Решение по делу № 2-999/2022 от 23.09.2022

№ 59RS0017-01-2022-0001319-70

Дело №2-999/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года                                         г.Губаха

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,

с участием прокурора Ильиной Д.А.,

с участием истца К.А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Губахи в защиту прав и законных интересов К.А.П. к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма

установил:

Заместитель прокурора г.Губахи Пермского края в защиту прав и законных интересов К.А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Губахинского городского округа <адрес> о признании права пользования К.А.П. жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях социального найма. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> на основании обращения проведена проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что К.А.П. зарегистрирована и фактически проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет. Из технического паспорта на дом и письменных объяснений К.А.П. следует, что дом был построен силами жителей <адрес>, в период деятельности Таборского леспромхоза. Жилое помещение в <адрес> было предоставлено Таборским леспромхозом без надлежащего оформления документов. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> жилом <адрес> признано за муниципальным образованием Городской округ «Город Губаха» Пермского края. Арбитражным судом Пермского края было установлено, что владельцем спорного жилого помещения являлся ОАО «Таборский леспромхоз», который ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, право собственности на жилое помещение за кем-либо не зарегистрировано. Кроме того, суд в решении указал, что основной правовой целью обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа в суд с соответствующим иском (о признании права собственности) является обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище, в том числе путем заключения договоров социального найма. К.А.П. обращалась в администрацию Губахинского городского округа с письменными заявлениями о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, однако администрацией было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на квартиру, расположенную по <адрес>. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что право собственности на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием лишь ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, ранее гр. К.А.П. не имела фактической возможности по оформлению договора социального найма на данное жилое помещение (или ордера). Полагает, что отказ администрации в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение является незаконным. Отсутствие документа (в том числе ордера) на спорное жилое помещение у К.А.П., не может свидетельствовать об отсутствии у К.А.П. возникшего права пользования на спорное жилое помещение, лишает её возможности по надлежащему оформлению договорных отношений и правоустанавливающих документов на занимаемое ей жилое помещение, привело к невозможности пользоваться социальными гарантиями, в том числе по компенсации платы за жилищно-коммунальные услуги, расходов на покупку дров для отопления жилого дома.

В судебном заседании помощник прокурора Ильина Д.А., истец К.А.П. исковые требования поддержали по доводам искового заявления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Из технического паспорта на дом и письменных объяснений К.А.П. следует, что дом был построен силами жителей <адрес> в период деятельности Таборского леспромхоза. Жилое помещение в <адрес> было предоставлено Таборским леспромхозом истцу К.А.П. без надлежащего оформления документов.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец К.А.П. зарегистрирована по вышеуказанному адресу, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Статья 5 Федерального закона от 29.12.2001 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Учитывая то обстоятельство, что право пользования жилым помещением у истца возникло до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации к правоотношениям сторон подлежат применению нормы ЖК РСФСР.

В соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР было установлено, что жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Абзацем 2 ст. 10 ЖК РСФСР предусмотрено, что граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Согласно ст. 43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Статьей 50 ЖК РСФСР предусмотрено, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Установлено, что жилое помещение в <адрес> было предоставлено Таборским леспромхозом истцу К.А.П. без надлежащего оформления документов.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец К.А.П. зарегистрирована по вышеуказанному адресу, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17)

Материалами дела подтверждается пользование истцом жилым помещением, являющимся муниципальной собственностью. Данное жилое помещение находится в пользовании истца на бессрочной основе, к специализированному жилищному фонду не отнесено. Отсутствие документа (в том числе ордера) на спорное жилое помещение у К.А.П., при фактическом вселении в предоставленную квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя, не может свидетельствовать об отсутствии у К.А.П. возникшего права пользования на спорное жилое помещение.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности за муниципальным образованием городской округ «<адрес>» <адрес> на недвижимое имущество <адрес>, назначение жилое, площадью 28 кв.м. кадастровый , <адрес>, назначение жилое, площадью 29,2 кв.м., кадастровый , <адрес>, назначение: жилое, площадью 19,2 кв. м., кадастровый , расположенные в жилом доме, назначение: многоквартирный дом, количество этажей 1, по адресу: <адрес>, кадастровый .

Как указал Арбитражный суд в решении от 01.09.2020 основной целью обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа с соответствующим иском (о признании права собственности) послужило обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище, в том числе путем заключения договоров социального найма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьей 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Ст. 67 ЖК РФ установлены обязанности нанимателя жилого помещения, в том числе по обеспечению сохранность жилого помещения; поддержанию его надлежащее состояние; по своевременной оплате коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Принимая во внимание вселение истца в жилое помещение и проживание в жилом помещении на протяжении длительного времени (с 01.12.1975 года), фактически сложившиеся отношения по найму жилого помещения, тот факт, что с момента принятия дома в муниципальную собственность и до настоящего времени ответчик не оспаривал обоснованность занятия истцом спорного жилого помещения, совокупностью представленных доказательств, подтверждающих законность занятия истцом квартиры адресу: <адрес>, требования о признании за К.А.П. права пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

                                       решил:

Исковые требования прокурора г.Губахи в защиту прав и законных интересов К.А.П. к Администрации Губахинского городского округа Пермского края удовлетворить.

Признать право пользования К.А.П. жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2022.

Судья                                                         Я.А. Кремер

2-999/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кидарова Алевтина Петровна
Прокуратура города Губахи
Ответчики
Администрация Губахинского городского округа Пермского края
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Кремер Я.А.
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
23.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2022Передача материалов судье
26.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее