РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
05 марта 2021 года <адрес>
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
с участием помощника прокурора Афанасьевой Е.В.,
при секретаре Логиновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-1841/2021 по административному иску Чижика А. Д. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с требованием, с учетом уточнения, об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по пятимандатному избирательному округу №, обязании зарегистрировать кандидатом.
В обоснование требований истец указал, что выдвигается кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> в порядке самовыдвижения. Истцом в территориальную избирательную комиссию представлены соответствующие документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата. Кандидатом заявлено 59 подписей, при необходимом количестве 54 подписи. Решением комиссии истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты, ввиду недостаточности количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, при этом достоверными признано 50 подписей, 9 подписей признаны недействительными. Истец полагает решение нарушающим его права, поскольку все необходимые записи в подписных листах осуществлены избирателями лично, являются достоверными и полными. Истцом оспаривается решение в части признания недействительными подписей лист 9 подпись 2, лист 18 подпись 1 - неуказание избирателями улицы и квартиры не препятствует определению места жительства на территории избирательного округа, лист 3 подпись 3, лист 2 подпись 3, лист 5 подпись 3 – ФИО написаны самими избирателями.
В судебном заседании истец и его представитель требования и доводы, изложенные виске, поддержал.
Ответчик представитель территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> в судебном заседании иск не признал, решение комиссии поддержал.
Представитель избирательной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Исследовав материалы дела, учитывая заключение помощника прокурора, который полагал иск не подлежащим удовлетворению, суд не находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 239, 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Материалами дела установлено:
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> № назначены выборы депутатов Совета депутатов <адрес> на <дата>;
Согласно части 1 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» и решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от 26.01.2021г. № количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по пятимандатному избирательному округу №, составляет 54 подписи.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> №, на основании пункта 8 части 24 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>», отказано в регистрации ЧИЖИКУ А. Д., выдвинутому в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> по пятимандатному избирательному округу № на выборах депутатов Совета депутатов <адрес>, назначенных на <дата>. Основанием для отказа в регистрации послужило признание недействительными 9 подписей. Количество подписей, признанных достоверными и действительными, составило 50 (пятьдесят) подписей, что является недостаточным для регистрации в качестве кандидата на выборах депутатов Совета депутатов <адрес> по пятимандатному избирательному округу №.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).
Пунктом 11 статьи 37 указанного Федерального закона установлено, что Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исчерпывающий перечень оснований признания недействительными подписи избирателей содержится в пункте 6.4 статьи 38 данного Закона.
В частности, согласно положений пункта 6.4. указанной статьи недействительными признаются:
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3,11,12 части 14 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>».
Основанием отказа в регистрации кандидата согласно положений подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 8 части 24 статьи <адрес> от <дата> N 46/2013-03 "О муниципальных выборах в <адрес>", является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как установлено судом истец представил в ТИК <адрес> документы для выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по пятимандатному избирательному округу №, в том числе подписные листы, содержащие 59 подпись избирателей.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
В соответствии со сведениями МУ МВД России «Пушкинское» от <дата> № по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 14 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» признаны недействительными 5 подписей:
- папка 1 лист 2 подпись 1, избиратель Вепрева А.В., год рождения не соответствует действительности, вместо 1985 года указан 1986 год ;
- папка 1 лист 9 подпись 2, избиратель Синенков Д.В., в адресе места жительства не указана улица – <адрес>;
папка 1 лист 10 подпись 4 избиратель Логинова Д.А., паспортные данные не соответствуют действительности, указан номер и серия паспорта 4620 № вместо 4620 №;
папка 1 лист 11 подпись 1, избиратель Фетисов Б.Б., адрес места жительства не соответствует действительности, вместо <адрес>, указано <адрес>;
папка 1 лист 18 подпись 1, избиратель Сураева Е.А., не указан номер квартиры в многоквартирном доме, <адрес>.
Указанные подписи признаны недействительными на основании сведений, представленных МУ МВД России «Пушкинское» л.д. 43.
Истцом оспаривается недействительность подписей лсит 9 подпись 2, лист 18 подпись 1.
Вместе с тем не является состоятельным довод истца о возможности неуказания номера квартиры и улицы, что не опровергает проживание избирателей на территории пятимандатного избирательного округа №.
Как указано в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Таким образом, избиратель может не указывать сведения об адресе только в случае отсутствия реквизитов, в рассматриваемом случае в адресах избирателей такие реквизиты как улица и номер квартиры были, в связи с чем неуказание избирателем номера квартиры в многоквартирном доме и улицы, является основанием полагать сведения, не соответствующим действительности, а учитывая наличие официальной справки, подписи признаются недействительными.
При таких обстоятельствах указанные подписи, с учетом неоспариваемых, правомерно признаны ответчиком недействительными.
По основаниям, предусмотренным пунктом 12 части 14 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» признана недействительной 1 подпись:
папка 1 лист 13 подпись 1.
В этой части решение территориальной избирательной комиссии истцом не оспаривается.
В соответствии с заключениями по проверке подписных листов отдела по экспертно-криминалистическому обеспечению МУ МВД России «Пушкинское» №.2-21 от <дата>, по основаниям, предусмотренным пунктом 11 части 14 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» признаны недействительными 5 подписей (ФИО написаны одним и тем же лицом):
папка 1 лист 3 подпись 3,
папка 1 лист 2 подпись 3,
папка 1 лист 5 подпись 3,
папка 1 лист 10 подпись 4,
папка 1 лист 2 подпись 1.
Подпись 2 на листе 1 и подпись 4 на листе 10 признаны недействительными по 2-м основаниям.
Истцом оспаривается недействительность подписей лист 3 подпись 3, лист 2 подпись 3, лист 5 подпись 3, поскольку как указывает истец ФИО каждый избиратель записывал лично.
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Следует отметить, что обстоятельства собственноручного внесения фамилии, имени, отчества избирателя, могут подтверждаться допустимыми письменными доказательствами.
Как усматривается из Заключения по проверке подписных листов от <дата> л.д. 48 рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество» сшивки:
- в подписных листах №№,5,10 в строках 1,3,4,1,2 выполнены одним лицом,
- в подписных листах №№,8 в строках 2,3,4,5 выполнены одним лицом,
- в подписном листе № в строках 3,4 выполнены одним лицом.
В судебном заседании специалист Афонина Д.С., допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что одним лицом выполнены записи ФИО на листе 2 строка 1, на листе 5 строки 1 и 2, лист 10 строки 3,4; одним лицом выполнены записи на листе 2 строки 2,3, на листе 8 строки 4,5; одним лицом выполнены записи на листе 3 строки 3,4.
Учитывая, что в заключении специалиста отсутствует указание на выполнение записи ФИО в подписи лист 5 строка 3 в совокупности с какой -либо другой записью одним и тем же лицом, территориальная избирательная комиссия неправомерно признала подпись лист 5 строка 3 недействительной по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 14 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>», иных оснований для признания данной подписи недействительной судом не усматривается.
В силу пункта 6.5 статьи 38 ФЗ-67 при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
Следовательно дополнительно недействительными подлежат признанию подписи лист 5 строка 1, лист 10 строка 3; лист 8 строка 4, лист 8 строка 5, итого 4 подписи.
Заполнение в подписных листах графы "Фамилии, имена, отчества избирателей" не лично избирателями противоречит положениям пункта 11 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Суд принимает во внимание положения части 5 статьи <адрес> от <дата> №-ОЗ «О муниципальных выборах в <адрес>», согласно которой избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящим в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Вместе с тем, в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы данного Федерального закона.
Так частью 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу <дата> предусмотрено, что положения статей 2, 37, 38, 64, 65, 66 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона), применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу данного Федерального закона.
В связи с изложенным, суд находит невозможным применение к спорным правоотношениям части 5 статьи <адрес> "О муниципальных выборах в <адрес>" в силу противоречия данной нормы положениям указанного выше Федерального закона, имеющему большую юридическую силу по отношению к Закону субъекта Российской Федерации, что соответствует пункту 6 статьи 1 ФЗ N 67-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что подпись 1 на листе 2 и подпись 4 на листе 10 признаны недействительными по 2-м основаниям, общее количество подписей, признанных недействительными, составило 12 подписей (с учетом исключения подписи лист 5 подпись 3).
Оценив представленные доказательства, исследовав подлинники подписных листов, учитывая, что количество действительных подписей избирателей 47, из необходимых 54, не является достаточным для регистрации истца кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по пятимандатному избирательному округу № на выборах, назначенных на <дата>, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку перечисленные в заключении эксперта и в итоговом протоколе обстоятельства нашли свое подтверждение.
Доводы административного истца о несогласии с заключением специалиста, положенного в основу вывода о недействительности 5 подписей, подлежат отклонению. Заключение от <дата> №.2-21. составлено в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не противоречит пунктам 1.2, 3.1, 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от <дата> №. Выводы специалиста-эксперта конкретны, являются допустимым и относимым доказательством.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от <дата> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 37 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Чижика А. Д. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья И.А.Голубятникова