Дело № 2-1577/2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Узоевой И.Ш.,
с участием представителя административных ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района по доверенности Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павловой Н. С. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась с иском к ответчикам об обязании заключить договор аренды земельного участка, ссылаясь на то, что в <адрес> году, желая реализовать предоставленное ей ЗК РФ право на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, действуя в соответствии со ст. 30-1 ЗК РФ, обратилась с соответствующим письменным заявлением в уполномоченный орган - администрацию Каширского муниципального района, которая, действуя в пределах своих полномочий, приняла решение опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании – газете «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ в № № указанной газеты было опубликовано объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В этом сообщение было указано, что заявления от желающих заключить договор аренды этого земельного участка принимаются в администрации Каширского муниципального района в течение месяца с даты опубликования данной информации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца председателем комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района было направлено письмо, в котором указывалось, что других заявлений от желающих заключить договор аренды спорного земельного участка, а также предложений и замечаний от жителей <данные изъяты> района не поступало. Получив указанное выше сообщение председателя КУИ, истец стал собирать необходимые для заключения договора аренды земельного участка документы, в том числе за свой счет провел его межевание. Постановлением администрации Каширского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения границ спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, и, этим постановлением истец был обязан обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и предоставить его кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Требование указанного постановления истцом было исполнено и ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014-ОЗ, администрация Каширского муниципального района отправила проект договора аренды на согласование в Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, по результатам заседания которой от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в согласовании этого постановления и было рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах. Сообщение о принятии этого решения было получено истцом по почте ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает принятое на заседании указанной комиссии решение незаконным, создающим истцу препятствия к осуществлению его права на заключение договора аренды спорного земельного участка. Ссылаясь на нормы материального права, указанные в иске истец считает, что ответчик администрация Каширского муниципального района, принимая решение о публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка и издавая постановление о согласовании схемы расположения этого земельного участка, действовала на основании закона и в пределах своих полномочий, и у нее возникла обязанность в течение двух недель с даты постановки спорного земельного участка на кадастровый учет заключить с истцом договор аренды спорного земельного участка. После 01 января 2015 года у ответчика Министерства имущественных отношений Московской области также возникла обязанность принять и согласовать решение о предоставлении истцу спорного земельного участка в аренду. Истец считает, что изменения действовавшего законодательства, вступившие в силу с 01 марта 2015 года, не изменяют указанные выше обязанности ответчиков, так как они должны были быть исполнены до этого срока, и не были исполнены ответчиками не по вине истца. Также истец указывает, что арендная плата на спорный земельный участок должна быть установлена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора. На основании изложенного, истец просит признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на заседании от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проекта договора аренды незаконным; обязать Администрацию Каширского муниципального района в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении истцу в аренду спорного земельного участка; обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района заключить с истцом договор аренды спорного земельного участка, сроком на <данные изъяты> лет с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора.
Представитель ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области иск не признал, представив письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении иска просит отказать.
Административный истец и его представитель, а также представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, будучи извещенными о месте и времени слушания дела надлежащим образом, не явились в суд. Истец и его представитель обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствии, а ответчик возражений по иску не представил и не просил об отложении судебного заседания. С учетом мнения представителя ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административных ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, проверив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ года Павлова Н.С. обратилась в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каширского муниципального района Московской области опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района - газете «<данные изъяты>» за № № объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, установив месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений (<данные изъяты>).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Павловой Н.С. сообщено, что с момента публикации объявления в газете «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, и до настоящего времени других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей <данные изъяты> муниципального района не поступало (<данные изъяты>).
Постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории» администрацией Каширского муниципального района утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка с указанием Павловой Н.С. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения <данные изъяты>).
Кадастровый паспорт земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления «О предоставлении Павловой Н.С. в аренду земельного участка» и рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (<данные изъяты>).
Протокол Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ содержит решение под № в отношении заинтересованного лица - Павловой Н.С. об отказе в согласовании проекта договора администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет путем заблаговременной публикации земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <адрес>, <адрес> <адрес> в связи с нарушением процедуры опубликования, не указаны сроки подачи заявлений. Администрации Каширского муниципального района Московской области предоставить земельный участок путем проведения торгов или организовать процедуру предоставления в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ (<данные изъяты>).
При разрешении заявленных истцом требований суд применяет закон, действовавший на период возникновения спорных отношений, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 вышеуказанной статьи Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
01 января 2015 года вступил в силу Закон Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», в соответствии с ч.3 ст.2 которого, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
В соответствии с ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
В силу положений ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в силу.
В соответствии со ст.34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N171-ФЗ от 23июня2014года, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Кроме того, Министерством экономического развития России в ответах на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", опубликованных на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 24.04.2015, разъяснено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Реализация органом местного самоуправления права на заключение договора аренды, опубликование сообщения в официальном средстве массовой информации Каширского муниципального района о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, проведена по законодательству, действовавшему на период опубликования объявления, и связана с фактическим проведением истцом кадастровых работ, формированием участка и его постановкой на учет, оплаченных Павловой Н.С. за счет личных средств.
Оценив, собранные по делу доказательства, суд считает, что принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления заявителю Павловой Н.С. земельного участка соблюден. Отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах права и является недействительным.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд учитывает, что ответчики не опровергли доводов истца, что информация о предоставлении участка размещалась в официальном печатном органе местного самоуправления Каширского муниципального района, и не нарушены права третьих лиц на подачу заявлений в отношении оспариваемого земельного участка.
В силу ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
У администрации Каширского муниципального района Московской области возникла обязанность выделить истцу в аренду испрашиваемый земельный участок.
Представленный представителем администрации Каширского муниципального района Московской области в судебное заседание проект договора аренды земельного участка не является доказательством предоставления спорного земельного участка в аренду истцу, поскольку отсутствуют его регистрационный номер и дата, проект не подписан со стороны администрации Каширского муниципального района.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что право аренды земельного участка должно быть подтверждено соответствующим договором.
Согласно ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. В силу перечисленных норм закона, в связи с принятым на себя обязательством по выделению земельного участка, у ответчиков возникла обязанность по заключению с истцом договора аренды с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Павловой Н. С. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить.
Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на заседании от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании постановления Администрации Каширского муниципального района «О предоставлении Павловой Н.С. в аренду земельного участка» - незаконным.
Обязать администрацию Каширского муниципального района Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении Павловой Н. С. в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении Павловой Н. С. в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области заключить с Павловой Н. С. договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, сроком на двадцать лет с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в редакции, действующей на момент заключения договора.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Т.А. Фомина