дмЗ, общая минерализация не более 1000 мг/дмЗ (п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01), цветность не более 20 градусов, мутность не более 2,6 ЕМФ (п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01), в срок до 31 декабря 2021 г.
Обязать Администрацию Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области обеспечить население с. Прогресс (скважина № улица Ильинка, скважина № улица Рождественская) Шадринского района Курганской области питьевой водой, качество которой соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в том числе по показателям: железо (Fe, суммарно) не более 0,3 мг/дмЗ, хлориды не более 350 мг/дмЗ, общая минерализация не более 1000 мг/дмЗ (п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01), цветность не более 20 градусов (п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01), в срок до 31 декабря 2021 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2019 года.
Судья Шадринского
районного суда И.С.Воронцов