Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шадринск Курганской области 16 ноября 2021 года
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Бузаева С.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой Е.В.,
с участием представителя административного истца Мурзина В.Ю. –Бухарова А.О.,
представителя административного ответчика Шадринской городской Думы Спирьковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мурзина В.Ю. к Шадринской городской Думе о признании незаконным и отмене решения Шадринской городской Думы от 14.10.2021 № 257 «О применении мер ответственности к депутату Шадринской городской Думы Мурзину В.Ю.»,
УСТАНОВИЛ:
Мурзин В.Ю. обратился в суд с административным иском к Шадринской городской Думе (далее также – Дума), указав, что по результатам муниципальных выборов, состоявшихся 13.09.2020, он был избран депутатом Шадринской городской Думы VII созыва на срок полномочий 2020-2025 г.г. Административным ответчиком 14.10.2021 принято решение № 257 «О применении мер ответственности к депутату Шадринской городской Думы Мурзину В.Ю.» и досрочно прекращены депутатские полномочия административного истца за допущенные им нарушения законодательства о противодействии коррупции, выраженные в предоставлении неполных сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании административного истца, его супруги и несовершеннолетнего ребёнка. Как полагает Мурзин В.Ю., формальным поводом для принятия оспариваемого решения послужила указанная в представлении Шадринской межрайонной прокуратуры от 31.08.2021 информация о том, что в разделе 6.1 справок, предоставленных Мурзиным В.Ю. за 2020 год в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребёнка, не содержится сведений о находившемся в их пользовании доме по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ....
Административный истец не согласен с принятой к нему мерой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата, ссылаясь на то, что ни Думой, ни комиссией по местному самоуправлению, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике не проводилась проверка приведённой информации, депутатами не исследовались представленные Мурзиным В.Ю. справки, им не дана правовая оценка, на момент подачи в справках адресом регистрации по месту жительства Мурзина В.Ю., супруги и ребёнка значится адрес дома: г. Шадринск, ул. 4..., д. ..., до февраля 2021 года административный истец и члены его семьи не пользовались указанным домом, не являются его собственниками. Мурзин В.Ю. утверждает, что по невнимательности допустил технические ошибки при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее также – справки), поэтому в его действиях отсутствует коррупционный умысел.
Мурзин В.Ю. считает, что оспариваемое решение принято при создавшемся конфликте интересов из-за разногласий по вопросам, рассматривавшимся с его участием на заседаниях Шадринской городской Думы, без учёта принципов справедливости, соразмерности, пропорциональности и неотвратимости, положений Методических рекомендаций Министерства юстиции РФ по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов при голосовании депутатов за признание существенным или несущественным допущенного им нарушения антикоррупционного законодательства вместо голосования по категориям: значительное, малозначительное или несущественное, притом, что согласно п. 3 названных Методических рекомендаций примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана, следовательно, ситуация, в которой оказался Мурзин В.Ю., не искажает достоверность представленных им сведений, является явной неточностью, опиской, не влекущей утаивание объекта недвижимости. При приёме от административного истца справок соответствующие должностные лица не приняли мер к выявлению допущенных им ошибок в их заполнении, что исключило возможность для Мурзина В.Ю. представить уточняющую информацию в отношении дома по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ....
Административный иск также мотивирован тем, что в соответствии с решением Шадринской городской Думы от 23.09.2021 № 239 «О рассмотрении представления Шадринского межрайонного прокурора» постоянной комиссии Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике было поручено рассмотреть вопрос об устранении нарушений федерального законодательства, указанных в представлении Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 № в срок до 07.10.2021. Однако, в этот срок комиссией вопрос рассмотрен не был, обоснованного решения о переносе или продлении срока не принималось.
На основании изложенного Мурзин В.Ю. просил признать незаконным с момента принятия и отменить решение Шадринской городской Думы от 14.10.2021 № 257 в части признания существенными нарушений, допущенных им при предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в его пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребёнка, и применении к депутату Шадринской городской Думы по избирательному округу № Мурзину В.Ю. меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
Административный истец Мурзин В.Ю., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель административного истца Бухаров А.О. в судебном заседании доводы и требования административного иска поддержал, обратил внимание на то, что в представлении Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 № указан некий Мурзин с другими инициалами – В.В., поэтому данное представление не могло служить основанием для применения указанных мер к Мурзину В.Ю. По мнению представителя административного истца, в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справок, предоставленных Мурзиным В.Ю. в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребёнка не было необходимости указывать дом по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., по месту нахождения которого зарегистрированы Мурзин В.Ю. и члены его семьи. Намерений скрыть информацию о данном недвижимом имуществе Мурзин В.Ю. не имел, справки составлял впервые, так как был избран депутатом в сентябре 2020 года.
Представитель административного ответчика Шадринской городской Думы Спирькова Е.В. в судебном заседании полагала, что административный иск Мурзина В.Ю. удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемое решение Шадринской городской Думы вынесено законно в соответствии с установленным порядком принятия таких решений.
На основании ст.ст. 150, 226 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося административного истца.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из ч. 11 ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Решением территориальной избирательной комиссии города Шадринска от 14.09.2020 № были признаны состоявшимися и действительными выборы депутата Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №; Мурзин В.Ю. признан избранным депутатом Шадринской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
На основании ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления относятся к лицам, замещающим муниципальную должность.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Курганской области от 27.02.2018 № 2 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей глав местных администраций по контракту, муниципальных должностей в Курганской области, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность в Курганской области, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным: сведения о своих доходах, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода (подп. 1); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода (подп. 2).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Курганской области путём направления в уполномоченный орган по утверждённой Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 2 Закона Курганской области от 27.02.2018 № 2).
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.
В соответствии с п. 1 ст. 7-7 Закона Курганской области от 03.03.2009 № 439 «О противодействии коррупции в Курганской области» к депутату представительного органа муниципального образования Курганской области, члену выборного органа местного самоуправления Курганской области, выборному должностному лицу местного самоуправления Курганской области (далее – выборное должностное лицо), представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – меры ответственности).
На основании ст. 42 Устава муниципального образования – город Шадринск, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 03.03.2005 № (далее – Устав), полномочия депутата Шадринской городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 4.1). К депутату Шадринской городской Думы, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности в соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 4.4). Депутат Шадринской городской Думы должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата Шадринской городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 6.1).
Из материалов административного дела усматривается, что 26.03.2021 депутатом Шадринской городской Думы седьмого созыва Мурзиным В.Ю. в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Курганской области были представлены три справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в отношении себя, супруги Л.Н.Ю. и несовершеннолетней дочери М.М.В.
На титульном листе справок административный истец указал, что перечисленные лица зарегистрированы по месту жительства по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ...; в подразделе 6.1 справок «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справок какие-либо сведения отсутствуют.
Судом установлено, что Мурзин В.Ю., его супруга и дочь собственниками жилого помещения не являются, что стороной административного истца не оспаривалось и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... от 15.02.2005, выпиской из ЕГРН № от 21.07.2021.
Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере противодействия коррупции, по результатам которой выявлены существенные нарушения требований федерального законодательства в деятельности депутатов Шадринской городской Думы, установлены факты предоставления ими неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год в отношении себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В целях устранения выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущения подобных нарушений впредь Шадринским межрайонным прокурором председателю Шадринской городской Думы внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 31.08.2021 №.
В представлении помимо прочего указано, что справка, предоставленная депутатом Думы Мурзиным В.В. в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребёнка, за отчётный 2020 год не содержит сведений об имуществе, находящемся в их пользовании. Вместе с тем прокуратурой установлено, что Мурзин В.В. вместе со своей семьёй зарегистрирован по адресу: ул. ..., д. ..., г. Шадринск, данный дом на праве собственности ему не принадлежит. Кроме того в справке, предоставленной Мурзиным В.В., отсутствуют сведения о банковских счетах в ПАО «Совкомбанк» от 23.05.2019, в Коммерческом Банке «КОЛЬЦО УРАЛА» от 14.06.2007.
Утверждение стороны административного истца о том, что в данном представлении говорится не о нём, суд отклоняет, поскольку депутатов с аналогичной фамилией в составе Шадринской городской Думы не имелось, что следует из перечня депутатов Думы седьмого созыва (т. ..., л.д. ...).
В связи с этим, у Шадринской городской Думы имелись основания для рассмотрения вопроса о применении мер ответственности к депутату Думы Мурзину В.Ю. по представлению Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 №.
Решением Шадринской городской Думы от 23.09.2021 № 239 названное представление прокурора принято к сведению; постоянной комиссии Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике поручено рассмотреть вопрос об устранении нарушений федерального законодательства, указанных в представлении прокурора в срок до 07.10.2021, разработать проекты решений Шадринской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и вынести их для рассмотрения на заседание Думы 14.10.2021.
В письменных пояснениях от 28.09.2021 на имя председателя Шадринской городской Думы депутат Думы Мурзин В.Ю. указал, что в декларации он не отразил сведения об имеющемся банковском счёте в ПАО «Совкомбанк» от 23.05.2019, так как, оформляя кредитную карту, из-за недостаточного финансово-экономического образования не предполагал, что одновременно открывает счёт в банке, номера счёта не знал; поскольку кредитные средства подлежат возврату, он считал, что они не относятся к доходам, поэтому не нужно о них сообщать в справке; о наличии у него счёта в Коммерческом банке «КОЛЬЦО УРАЛА» от 14.06.2007, открытого также в связи с получением банковской карты, он забыл, так как картой никогда не пользовался, движения денежных средств по ней не осуществлялось. По поводу дома, находящегося по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., Мурзин В.Ю. письменно пояснил, что не указал его в справке, так как дом ему не принадлежит и является собственностью его родителей.
12.10.2021 на заседании постоянной комиссии Шадринской городской Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике (далее – комиссия) были предварительно рассмотрены вопросы о применении мер ответственности к депутатам Думы, указанным в представлении Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 №, в том числе к Мурзину В.Ю., который пояснил, что действительно проживает с семьёй в доме по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., но не знал, как об этом указать в справках, потому что данный факт не зафиксирован договором аренды. По результатам тайного голосования членов комиссии было рекомендовано Шадринской городской Думе принять следующие решения в отношении депутата Мурзина В.Ю.: допущенные им нарушения, выразившиеся в непредоставлении сведений о счетах в банках, признать несущественными и применить за них меру ответственности в виде предупреждения (8 голосов «ЗА» из 9); допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребёнка, признать существенными и применить к нему меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы (7 голосов «ЗА» из 9). Данные обстоятельства никем не оспаривались и подтверждаются протоколом заседания комиссии от 12.10.2021.
14.10.2021 на заседании Шадринской городской Думы Мурзин В.Ю. подтвердил, что он, супруга и несовершеннолетняя дочь пользуются домом его родителей, находящимся по адресу: г. Шадринск, ул. ..., д. ..., в декларациях он указал этот дом как место их проживания. По результатам тайного голосования депутатов Думы допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении неполных сведений о своих счетах в банках и иных кредитных организациях признаны несущественными, влекущими применение к нему меры ответственности в виде предупреждения (17 голосов «ЗА» из 20); допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребёнка, признаны существенными, влекущими применение к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата Думы (15 голосов «ЗА» из 20). Приведённые обстоятельства отражены в протоколе заседания Думы № 26 от 14.10.2021. Результаты голосования оформлены протоколом № 3 заседания счётной комиссии о применении мер ответственности к депутатам Шадринской городской Думы VII созыва от 14.10.2021.
Рассмотрев представление Шадринского межрайонного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 31.08.2021 №, на основании рекомендации постоянной комиссии Шадринской городской Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике от 12.10.2021 и протокола № 3 счётной комиссии по проведению тайного голосования Дума приняла решение от 14.10.2021 № 257 «О применении мер ответственности к депутату Шадринской городской Думы Мурзину В.Ю.», согласно которому допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении неполных сведений о своих счетах в банках и иных кредитных организациях признаны несущественными искажениями (пункт 1); допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в его пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребенка, признаны существенными (пункт 2). За допущенное нарушение законодательства о противодействии коррупции, выраженное в предоставлении неполных сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в его пользовании, а также неполных сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребенка Дума решила применить к Мурзину В.Ю. меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата (пункт 3); прекратить досрочно 15 октября 2021 года полномочия депутата Шадринской городской Думы по избирательному округу № Мурзина В.Ю. (пункт 4).
Проверяя законность принятого решения, суд руководствуется следующим.
В силу ч. 7.3-2 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 40 названного Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии со ст. 7-7 Закона Курганской области «О противодействии коррупции в Курганской области» решение представительного органа муниципального образования о применении к выборному должностному лицу мер ответственности (далее – решение представительного органа) принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для применения мер ответственности, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п. 1). Порядок принятия решения о применении к выборному должностному лицу мер ответственности определяется муниципальным правовым актом с учётом требований настоящей статьи и должен содержать, в том числе, порядок и срок рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса о применении к выборному должностному лицу мер ответственности; порядок принятия решения представительного органа; положения, предусматривающие обязательное наличие в решении представительного органа мотивированного обоснования, позволяющего считать искажение представленных сведений несущественным; положения, предусматривающие обязательное наличие в решении представительного органа мотивированного обоснования применения к выборному должностному лицу избранной меры ответственности (п. 2).
Согласно ст. 42 Устава муниципального образования – город Шадринск решение Шадринской городской Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Шадринской городской Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Шадринской городской Думы, – не позднее, чем через три месяца со дня появления такого основания (п. 4.2). Порядок принятия решения о применении к депутату Шадринской городской Думы мер ответственности определяется решением Шадринской городской Думы в соответствии с Законом Курганской области (п. 4.5).
Решением Шадринской городской Думы от 28.05.2020 № 556 утверждён Порядок принятия решения о применении к выборным должностным лицам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, мер ответственности (далее – Порядок).
В соответствии со ст. 1 Порядка к выборным должностным лицам относятся Глава города Шадринска и депутаты Шадринской городской Думы (п. 2). Порядок определяет процедуру принятия решения о применении к выборному должностному лицу, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, мер ответственности, предусмотренных ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – меры ответственности) (п. 3). Решение о применении к выборному должностному лицу мер ответственности, принимается на основе справедливости, соразмерности, пропорциональности и неотвратимости; с учётом характера совершённого коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учётом особенностей личности выборного должностного лица, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 4).
В ст. 2 Порядка закреплено, что решение о применении к выборному должностному лицу мер ответственности принимается Шадринской городской Думой отдельно в отношении каждого выборного должностного лица (п. 1). Основанием для применения к выборному должностному лицу мер ответственности является поступившее в Думу заявление Губернатора Курганской области о применении в отношении выборного должностного лица мер ответственности (далее – заявление Губернатора Курганской области) или информация из органов прокуратуры о представлении выборным должностным лицом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – информация из органов прокуратуры). При поступлении информации из органов прокуратуры Дума самостоятельно принимает решение о применении к выборному должностному лицу мер ответственности после рассмотрения данной информации в порядке, предусмотренном Регламентом Шадринской городской Думы и настоящим Порядком. Днём появления основания для применения мер ответственности является день поступления в Думу заявления Губернатора Курганской области или информации из органов прокуратуры (п. 2). При поступлении в Думу заявления Губернатора Курганской области или информации из органов прокуратуры председатель Думы в течение 2-х рабочих дней: направляет заявление Губернатора Курганской области или информацию из органов прокуратуры в постоянную комиссию по нормотворчеству и контролю за соблюдением законодательства (далее – Комиссия); письменно уведомляет выборное должностное лицо о поступлении в отношении него заявления Губернатора Курганской области или информации из органов прокуратуры, а также о дате, времени и месте рассмотрения указанного заявления (информации); предлагает выборному должностному лицу дать письменные пояснения по существу выявленных нарушений. Письменные пояснения (в случае поступления) должны быть оглашены при рассмотрении Комиссией и Думой; назначает дату и время заседания Думы по рассмотрению вопроса о применении мер ответственности (п. 3). Комиссия рассматривает вопрос о применении к выборному должностному лицу мер ответственности в порядке, предусмотренном Положением «О постоянных комиссиях и рабочих группах Шадринской городской Думы» и настоящим Порядком (п. 4). При рассмотрении заявления Губернатора Курганской области Комиссия оценивает факты существенности допущенных нарушений при представлении выборным должностным лицом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения) и принимает решение в виде рекомендаций о применении одной из мер ответственности. (п. 6). Рекомендации Комиссии должны содержать мотивированное обоснование о применении конкретной меры ответственности к выборному должностному лицу (п. 8). Комиссия рассматривает вопрос о применении мер ответственности к выборному должностному лицу не позднее 20 дней со дня появления основания для применения таких мер (п. 9).
Согласно ст. 3 Порядка решение Думы о применении к выборному должностному лицу мер ответственности принимается большинством голосов от установленной численности депутатов, тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Шадринской городской Думы, на основании действующего законодательства с учётом рекомендаций Комиссии и критериев, установленных п. 7 ст. 2 настоящего Порядка. Указанное решение Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для применения мер ответственности, а если это основание появилось в период между сессиями Думы – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (п. 1). Мера ответственности в виде предупреждения применяется к выборному должностному лицу, впервые допустившему несущественное искажение сведений за весь срок исполнения полномочий (п. 2). Решение Думы о применении избранной меры ответственности к выборному должностному лицу должно содержать мотивированное обоснование ее применения и мотивированное обоснование, позволяющее считать искажение представленных сведений несущественным, подписывается председателем Думы (п. 3).
В соответствии со ст. 4 Порядка в случае признания существенными искажений сведений, представленных выборным должностным лицом, Дума принимает решение в соответствии с действующим законодательством о противодействии коррупции (п. 4). Выборное должностное лицо вправе обжаловать решение Думы в судебном порядке (п. 5).
Суд находит несостоятельным довод административного иска о незаконности оспариваемого решения, мотивированный тем, что решением Шадринской городской Думы от 23.09.2021 № 239 постоянной комиссии Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике поручено рассмотреть вопрос об устранении нарушений федерального законодательства, указанных в представлении Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 №, в срок до 07.10.2021, но в этот срок комиссией вопрос рассмотрен не был, решения о переносе или продлении срока на заседаниях Шадринской городской Думы не принималось. Из материалов административного дела следует, что комиссией вопрос о применении мер ответственности к депутатам Шадринской городской Думы рассмотрен 12.10.2021, то есть в установленный п. 9 ст. 2 Порядка, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 28.05.2020 № 556, 20-дневный срок со дня появления основания для применения таких мер (23.09.2021); решение Шадринской городской Думы о применении указанных мер принято 14.10.2021, то есть с соблюдением 30-дневного срока со дня появления основания для применения этих мер, установленного п. 1 ст. 7-7 Закона Курганской области «О противодействии коррупции в Курганской области», п. 4.2 ст. 42 Устава муниципального образования – город Шадринск, п. 1 ст. 3 Порядка.
В силу ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 № подлежало обязательному рассмотрению Шадринской городской Думой, изложенные в нём обстоятельства в отношении депутата Мурзина В.Ю. свидетельствовали о наличии в его действиях состава нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, поэтому самого представления было достаточно для разрешения вопроса о привлечении к депутатской ответственности административного истца, избрания для него меры ответственности. В связи с этим, суд отклоняет довод административного иска о необоснованности оспариваемого решения, как принятого без исследования справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сам Мурзин В.Ю., принимавший участие в заседаниях постоянной комиссии и Думы, не ходатайствовал об их обозрении и изучении, а значит не видел в этом необходимости, никаких документов не приобщал.
Право пользоваться имуществом – это законная возможность эксплуатировать его, извлекать из него полезные свойства.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Следовательно, регистрация в жилом помещении по месту жительства в любом случае предполагает использование соответствующего жилого помещения для юридической фиксации факта проживания в нём гражданина.
Изложенное корреспондирует положениям Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год), приведённых в письме Минтруда России от 29.12.2020 № 18-2/10/В-12837, согласно которым в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие) (п. 143). При заполнении данного подраздела требуется указывать объекты недвижимого имущества, которые непосредственно находятся в пользовании служащего (работника) и (или) его супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка на основании заключенных договоров (аренда, безвозмездное пользование и т.д.) или в результате фактического предоставления в пользование. Не требуется в данном подразделе справки одного из супругов указывать все объекты недвижимости, находящиеся в собственности другого супруга, при следующих условиях: отсутствует фактическое пользование этим объектом супругом; эти объекты указаны в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» соответствующей справки. Аналогично в отношении несовершеннолетних детей. Так, например, жилое помещение, в котором зарегистрировано лицо, в отношении которого представляется справка, подлежит обязательному отражению в подразделе 3.1 раздела 3 (в случае наличия у такого лица права собственности) или в настоящем подразделе справки (п. 144). В том числе указанию подлежат сведения о жилом помещении (дом, квартира, комната), нежилом помещении, земельном участке, гараже и т.д.: не принадлежащих служащему (работнику) или членам его семьи на праве собственности или на праве нанимателя, но в которых у служащего (работника), членов его семьи имеется регистрация (постоянная или временная) (п. 146).
Таким образом, Мурзин В.Ю. как депутат Шадринской городской Думы седьмого созыва был обязан внести в подраздел 6.1 справок сведения о находившемся в пользовании его, супруги и несовершеннолетнего ребёнка жилом помещении по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. ..., д. ..., в котором они зарегистрированы по месту жительства. Данное требование административным истцом не выло выполнено; в подразделе 3.1 справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в отношении Мурзина В.Ю. и членов его семьи это недвижимое имущество также не указано. Данных, подтверждающих то, что в 2020 году Мурзин В.Ю. с супругой и дочерью фактически не пользовались домом, материалы административного дела не содержат; административный истец не называл другого адреса проживания семьи в отчётном 2020 году. Поэтому суд признаёт, что Мурзиным В.Ю. были допущены нарушения при предоставлении своих сведений за 2020 год об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании своей супруги и несовершеннолетнего ребёнка.
Оценивая процедуру принятия оспариваемого решения Шадринской городской Думы, суд отклоняет ссылку административного истца на Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – Методические рекомендации), опубликованные на официальном сайте Минюста РФ (https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/metodicheskie-rekomendacii/), поскольку данные методические рекомендации не являются нормативным актом, то есть не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование соответствующих общественных отношений. В соответствии с письмом Минюста России от 26.11.2015 № 02-137225 они предназначены конкретно для использования в кадровой работе с государственными (муниципальными) служащими. В силу ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственный (муниципальный) служащий и муниципальный депутат это две взаимоисключающие должности. Следовательно, Методические рекомендации в рассматриваемом случае не применимы.
В связи с этим, не подлежали использованию категории правонарушений, приведённые в названных Методических рекомендациях – значительные, малозначительные и несущественные, при оценке тяжести допущенных депутатом Мурзиным В.Ю. нарушений.
По этой же причине суд признаёт необоснованной ссылку стороны административного истца на пункт 3 Методических рекомендаций, содержащий пример явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, когда на титульном листе справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 в подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указываются вид недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом, дача и другие); вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и другие) и сроки пользования; основание пользования (договор, фактическое предоставление и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
Указание на титульном листе справки только адреса регистрации не позволяет установить вид, сроки и основания пользования жилым помещением, то есть правомерность самого пользования объектом недвижимого имущества, что не отвечает задачам противодействия коррупции.
Приведённые положения нормативных актов: Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Курганской области «О противодействии коррупции в Курганской области», Устава муниципального образования – город Шадринск, и Порядка принятия решения о применении к выборным должностным лицам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, мер ответственности в рассматриваемом случае детерминировали оценку нарушений, допущенных депутатом Мурзиным В.Ю., исходя из определения их существенности либо несущественности, что и было сделано на заседании постоянной комиссии Шадринской городской Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике 12.10.2021 и заседании Шадринской городской Думы 14.10.2021.
Согласно п. 5 ст. 31 Устава муниципального образования – город Шадринск Шадринская городская Дума осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке. Коллегиальность подразумевает совместное обсуждение для принятия уполномоченными лицами решения с учётом разных мнений и предложений, следовательно, принятие решения о применении меры ответственности к депутату Шадринской городской Думы предполагает, что голосование по соответствующему вопросу основано на внутреннем убеждении депутатов, сформированном относительно справедливости, соразмерности, пропорциональности и неотвратимости применяемой меры ответственности, характера совершённого коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, особенностей личности выборного должностного лица, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, что предусматривает п. 4 ст. 1 Порядка, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 28.05.2020 № 556.
Из протоколов заседаний постоянной комиссии по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике от 12.10.2021 и Шадринской городской Думы от 14.10.2021 следует, что вопрос в отношении депутата Мурзина В.Ю. по представлению Шадринского межрайонного прокурора от 31.08.2021 № рассматривался коллегиально, посредством свободного, делового обсуждения, активного участия и взаимодействия депутатов, высказавших мнение о характере допущенного административным истцом нарушений, предложения по возможным мерам его ответственности. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля председатель постоянной комиссии Шадринской городской Думы по развитию местного самоуправления, соблюдению антикоррупционного законодательства и депутатской этике К.Э.И. подтвердил, что изложенная в протоколах информация о ходе и результатах заседаний комиссии и Думы соответствует действительности, высказал мнение об обоснованности избранной меры ответственности депутата Мурзина В.Ю.
На заседании комиссии и на заседании Думы подавляющее большинство депутатов проголосовали за то, что допущенные Мурзиным В.Ю. нарушения при предоставлении своих сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании супруги и несовершеннолетнего ребёнка, являются существенными, влекущими применение к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято депутатами в результате сформированного у них внутреннего убеждения по мотивам, изложенным в п. 4 ст. 1 Порядка, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 28.05.2020 № 556, основано на нормах, регулирующих вопросы применения мер ответственности к муниципальному депутату, рекомендации постоянной комиссии от 12.10.2021 и результатах голосования, то есть имеет мотивированное обоснование избранной меры ответственности к выборному должностному лицу.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что оспариваемое Мурзиным В.Ю. решение Думы принято из-за сложившихся разногласий его с другими депутатами. Невнимательность и неопытность, на которые ссылался истец как причину искажения им имущественных сведений, не может служить основанием для освобождения его от ответственности или избрания более мягкой меры ответственности, чем прекращение полномочий депутата. Принимая статус депутата Шадринской городской Думы, Мурзин В.Ю. возложил на себя обязанность по безусловному и неукоснительному соблюдению ограничений и запретов, исполнению обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Ссылку административного истца на то, что при приёме от него справок никто не принял мер к выявлению допущенных ошибок в их заполнении, суд признаёт несостоятельной.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Оценивая применённую к административному истцу меру ответственности, суд учитывает, что обязанность лиц, замещающих выборные муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей является не формальным требованием, а составной частью мероприятий по противодействию коррупции, как явления с крайне высокой степенью общественной опасности, существенно снижающего уровень доверия к власти.
Исходя из конкретных обстоятельств совершения Мурзиным В.Ю. нарушений при предоставлении своих сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящего в пользовании своей супруги и несовершеннолетнего ребёнка, суд полагает, что применение к нему такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата соответствует целям предупреждения и профилактики коррупции и не может рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Представленное стороной административного истца заключение специалистов ООО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы – СТЭЛС» № 452п/11/21 суд не принимает в качестве доказательства обоснованности требований Мурзина В.Ю., поскольку в нём содержатся выводы правового характера, дана правовая оценка фактическим обстоятельствам административного дела и доказательствам, что в силу ст.ст. 84, 178, 180 КАС РФ относится к исключительной компетенции суда.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что решение от 14.10.2021 № 257 «О применении мер ответственности к депутату Шадринской городской Думы Мурзину В.Ю.» в части признания существенными допущенных административным истцом нарушений при предоставлении своих сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании, а также сведений об объектах недвижимого имущества, находящегося в пользовании своей супруги и несовершеннолетнего ребёнка, и применении к депутату Мурзину В.Ю. меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата соответствует нормативным правовым актам, в связи с чем, заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Мурзина В.Ю. к Шадринской городской Думе о признании незаконным и отмене решения Шадринской городской Думы от 14.10.2021 № 257 «О применении мер ответственности к депутату Шадринской городской Думы Мурзину В.Ю.».
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья С.В. Бузаев