ОПРЕДЕЛЕНИЕ
суда апелляционной инстанции
г.Сочи.
11.04.2019 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,
рассмотрев в судебном заседании частную жалобу АО "СГ "УралСиб" на определение мирового судьи судебного участка № 250 Центрального района г.Сочи от 17.10.2017 г. об отказе в принятии заявления о замене стороны по делу в порядке правопреемства по гражданскому делу по иску Погосяна С. О. к АО "Страховая группа "УралСиб" о взыскании денежных средств,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № 250 Центрального района г.Сочи спор по гражданскому делу 2-1119/250-2016 разрешён.
АО СГ "УралСиб" обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, сославшись на то, что 19.04.2017 г. между АО СГ "УралСиб" и Акционерным обществом "Страховая Компания Опора" (далее АО "СК Опора") заключен договор о передаче страхового портфеля, и подписан соответствующий акт приема-передачи, согласно которым последние приняли с 19.04.2017 г. права и обязанности по заключенным ранее АО СГ "УралСиб" договорам страхования, включая обязательства по настоящему страховому случаю.
Определением мирового судьи судебного участка № 250 Центрального района г.Сочи от 17.10.2017 г. отказано в принятии заявления о замене стороны по делу в порядке правопреемства.
В частной жалобе представитель АО СГ "УралСиб" просит отменить определение от 17.10.2017 г., указывая на то, что мировым судьей не приняты во внимание предусмотренные положением ст.26.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (далее Закон "Об организации страхового дела в РФ") основания для производства замены АО СГ "УралСиб" на его правопреемника АО "СК Опора".
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в силу ч.2 ст.333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции в порядке пп.2 ст.334 ГПК РФ находит определение суда подлежащим отмене полностью с разрешением вопроса по существу по основанию, предусмотренному пп.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Отказывая в принятии заявления АО СГ "УралСиб", мировой судья исходил из того, что к материалам заявления не приложены сведения об уведомлении, о передаче прав по договору третьему лицу, копия решения суда по делу 2-1119/250-16, сведения о предъявлении решения суда к исполнению в соответствии со ст.428 ГПК РФ.
Проверяя законность принятого мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены.
С определением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно ст.26.1 Закона "Об организации страхового дела в РФ" (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика). В состав передаваемого страхового портфеля включаются обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам, а также активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов (п.1.2).
Страховщик, передающий страховой портфель, передает страховой портфель, сформированный на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, в составе, указанном в п.2 настоящей статьи, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель (пункт 4).
Страховщик, передающий страховой портфель, размещает уведомление о намерении передать страховой портфель на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывает это уведомление в печатном органе, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее чем десять тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщика. Уведомление о намерении передать страховой портфель также подлежит направлению в орган страхового надзора для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.7).
Отказ от замены страховщика влечет за собой досрочное прекращение договора страхования и возврат страхователю части страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплату выкупной суммы по договору страхования жизни.
В случае, если по истечении сорока пяти дней с даты размещения страховщиком, передающим страховой портфель, уведомления о намерении передать страховой портфель от страхователя не получен в письменной форме отказ от замены страховщика, договор страхования подлежит передаче в составе страхового портфеля (п.9).
Со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования (п.14).
Как следует из материалов дела, по договору от 19.04.2017 г. о передаче страхового портфеля АО СГ "УралСиб" передала АО "СК Опора" права и обязанности по ранее заключенным договорам, что подтверждается актом от 19.04.2017 г.
Вывод суда о том, что сделка по передаче страхового портфеля нарушает права истца несостоятелен, поскольку 15.02.2017 г. АО СГ "УралСиб" в соответствии с положениями пунктов 7 и 9 Закона "Об организации страхового дела в РФ" разместило уведомление о намерении передать страховой портфель на сайте ЦБ РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовала это уведомление в печатном органе (газеты "Коммерсантъ", "Известия", Российская газета"), однако по истечении сорока пяти дней с даты размещения указанного уведомления от Погосяна С.О. не поступило возражение относительно передачи АО СГ "УралСиб" страхового портфеля АО "СК Опора".
В силу ч.1 ст.44 ГПК РФ правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Таким образом, заявление АО СГ "УралСиб" о процессуальном правопреемстве должно рассматриваться в рамках гражданского дела 2-1119/250-16.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, суд
определил:
Определение мирового судьи судебного участка №250 Центрального района г.Сочи от 17.10.2017 г. отменить полностью.
Материал направить мировому судье судебного участка №250 Центрального района г.Сочи для рассмотрения заявления АО "СГ "УралСиб" о замене стороны по делу в порядке правопреемства в рамках гражданского дела 2-1119/250-16 по иску Погосяна С. О. к АО "Страховая группа "УралСиб" о взыскании денежных средств.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий