Дело № 2а-41/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Мордово 20 января 2017 года.
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ворониной Е.К.,
с участием заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А.,
представителя административного истца Худяков Р.И. Р.И. - Коновальцев А.С.,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Н.В.,
представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 Фролова Т.С.,
представителя административных ответчиков Плужников А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,
У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».
Итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательном участке № 303 были установлены участковой избирательной комиссией избирательного участка № 303 и оформлены протоколом № 1 об итогах голосования, согласно которому кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Худяков Р.И. набрал два голоса.
Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 Мордовского района, оформленного протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 303 при подсчете голосов были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 303 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.
По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.
Кроме того, административный истец указывает, что на избирательном участке № 303 участковой избирательной комиссией в ходе голосования были допущены иные нарушения законодательства о выборах. Избирательные бюллетени выдавались гражданам, не имеющим право голосовать на данном избирательном участке. Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 создавались препятствия членам комиссии с правом совещательного голоса для реализации полномочий, предусмотренных п.п.22, 23 ст.29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещалось снимать видео в помещении для голосования.
По мнению административного истца, указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Административный истец просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Представитель административного истца Худяков Р.И. по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк <данные изъяты> Коновальцев А.С. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Коновальцев А.С. просил суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303, оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии (УИК) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей. Представитель административного истца Коновальцев А.С. просил суд учесть, что три свидетеля, допрошенные в судебном заседании по данному делу: Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, работают вместе с председателем УИК избирательного участка № 303 Фролова Т.С. и находятся у неё в подчинении, что свидетель Свидетель №4 была членом УИК с правом решающего голоса и является заинтересованным лицом, что незаинтересованным лицом является свидетель со стороны административного истца ФИО1, которому было запрещено осуществлять видеосъемку на избирательном участке № 303.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 председатель УИК избирательного участка № 303 Фролова Т.С. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней, собранных ею у членов УИК с правом решающего голоса, и вынутых секретарем УИК из сейфа, производился полистно путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую и гласно. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками не было. Полистной подсчет неиспользованных бюллетеней проводился в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, и проводился одним человеком. При этом все присутствующие наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет путем перекладывания по одному из одной части пачки в другую. Она огласила результат подсчета неиспользованных бюллетеней, секретарь УИК записала результат в увеличенную форму протокола и в протокол. После этого она спросила у всех присутствующих, есть ли у кого замечания, заявления по поводу подсчета неиспользованных бюллетеней. Замечаний, заявлений, жалоб ни у кого не было. Неиспользованные бюллетени погасили, отрезав левый нижний угол, и запечатали в конверт. Затем вскрыли переносные, а потом стационарные ящики для голосования, рассортировали бюллетени по цветам на 4 пачки. Она взяла пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы и стала сортировать по кандидатам. Она брала из этой пачки бюллетень, озвучивала кандидата, называя его фамилию, и показывала всем присутствующим при подсчёте за какого кандидата стоит отметка в бюллетене. При этом она держала бюллетень перед собой лицевой стороной к присутствующим, которым была видна фамилия кандидата и отметка, сделанная избирателями напротив этой фамилии, а затем клала этот бюллетень рядом с табличкой, на которой была написана фамилия этого кандидата. Всем наблюдателям, членам УИК и членам комиссии с правом совещательного голоса было хорошо видно и слышно, за какого именно кандидата стоит отметка в бюллетене, что фамилию именно этого кандидата она озвучила и положила бюллетень напротив таблички именно с его фамилией. По мере того, как она раскладывала бюллетени по табличкам с фамилиями кандидатов, наблюдатели вели за ней свой подсчет бюллетеней в пользу того кандидата, интересы которого они представляли. После того, как все бюллетени были разложены по табличкам с фамилиями кандидатов, а испорченные в отдельную стопку, приступили к подсчету голосов за каждого кандидата. Она взяла стопку бюллетеней за одного конкретного кандидата, назвала его фамилию, и, перекладывая бюллетени из одной части пачки в другую по одному, показывая бюллетень присутствующим, громко говорила: 1, 2, 3 и так до последнего бюллетеня. Озвучила итоговое количество голосов, отданных за этого конкретного кандидата в депутаты, секретарь УИК записала результат в увеличенную форму протокола и в протокол. После этого она взяла следующую стопку бюллетеней за следующего кандидата, назвала его фамилию, и, перекладывая бюллетени из одной части пачки в другую по одному, показывая бюллетень присутствующим, также громко говорила: 1, 2, 3 и так до последнего бюллетеня, повторив всю процедуру в отношении следующего кандидата. Такая процедура подсчета голосов была выполнена поочередно в отношении каждого кандидата. Никакого подсчета бюллетеней одновременно всеми членами УИК не было. Никакого подсчета бюллетеней путем загибания уголков бюллетеней не было. Гражданам, не имеющим право голосовать на избирательном участке № 303, никто избирательные бюллетени не выдавал. Бюллетени были выданы только избирателям избирательного участка. Что касается запрета на видеосъемку, то действительно такое решение было принято. Видеосъемку на избирательном участке осуществлял представитель от кандидата в депутаты Худяков Р.И. ФИО1. В соответствии со схемой размещения технологического оборудования в день голосования в помещении УИК, которая была вывешена в доступном месте на информационном стенде, ФИО1 было показано место, определенное для проведения видеосъемки. Вначале он осуществлял видеосъемку с этого места и это никому не мешало. Но потом ФИО1 стал ходить с видеокамерой по залу, снимать лица избирателей, избиратели стали возмущаться, стал мешать секретарю УИК, буквально разместив видеокамеру у неё на плече. На замечания, сделанные ему неоднократно, и предложение вернуться на место, отведенное для проведения видеосъемки, ФИО1 не реагировал. В результате УИК была вынуждена принять решение о запрете ФИО1 проводить видеосъемку. Это решение ФИО1 не обжаловал. В день проведения выборов жалоб и заявлений о нарушениях избирательных прав от избирателей и наблюдателей, и в том числе от наблюдателей и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии «Родина», не поступало.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Шеина Н.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 303 производился полистно, поочередно, в соответствии с требованиями закона, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и кандидата Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Всё было законно. Запрет видеосъемки имел место, он оформлен соответствующим документом. Но этот факт никак не повлиял на подсчет голосов избирателей и не помешал выявить действительную волю избирателей. Просит в удовлетворении административного искового заявления Худяков Р.И. отказать.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, административным истцом не доказаны. Истцом не доказано участие в голосовании граждан, не имеющих права голосовать на избирательном участке № 303. Запрет представителю политической партии «Родина» и кандидата Худяков Р.И. осуществлять на избирательном участке видеосъемку в связи с тем, что данный представитель осуществлял видеосъемку не с места, определенного для её проведения, а по всему помещению избирательного участка, мешая избирателям и нарушая их право на тайное голосование, мешая работе УИК, в данном случае не является основанием для признания голосования незаконным и не служит доказательством нарушения законодательства о выборах при подсчете голосов избирателей. Подсчет бюллетеней осуществлялся правильно, в точном соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правильность подсчета подтверждается материалами дела и тем фактом, что в день проведения выборов жалоб и обращений на нарушение избирательных прав не поступало. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, которая была проинформирована в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, в судебное заседание не явился.
Свидетель Свидетель №1, допрошенная в судебном заседании, показала, что она являлась секретарем УИК избирательного участка № 303. После окончания голосования председатель УИК избирательного участка № 303 собрала со стола неиспользованные бюллетени, а она достала неиспользованные бюллетени из сейфа. Все их разложили по стопам, а потом пересчитали каждую стопу поочередно путем листового перекладывания по одному бюллетеню из одной части пачки в другую. Подсчет производил один человек, все остальные наблюдали. Всем всё было хорошо видно и слышно. После оглашения итоговой цифры она записала её в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. Председатель спросила, есть ли у кого замечания по поводу подсчета неиспользованных бюллетеней. Никаких замечаний ни от кого не было. Подсчет голосов избирателей начался с переносных ящиков для голосования, их было три. Бюллетени из переносных и стационарных ящиков для голосования рассортировали на 4 стопы по цвету. Сортировали все члены УИК с правом решающего голоса. Затем пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы председатель разложила по табличкам, на которых были написаны фамилии кандидатов в депутаты. При этом она брала бюллетени по одному, показывала всем присутствующим бюллетень, озвучивая фамилию кандидата и показывая отметку, сделанную избирателем напротив этого кандидата. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, председатель взяла стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвала его фамилию и стала считать: 1,2,3 и т.д., перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов была оглашена итоговая цифра, она записала её в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. Председатель спросила, есть ли у кого какие замечания, их не последовало, и председатель приступила к подсчету голосов за следующего кандидата. Так поочередно одним человеком были посчитаны голоса в отношении каждого кандидата. Когда на избирательном участке появился ФИО1, он был членом комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Худяков Р.И., то сначала он занял место, откуда разрешалось вести видеосъемку, информация об этом была на стенде, но потом он стал снимать избирателей в полный рост, избиратели были против того, чтобы их снимали, возмущались. Когда она пошла к сейфу за бюллетенями, ФИО1 пошел за ней, полез видеокамерой в сейф. ФИО1 было сделано несколько замечаний, но он на них никак не отреагировал, тогда УИК была вынуждена проголосовать за то, чтобы запретить ФИО1 осуществлять видеосъемку. В день голосования замечаний ни в устной форме, ни в письменной, в том числе от ФИО1 и от наблюдателя партии «Родина», не поступало.
Свидетель Свидетель №2 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 303 она была наблюдателем от кандидата в депутаты Государственной Думы ФИО2 После окончания голосования сначала посчитали неиспользованные бюллетени. Всем присутствующим было хорошо видно, что это были чистые бюллетени. Председатель поднимала каждый бюллетень и считала, перекладывая бюллетени по одному. Секретарь записала итоговую цифру в протокол, эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. После того, как бюллетени из переносных ящиков и из стационарных урн для голосования рассортировали на 4 стопы по цвету, а председатель пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы разложила по табличкам, на которых были написаны фамилии кандидатов в депутаты, поочередно подсчитали количество голосов за каждого кандидата. Поочередно внося сведения в протокол и в увеличенную форму протокола. При раскладывании бюллетеней по табличкам с фамилиями кандидатов и при подсчете бюллетеней за каждого кандидата председатель поднимала каждый бюллетень, чтобы всем было видно, чтобы каждый мог видеть и фамилию кандидата, и отметку, сделанную в бюллетене. Оглашалось всё четко и громко. Никаких замечаний по поводу подсчета неиспользованных бюллетеней и подсчета голосов избирателей ни от кого из присутствующих не было. Всем всё было видно, слышно и понятно.
Свидетель Свидетель №3 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 303 она была членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». Неиспользованные бюллетени пересчитали полистно, перекладывания по одному из одной части пачки в другую, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. Подсчет производился одним человеком. При этом все присутствующие хорошо видели, что это бюллетени, в которых нет отметок о голосовании, и слышали как осуществляется их подсчет. Результат подсчета был оглашен, внесен в протокол и в увеличенную форму протокола. Оглашалось всё четко и громко. Эти бюллетени погасили, отрезав нижний левый угол. На столе стояли таблички с фамилиями кандидатов. Председатель брала бюллетень из пачки бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы, называла фамилию и показывала отметку, что проголосовали именно за этого кандидата, и клала бюллетень к табличке с этой фамилией. После того как бюллетени были разложены по кандидатам, председатель взяла стопку бюллетеней за конкретного кандидата, назвала его фамилию и стала считать: 1,2,3 и т.д., перекладывая бюллетени по одному. При этом было видно и фамилию кандидата и отметку, сделанную напротив его фамилии. После окончания подсчета голосов была оглашена итоговая цифра, она была записана в протокол, и эта же цифра была занесена в увеличенную форму протокола. После этого председатель взяла следующую стопку и так же посчитала голоса за следующего кандидата. Эта процедура была проделана в отношении каждого кандидата. Никаких замечаний по подсчету неиспользованных бюллетеней и подсчету голосов избирателей не было.
Свидетель Свидетель №4 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 303 она была членом УИК с правом решающего голоса. Свидетель Свидетель №4 дала показания, аналогичные показаниям свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, подтвердив, что подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлялся открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней. Сомнений в правильности произведенного подсчета неиспользованных бюллетеней ни у кого не возникло, жалоб не поступило. Подсчет рассортированных бюллетеней по пачкам отдельно по каждому кандидату осуществлялся путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую. Отметку избирателя в каждом бюллетене можно было увидеть. Никто не препятствовал визуальному ознакомлению, чтобы убедиться в правильности проведенного подсчета.
Свидетель со стороны административного истца ФИО1 показал в судебном заседании, что на избирательном участке № 303 он был наблюдателем от политической партии «Родина». Он хотел осуществлять видеосъемку того, как идут выборы и голосование. Он зашел в помещение с видеокамерой, но видеокамера всем мешала. Он просил определить место, но где бы он не встал, он всем мешал. Примерно в течение получаса поступил запрет на видеосъемку. Председатель комиссии сказала ему, чтобы он не снимал, что попадают лица избирателей. Хотя люди не возражали. Он позвонил в штаб, сказал, что ему не дали вести съемку. Там ответили, чтобы он взял протокол, что ему запретили съемку. Он подписался за то, что съемку запретили. Ему на руки выдали этот документ. Запрет на видеосъемку он не обжаловал. После 20 часов до 12 часов ночи он был на избирательном участке, но он не помнит, чтобы считались неиспользованные бюллетени, и не помнит, чтобы обрезали их уголок. Проголосовавшие бюллетени выложили на стол. Отметки в них он не видел. Содержание бюллетеней называли несколько членов комиссии. Потом сели, обозначили, кто из членов комиссии за кого отвечает. Члены комиссии ждали своей очереди, одновременно бюллетени не считали. Стопки уже лежали. Он не помнит, чтобы в конце голосовали. Протокол об итогах голосования он получил.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение заместителя прокурора Мордовского района Тамбовской области Костик А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина» (л.д.8).
Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 303 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО2, за которого проголосовало 606 избирателей, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. проголосовало два избирателя (л.д.13).
Данный протокол подписан 7 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 303 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.
Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 303 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.
В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.
После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.
После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.
На основании анализа приведенных норм закона суд приходит к выводу, что закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. Требование осуществлять подсчет бюллетеней путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене, относится к подсчету голосов избирателей.
Так, в ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Следовательно, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, не основан на законе и является не состоятельным.
Кроме того, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлялся пачками, сформированными накануне выборов, и путем загибания уголков, опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, подтвердивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно путем перекладывания, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало, что никто не препятствовал визуальному наблюдению присутствующих лиц на избирательном участке за подсчетом неиспользованных бюллетеней, что все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при подсчете неиспользованных бюллетеней.
Довод административного истца о том, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, которые подтвердили, что выборы прошли с соблюдением закона, что бюллетени считали путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что подсчет осуществлялся поочередно в отношении каждого кандидата, что одновременного подсчета избирательных бюллетеней из разных пачек не было, что полученные данные после оглашения поэтапно вносились в протокол и в его увеличенную форму, что все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
Таким образом, судом установлено, что подсчет голосов осуществлялся открыто, гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Присутствующие лица имели возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, и ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных указанными свидетелями, так как данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других доказательствах, собранных по делу и исследованных судом.
Протокол № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает пояснения представителей административных ответчиков и показания свидетелей.
У суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра, и нет оснований сомневаться в правильности подсчета голосов избирателей.
Давая оценку показаниям свидетеля ФИО1 со стороны административного истца, суд учитывает, что его показания опровергаются показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4 и письменными доказательствами по делу. Также суд обращает внимание, что свидетель ФИО1 пояснил, что он не помнит, чтобы считались неиспользованные бюллетени и не помнит, чтобы обрезали уголок. Тот факт, что свидетель не помнит это, не может служить доказательством того, что процедура подсчета неиспользованных бюллетеней была нарушена. Что касается подсчета бюллетеней по каждому кандидату, то свидетель пояснил, что члены комиссии ждали своей очереди и одновременно не считали.
Таким образом, нарушений при подсчете неиспользованных бюллетеней и голосов избирателей, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Доказательства того, что на избирательном участке № 303 избирательные бюллетени выдавались гражданам, не имеющим право голосовать на данном участке, административным истцом суду не представлены. Суд находит данный довод необъективным и не соответствующим действительности.
Довод административного истца о том, что председателем УИК избирательного участка № 303 создавались препятствия членам комиссии с правом совещательного голоса для реализации полномочий, предусмотренных пунктами 22 и 23 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд находит несостоятельным и не доказанным по следующим основаниям.
Согласно списку лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования в день голосования 18 сентября 2016г., на избирательном участке № 303 от кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. присутствовал ФИО1 как член комиссии с правом совещательного голоса, от политической партии «Родина» присутствовала ФИО3 как член комиссии с правом совещательного голоса (л.д.15-16).
В соответствии с п.22 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
В соответствии с п.23 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Какие именно из приведенных полномочий, перечисленных в пунктах 22 и 23 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, запрещала осуществлять председатель УИК избирательного участка № 303 членам комиссии с правом совещательного голоса ФИО1 и ФИО3 административный истец в административном исковом заявлении не указал.
Довод административного истца о том, что на избирательном участке № 303 запрещалось снимать видео в помещении для голосования, опровергается пояснениями представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 председателя УИК избирательного участка № 303 Фролова Т.С., пояснившей суду, что снимать на избирательном участке не запрещалось и было определено место для проведения видеосъемки. Но в отношении конкретного лица по конкретному факту это была вынужденная мера, предпринятая в отношении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты Худяков Р.И. ФИО1, который осуществлял видеосъемку не с места, определенного для проведения видеосъемки, а перемещаясь по всему помещению для голосования, мешая работе УИК, и который осуществлял съемку избирателей в полный рост.
Пояснения Фролова Т.С. подтверждаются письменными доказательствами по делу: постановлением УИК избирательного участка № 303 от 17 сентября 2016г. № 18/48-1 «О схеме размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии» утвердившим схему размещения технологического и иного оборудования в день голосования в помещении УИК; схемой размещения технологического оборудования, согласно которой место для проведения видеосъемки определено рядом с местом секретаря избирательной комиссии; постановлением УИК избирательного участка № 303 от 18 сентября 2016г. «О запрете ведения видеосъемки на избирательном участке», из которого следует, что в связи с неоднократными замечаниями председателя комиссии по ведению видеосъемки (несоблюдение прав избирателей на тайну голосования, съемка проводилась не с разрешенного для этого места) всеми членами избирательной комиссии было принято решение о запрете проведения видеосъемки.
Согласно подпункту «к» п.9 ст.30 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ наблюдатели вправе производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
Таким образом, фото- и (или) видеосъемку наблюдатель вправе производить в помещении для голосования с того места, которое определено, а не произвольно перемещаясь по помещению для голосования.
Из показаний Фролова Т.С., свидетеля Свидетель №1, письменных доказательств, представленных суду, следует, что ФИО1, находившийся на избирательном участке № 303 в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса, требования закона относительно проведения видеосъемки не соблюдал. При таких обстоятельствах действия УИК о запрете ведения видеосъемки являются правомерными.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.
В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В силу ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Таким образом, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3, ст.32 Конституции Российской Федерации, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Поэтому только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определения результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Суд считает, что основанием для удовлетворения административного иска административного истца Худяков Р.И. будет являться наличие существенных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 303.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что УИК избирательного участка № 303 действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не усматривается, нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены.
Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 303 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.
Поэтапное заполнение протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 303 подтверждено совокупностью представленных доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Доводы административного истца о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 303 нарушена процедура подсчета неиспользованных бюллетеней, нарушена процедура подсчета голосов избирателей, порядок составления протокола об итогах голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными, как не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 303, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 303 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.
Мотивированное решение составлено 25 января 2017 года.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.