Дело № 2а-2648/2021
24RS0013-01-2021-001993-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Берчатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чигодайкиной Светланы Сергеевны к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну Арушану Юриевичу о признании незаконным сообщения, признании незаконным бездействия, обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Чигодайкина С.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну А.Ю. о признании незаконным сообщения, признании незаконным бездействия, обязании осуществить действия. Требования мотивировала тем, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 признан незаконным отказ и.о. руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Саакяна А.Ю. №9107 от 27 сентября 2019 года на заявление Чигодайкиной (Третьяковой) С.С. №13403 от 29
августа 2019 года, возложена обязанность на администрацию Емельяновского района
Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды
земельного участка с кадастровым номером №. Письмом №1411 от 16.03.2021 и.о. руководителя управления Саакяна А.Ю. сообщено, что в соответствии с решением Емельяновского районного суда Управлением исполнено решение суда путем рассмотрения заявления от 12.10.2020 по делу № 2а-132/20 повторно и подготовлен проект договора аренды на испрашиваемый участок, согласно сведениям ЕГРН от 11.02.2021 имеются ограничения прав на земельный участок в части регистрации определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, МКУ «УправЗем» приостановлены действия по регистрации договора с Чигодайкиной С.С. С указанным сообщением не согласна. Доводы обжалуемого сообщения от 16.03.2021 №1411 несостоятельны, поскольку проект договора ей для подписания во исполнение решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 не направлялся. Доводы о наличии ограничений прав на земельный участок в части регистрации и, как следствие невозможности исполнения судебного акта, не состоятельны, поскольку полномочиями прав Управления Росреестра на территории Красноярского края администрация Емельяновского района и МКУ «УправЗем» не наделены. Кроме того, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 разрешен вопрос в части понуждения к действиям по заключению договора аренды земельного участка, а не предоставлению участка на праве собственности. Запретов для администрации Емельяновского района Красноярского края в части возложения обязанности по осуществлению подготовки и подписания проектов договора аренды земельного участка с кадастровым номером № направлению проекта договора для подписания Чигодайкиной С.С. определение Арбитражного суда <адрес> по делу № № от 03.02.2021 не содержит. Просила признать незаконным сообщение и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяна А.Ю. №1411 от 16.03.2021, признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, допущенное в период с 16 ноября 2020 года, в части не исполнения решения Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2а-1321/20, вступившего в законную силу, обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также направить проект договора для подписания Чигодайкиной С.С.
В судебном заседании представитель административного истца Чигодайкин Г.П. заявленные требования административного иска поддержал. Представитель административного ответчика администрации Емельяновского района Красноярского края и заинтересованного лица МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Хасиева Н.Э. (доверенность, диплом – л.д. 94-96) полагала заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Административный истец, административный ответчик- и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакян А.Ю. в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом (л.д. 13-14,16).
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, возлагается именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что администрацией Емельяновского района до настоящего времени не исполнено решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20, которым возложена обязанность на администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Письмом №1411 от 16.03.2021 и.о. руководителя управления Саакяна А.Ю. сообщено, что в соответствии с решением Емельяновского районного суда Управлением исполнено решение суда путем рассмотрения заявления от 12.10.2020 по делу № 2а-132/20 повторно и подготовлен проект договора аренды на испрашиваемый участок, согласно сведениям ЕГРН от 11.02.2021 имеются ограничения прав на земельный участок в части регистрации определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.02.2021 №А33-1440/2021 по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, МКУ «УправЗем» приостановлены действия по регистрации договора с Чигодайкиной С.С. Доводы обжалуемого сообщения от 16.03.2021 №1411 о приостановлении действий по регистрации договора Чигодайкиной С.С. несостоятельны, поскольку проект договора для подписания Чигодайкиной С.С. во исполнение решения Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 не направлялся. Доводы о наличии ограничений прав на земельный участок в части регистрации не обоснованы, поскольку полномочиями прав Управления Росреестра на территории Красноярского края администрация Емельяновского района и МКУ «УправЗем» не наделены. Кроме того, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 разрешен вопрос в части понуждения к действиям по заключению договора аренды земельного участка, а не предоставлению участка на праве собственности. Запретов для администрации Емельяновского района Красноярского края по осуществлению подготовки и подписания проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № направлению проекта договора для подписания Чигодайкиной С.С. определение Арбитражного суда Красноярского края по делу № № от 03.02.2021 не содержит. Просил признать незаконным сообщение и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяна А.Ю. №1411 от 16.03.2021, признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, допущенное в период с 16 ноября 2020 года, в части не исполнения решения Емельяновского районного суда Красноярского края по делу №, вступившего в законную силу. В качестве восстановительной меры обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также направить проект договора для подписания Чигодайкиной С.С.
Представитель административного ответчика администрации Емельяновского района Красноярского края и заинтересованного лица МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» пояснила, что поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером № рассматривается спор в Арбитражном суде Красноярского края по иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Емельяновского района Красноярского края об истребовании земельных участков, определением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-1440/2021 от 03.02.2021 приняты меры обеспечения иска, регистрация права аренды осуществлена быть не может, проект договора аренды составлен, направлен административному истцу, доказательств направления представлять не намерена.
Судом установлено, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 признан незаконным отказ и.о. руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Саакяна А.Ю. №9107 от 27 сентября 2019 года на заявление Чигодайкиной (Третьяковой) С.С. №13403 от 29
августа 2019 года, возложена обязанность на администрацию Емельяновского района
Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды
земельного участка с кадастровым номером №, а так же направить проект договора для подписания Чигодайкиной С.С. (л.д. 33-35).
МКУ «УправЗем» администрации Емельяновского района Красноярского края на заявление Чигодайкиной С.С. от 29.08.2019 № 13403 сообщено письмом от 16.03.2021 № 1411, что в соответствии с решением Емельяновского районного суда Управлением исполнено решение суда путем рассмотрения заявления от 12.10.2020 по делу № 2а-132/20 повторно о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № и подготовлен проект договора аренды на испрашиваемый земельный участок. Однако, согласно сведениям ЕГРН от 11.02.2021 имеются ограничения прав на земельный участок в части регистрации. Данное обременение наложено определением Арбитражного суда Красноярского края от 3.02.2021 № №. По заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №. На основании вышеизложенного управлением приостановлены действия по регистрации договора (л.д. 6).
Определением Арбитражного суда Красноярского края по делу № № по иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Емельяновского района Красноярского края об истребовании земельных участков от 03.02.2021 приняты меры обеспечения иска, наложен запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществлять действия, связанные с регистрацией, прекращением, изменением права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № (л.д. 74-77).
Согласно ст. 62 ч. 1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст. 62 ч. 2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Главой 9 правил землепользования и застройки (ПЗиЗ) МО Элитовский сельсовет, утвержденных решением №39-1Р от 18 августа 2009года предусмотрены рекреационные зоны (зоны поселкового леса — Р.1, поселковых парков- Р.2, зона садоводческих и огороднических объединений- Р.3, зона природного ландшафта- Р.4), предусматривающие основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды использования, для обеспечения правовых условий сохранения и использования природных объектов для кратковременного отдыха, спорта, проведения досуга населения. Основным видом использования рекреационной зоны является, в том числе, огородничество (ст. 45 ПЗиЗ). Решением №30-179Р от 20 декабря 2017 года Емельяновского районного Советадепутатов были внесены изменения и дополнения в ПЗиЗ МО Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, в том числе в раздел Р.1 статьи 32 ПзиЗ. В статью 45 действующих ПЗиЗ МО ЭлитовскийСельсовет Решением №30-179Р от 20 декабря 2017 года изменения и дополнения не вносились.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Оценивая представленные по делу сторонами доказательства, суд учитывает, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 по делу №2а-1321/20 признан незаконным отказ и.о. руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края Саакяна А.Ю. №9107 от 27 сентября 2019 года на заявление Чигодайкиной С.С. №13403 от 29.08.2019, возложена обязанность на администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а так же направить проект договора для подписания Чигодайкиной С.С.
МКУ «УправЗем» администрации Емельяновского района Красноярского края на заявление Чигодайкиной С.С. от 29.08.2019 № 13403 сообщено письмом от 16.03.2021 № 1411, что во исполнение решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 подготовлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, поскольку имеются ограничения прав на земельный участок в части регистрации, наложенные определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства, МКУ «УправЗем» приостановлены действия по регистрации договора.
Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены доказательства того, что уполномоченным органом осуществлена подготовка и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, направлен проект договора для подписания Чигодайкиной С.С.
При этом, решением суда возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а так же направить проект договора для подписания, согласно оспариваемому ответу МКУ «УправЗем» приостановлены действия по регистрации договора аренды, данные обязанности решением суда от 12.10.2020 на административных ответчиков не возлагались.
В оспариваемом ответе от 16.03.2021 № 1411 не содержится оснований для отказа в подготовке и подписании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № направлении проекта договора для подписания Чигодайкиной С.С., а лишь указано на наличие, по мнению МКУ «УправЗем», оснований невозможности регистрации договора аренды.
Суд полагает, что наложенные определением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-1440/2021 от 03.02.2021 меры обеспечения иска в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществлять действия, связанные с регистрацией, прекращением, изменением права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, не являются основанием к неисполнению административными ответчиками решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным признать незаконным сообщение и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Саакяна А.Ю. от 16.03.2021 № 1411.
В соответствии с Уставом Емельяновского района Красноярского края администрация Емельяновского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Емельяновского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края. Администрация Емельяновского района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Красноярского края, решениями районного Совета депутатов, постановлениями администрации района, настоящим Уставом. В структуру администрации Емельяновского района входят отделы, управления и другие структурные подразделения. Руководители структурных подразделений администрации Емельяновского района по доверенности Главы Емельяновского района могут заключать договоры, соглашения. Структурные подразделения администрации Емельяновского района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов Главы района, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции.
В силу ст. 46 Устава администрация района планирует использование земель, находящихся в ведении района, организует ведение земельного кадастра, проведение работ по землеустройству, решает в соответствии с законодательством другие вопросы в области земельных отношений; осуществляет иные полномочия, возложенные на нее настоящим Уставом и решениями районного Совета депутатов, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами. Решение по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, принимает Глава района, а также структурные подразделения администрации района в соответствии с положениями о них.
Положением об МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского район Красноярского края» установлено, что Управление является структурным подразделением администрации Емельяновского района Красноярского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, по организации предоставления имущества на праве аренды, постоянного бессрочного пользования, оперативного управления, хозяйственного ведения, продажи приватизируемо имущества, по оказанию муниципальных услуг и правоприменительные функции сфере имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства. В компетенцию управления входит подготовка проектов постановлений и распоряжений администрации района по вопросам, отнесенным к компетенции управления.
Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, МКУ «Управзем» является органом, полномочным на рассмотрение заявления Чигодайкиной С.С.
Суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования Чигодайкиной С.С. о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края, допущенное в период с 16 ноября 2020 года, в части не исполнения решения Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2а-1321/20, вступившего в законную силу.
Так, административным истцом избран не надлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в порядке КАС РФ рассматривается бездействие уполномоченного органа по заявлению гражданина или организации, а не требования об исполнения решений судов.
Поскольку в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края, допущенное в период с 16 ноября 2020 года, в части не исполнения решения Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2а-1321/20, вступившего в законную силу, судом отказано, не подлежит применению восстановительная мера. Более того, указанным решением суда от 12.10.2020 нарушенное право административного истца в части понуждения администрации Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также направить проект договора для подписания Чигодайкиной С.С., восстановлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чигодайкиной Светланы Сергеевны к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну Арушану Юриевичу о признании незаконным сообщения, признании незаконным бездействия, обязании осуществить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным сообщение и.о. руководителя МКУ «УправЗем» Саакяна Арушана Юриевича от 16.03.2021 № 1411.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021