Решение по делу № 33-2034/2024 от 04.06.2024

    Судья Моцный Н.В.                                                                 Дело № 2-705/2024

    (первая инстанция)

    № 33-2034/2024

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    4 июля 2024 года                                                                   города Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего судьи               Анашкиной И.А.,

    судей                                                   Козуб Е.В., Ваулиной А.В.,

    при секретаре                                            Шевченко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Цивилева А. С., ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 января 2024 года по гражданскому делу по иску Цивилева А. С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на получение оплаты за работу в выходной (праздничный) день, взыскании невыплаченной части оплаты за работу, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

    УСТАНОВИЛА:

Цивилев А.С. обратился в суд с иском, просил признать право на получение оплаты за работу в выходной (праздничный) день - 18.03.2022 в двойном размере в полном объеме с правом получения оплаты 31.03.2022; взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя невыплаченную часть оплаты за работу 18.03.2022 в сумме 1 900,90 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы, исчисленную по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 01.04.2022 по дату фактического погашения задолженности.

В обоснование исковых требований указано, что Цивилев А.С. во время работы в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя привлекался к работе в выходной день - 18.03.2022, однако оплата за указанный день работы произведена работодателем от должностного оклада без учёта других стимулирующих надбавок.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 января 2024 года исковые требования Цивилева А.С. удовлетворены.

С Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Цивилева А.С. взысканы невыплаченная часть заработной платы за работу в выходной день в сумме 1 900,90 рублей, компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 01.04.2022 по 11.01.2024 в сумме 864,65 рублей, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, исчисленная по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации на сумму долга 1 900,90 рублей, начиная с 12.01.2024 по дату фактического погашения задолженности. С Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в доход бюджета взыскана государственная пошлина 800 рублей.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда в части взыскания с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной пошлины в бюджет отменить. Указывает на нарушения судом норм процессуального права, поскольку в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что вопрос оплаты труда гражданских служащих в случае привлечения их к исполнению должностных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регулируется. Конкретные повышенные размеры оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором, что соответствует положениям статьи 153 ТК РФ. Оплата труда Цивилева А.С. за работу 18.03.2022 произведена работодателем в соответствии с положениями указанной нормы права, которой предусмотрен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в выходной или праздничный нерабочий день, так как иное в локальных нормативных актах Департамента не предусмотрено.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть в отсутствие сторон.

Заслушав судью-докладчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что по доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда отмене или изменению не подлежит, в то же время доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.

Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным требованиям закона постановленное решение суда в целом соответствует.

    Установлено, что на основании приказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя -лс от 05.08.2021 Цивилев А.С. принят на должность консультанта отдела судебной работы Управления правового обеспечения и судебно-претензионной работы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на неопределённый срок, истцу был установлен должностной оклад в размере 16 370 рублей, ежемесячное денежное поощрение в размере 4 911 рублей, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 %, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином «Советник государственной гражданской службы города Севастополя 1 класса».

    Приказом от 16.03.2022 -лс Цивилёв А.С. привлечён к работе в нерабочий праздничный день 18.03.2022.

    Сторонами не оспаривается, что оплата денежного обеспечения за работу в данный день осуществлена работодателем из расчёта должностного оклада государственного служащего.

    Истец указывает и не оспаривается ответчиком, что при исчислении заработной платы за работу в указанный день не включены другие составляющие денежное довольствие надбавки стимулирующего характера, недоплата составила 1 900,99 рублей.

    Согласно расчётному листку за март 2022 года за работу в праздничный и выходной день Департаментом из расчёта (должностной оклад/количество отработанных в месяц дней) * 2 = 15 370/21 * 2 начислено и выплачено 1 559,05 рублей. При расчёте учтена только часть денежного содержания, составляющая должностной оклад за март 2022 года.

        Установив приведённые обстоятельства, сославшись на положения статьи 129, абзаца 4 части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статью 39 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 23-3C «О государственной гражданской службе города Севастополя» и статью 1 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя», Постановление Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из нарушения ответчиком прав истца на своевременную и в полном объёме оплату труда за работу в выходной день, которая должна быть произведена истцу с учётом всех входящих в состав денежного содержания выплат (должностного оклада, классного чина, ежемесячной надбавки за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения).

        На этом основании суд с учётом выплаченной суммы взыскал с ответчика 1 900,90 рублей из расчёта 36 329,50 / 21 * 2 - 1 559,05.

        Принимая во внимание, что работодатель нарушил срок выплаты, руководствуясь частью 1 статьи 236 ТК РФ, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплаты заработной платы, начиная с 01.04.2022 по дату вынесения решения суда 11.01.2024 в сумме 864,65 рублей и далее с 12.01.2024 по дату фактического погашения задолженности.

    Кроме того, сославшись на положения статей 89, 103 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика в бюджет государственную пошлину в сумме 800 рублей.

        С выводом суда первой инстанции по существу требований соглашается судебная коллегия, и, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, исходит из следующего.

        В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

        Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

        Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 113 ТК РФ).

        Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 113 ТК РФ).

        В соответствии с положениями статьи 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

        Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьёй 153 ТК РФ.

        Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

        Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

        Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

        По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

        В соответствии со статьёй 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

        Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

        Из приведённых положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определённом законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

        Частью 7 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

        Статьёй 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

        Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

        Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона).

        Частью 3 статьи 50 названного федерального закона предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

        В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

        К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона).

        Законом города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» (вместе с Правилами исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего города Севастополя, Примерным положением о порядке выплаты государственным гражданским служащим города Севастополя премий за выполнение особо важных и сложных заданий) (далее – Закон Севастополя № 22-ЗС) урегулированы отношения в области денежного содержания государственных гражданских служащих г. Севастополя.

        Согласно части 1 статьи 1 Закона Севастополя № 22-ЗС денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы города Севастополя и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы города Севастополя, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из дополнительных выплат.

        В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Севастополя № 22-ЗС к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе города Севастополя (далее - ежемесячная надбавка за выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы города Севастополя (далее - ежемесячная надбавка за особые условия); ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее - ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну); премия за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премия); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.

        Пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего города Севастополя, являющихся приложением № 1 к Закону Севастополя № 22-ЗС (далее - Правила) установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего.

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П правовое регулирование оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренное частями первой - третьей названной статьи, призвано не только обеспечить работнику оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день в повышенном размере и компенсировать тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 ТК РФ). При этом из части первой статьи 153 данного Кодекса, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй его статьи 22, а также статей 132 и 149 однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться каждому работнику в большем размере, чем аналогичная работа, произведённая им в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда. Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, которые применяются в целях максимального учёта разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, а также начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

        В связи с изложенным Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что часть первая статьи 153 ТК РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчёте размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведёт к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

        Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2023 года № 35-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко» в определении от 12 октября 2023 года № 2711-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина И. об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 35-П».

        Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П вынесено по результатам рассмотрения конкретного дела, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 № 2669-О).

        Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что за работу в выходной день оплату истцу необходимо производить с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат, составляющих его денежное содержание.

        Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что часть первая статьи 153 ТК РФ предусматривает оплату за работу в выходной день госслужащим только от суммы оклада без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, и что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» не содержит указания на перечисление стимулирующих выплат, компенсаций и надбавок в двойном размере, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

        Исходя из положений части 2 статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

        Таким образом, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера, оплачивается в повышенном размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

        В абзаце третьем пункта 3.5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П указано, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

        Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации смысл статьи 153 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

        Следовательно, при установлении системы оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, следует предусматривать оплату труда не менее чем в двойном размере с учетом того, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются частью заработной платы работников.

        Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, учитывая, что надбавки и доплаты истцу ежемесячно начислялись и выплачивались, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данные надбавки и доплаты входят в систему заработной платы истца и должны учитываться при расчете оплаты за работу в выходной и (или) праздничный день.

        Судебная коллегия считает необходимым подчеркнуть, что отсутствие в статье 153 ТК РФ прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчёте заработной платы за эти дни, исходя из необходимости в принципе повышенного расчёта оплаты труда за указанное время работы как отклоняющегося от нормального режима труда.

        Таким образом, решение суда по существу требований законное и обоснованное, а посему отмене не подлежит.

    Вместе с тем доводы о необоснованном взыскании с ответчика государственной пошлины в бюджет заслуживают внимания.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесённые судом, а также мировым судьёй в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счёт средств соответствующего бюджета.

    Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 89 ГПК РФ).

    В соответствии с пунктами 1 и 19 части 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются в том числе истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий, а также государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

    Ввиду того, что и истец, и ответчик в данном случае освобождены от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход бюджета государственная пошлина взысканию не подлежит. В этой части решение суда подлежит отмене.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

            ОПРЕДЕЛИЛА:

            апелляционную жалобу ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу истца Цивилева А. С. удовлетворить.

            Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 января 2024 года отменить в части взыскания с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной пошлины в бюджет.

            В остальной части решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 января 2024 года оставить без изменения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий                                                                И.А. Анашкина

        Судьи                                                                                               Е.В. Козуб

                                                                                                             А.В. Ваулина

        Апелляционное определение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

33-2034/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Цивилев Андрей Станиславович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
04.06.2024Передача дела судье
04.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Передано в экспедицию
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее