Дело № 2-4373/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года г. Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Манкевич Н.И.
при секретаре Вакиловой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Челябинской таможни о признании имущества бесхозяйным, признании права собственности Российской Федерации на имущество, обращении имущества в доход Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Челябинская таможня обратилась в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным, признании права собственности Российской Федерации на имущество, обращении имущества в доход Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ истцом был составлен акт №/А000894, которым установлено, что швейные изделия в ассортименте (платья, сарафаны, туники женские, платья, фартуки школьные для девочек, пиджаки, костюмы школьные для мальчиков, штаны, брюки женские, мужские, детские, блузки, лосины и юбки женские, костюмы спортивные для детей, вата в рулонах, головные уборы мужские и детские, бюстгальтеры и трусы женские и для девочек, футболки детские, шорты для мальчиков и девочек, майки и топики детские и т.д.) различных товарных знаков, обнаруженные таможенным органом у ОсОО «Санрайс» в нарушение ч. 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС, не продекларированы в установленном порядке. В ходе проверки было установлено, что транспортным средством с регистрационным номером № под управлением гражданина Республики Кыргызстан Чонбо У,, (отправитель товара - ОсОО «Санрайс» (<адрес>), получатель - ООО «Мира Пром 2020» (Российская Федерация) ДД.ММ.ГГГГ согласно товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №, счёту - фактуре от ДД.ММ.ГГГГ №, ввезены товары - швейные изделия общим весом 18 750 кг. В результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра СМ №) были выявлены товары, на которые отсутствовали товаросопроводительные документы, подтверждающие статус данных товаров как товаров Евразийского экономического союза. Документы, представленные ОсОО «Санрайс», не подтверждают факт таможенного декларирования товаров. В адрес ООО «Мира Пром 2020» ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос с целью подтверждения от покупателя сведений о заключении контракта на поставку товаров от ДД.ММ.ГГГГ № с ОсОО «Санрайс», между тем, документы и пояснения представлены не были. Таким образом, в ходе проверки документов и сведений не установлен факт таможенного декларирования товаров, выявленных в соответствии с актом таможенного досмотра №/А000849.
Заявитель Челябинская таможня в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались (л.д. 130).
Заинтересованное лицо ОсОО «Санрайс» в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались (л.д. 132, 133, 134).
Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались (л.д. 131).
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 1 ст. 226 Гражданского кодекса РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из ст. 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно ст. 323 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товары обращаются в федеральную собственность, в том числе на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.
В ст. 259 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ отражено, что таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правом предъявлять в суды иски и заявления о признании имущества бесхозяйным.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, возложены функции, в том числе по реализации движимого бесхозяйного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 318 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следующие товары, обнаруженные по результатам таможенного контроля таможенными органами у лиц, приобретших товары на таможенной территории Союза, в частности, товары, которые незаконно перемещены через таможенную границу Союза либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза.
Товары, изъятые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 94 настоящего Федерального закона или в других местах по правилам, установленным ч. 4 ст. 317 настоящего Федерального закона. Срок хранения изъятых товаров составляет один месяц (ч. 7 ст. 318 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 318 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ лица, которые указаны в части 1 настоящей статьи и у которых обнаружены товары, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, вправе осуществить таможенное декларирование товаров в соответствии со ст. 104 настоящего Федерального закона, уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона и представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений. Пени на указанные суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не начисляются.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств истцом был составлен Акт №, которым установлено, что швейные изделия, в ассортименте (платья, сарафаны и туники женские, платья и фартуки школьные для девочек, пиджаки и костюмы школьные для мальчиков, штаны и брюки женские, мужские и детские, блузки, лосины и юбки женские, костюмы спортивные для детей, вата в рулонах, головные уборы мужские и детские, бюстгальтеры и трусы женские и для девочек, футболки детские, шорты для мальчиков и девочек, майки и топики детские и т.д.) различных товарных знаков, обнаруженные таможенным органом у ОсОО «Санрайс» в нарушение ч. 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС, не продекларированы в установленном порядке (л.д. 11-17).
В ходе проверки было установлено, что транспортным средством с регистрационным номером № под управлением гражданина Республики Кыргызстан Чонбо У,, (отправитель товара - ОсОО «Санрайс» (<адрес>), получатель - ООО «Мира Пром 2020» (Российская Федерация) ДД.ММ.ГГГГ согласно товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №, счёту - фактуре от ДД.ММ.ГГГГ №, ввезены товары - швейные изделия общим весом 18 750 кг.
В ходе таможенного досмотра были выявлены товары, на которые отсутствовали товаросопроводительные документы, подтверждающие статус данных товаров как товаров Евразийского экономического союза. Общее количество иностранных товаров, страной происхождения которых является Китай и Турция, составило 4039 единиц (штук), 309,3 кг. Общее количество товаров с нанесенными товарными знаками, включёнными в реестр ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам составило 24 единицы комплектов, состоящих из 3-х предметов одежды для женщин: пиджак летний, брюки летние и футболка; на футболке нанесено изображение флакона туалетной воды с надписью «CHANEL №» и женской сумочки с изображением торгового знака «CHANEL», вес: 16,3 кг. Общее количество товаров с отсутствием маркировки средствами идентификации составило 421 единиц постельного белья: пододеяльник - 64 шт., простыня - 59 шт., наволочки - 298 шт., общий вес: 75,8 кг., о чем составлен акт таможенного досмотра СМ № (л.д. 37-66).
ДД.ММ.ГГГГ Челябинской таможней в адрес ОсОО «Санрайс» был направлен запрос о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ заверенных копий документов: внешнеэкономический контракт с ООО «Мира Пром 2020» от ДД.ММ.ГГГГ №; заявка от покупателя на товары, на основании которой оформлен инвойс на поставку по счёту-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ №; инвойс на поставку товара по счёту-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ №; на каких условиях поставки отправлена указанная партия товара (согласно Инкотермс-2010); деклараций о соответствии на ввозимый товар; таможенные декларации на ввозимые товары, подтверждающие таможенное декларирование на территории ЕАЭС; документы, подтверждающие страну происхождения товаров по указанной товарной партии (л.д. 67-68).
Также ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОсОО «Санрайс» был направлен дополнительный запрос с целью получения пояснений из каких материалов (состав ткани, тип плетения нитей) изготовлены товары, на которые отсутствуют товаросопроводительные документы, подтверждающие статус данных товаров как товаров ЕАЭС (л.д. 69-70).
ДД.ММ.ГГГГ ОсОО «Санрайс» в ответ на запросы Челябинской таможни представлены документы (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №): контракт с ООО «Мира Пром 2020» от ДД.ММ.ГГГГ №; таможенные декларации №№, №; товарно-транспортная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ; № ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-111).
В результате рассмотрения представленных документов установлено, что страны происхождения и наименования товаров, продекларированных в таможенных декларациях иностранного государства №№, №, отличны от тех же характеристик товаров, выявленных в соответствии с актом таможенного досмотра №
Документы, представленные ОсОО «Санрайс» не подтвердили факт таможенного декларирования данных товаров.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Челябинской таможней в адрес ООО «Мира Пром 2020» был направлен запрос с целью подтверждения от покупателя сведений о заключении контракта на поставку товаров от ДД.ММ.ГГГГ № с ОсОО «Санрайс», со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-113), ответ на который не представлен.
Таким образом, в ходе проверки документов и сведений не установлен факт таможенного декларирования товаров, выявленных в соответствии с актом таможенного досмотра №/А000849.
Изъятие товаров у ОсОО «Санрайс», в отношении которых не установлен факт таможенного декларирования, было осуществлено таможенным органом на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ и акта изъятия товаров от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27 -29, 30-33).
Копии указанных документов были вручены представителю ОсОО «Санрайс» Урал уулу Рустаму лично, о чем свидетельствует его подпись в получении.
ДД.ММ.ГГГГ решением Челябинской таможни № на основании таможенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/А000894 установлено, что инстранные товары, перемещаемые ОсОО «Санрайс» являются незаконно перемещенные через таоженную границу Евразийского экономического союза (л.д. 18-26).
ДД.ММ.ГГГГ таможенный орган сдал на хранение в ООО «Промтехсервис» изъятый товар, что подтверждается актом приема-передачи товаров на хранение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-36).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза является перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Из ч. 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В силу п. 8 ст. 318 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право лица, у которого обнаружены в рамках таможенного контроля таможенными органами товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст. 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и ч. 1 ст. 30 ФЗ № 289-ФЗ, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществлять декларирование товаров.
Согласно ч. 1 ст. 318 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами.
Срок хранения изъятых товаров, в соответствие с пунктом 7 ст. 318 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», составляет один месяц.
По истечении срока, предусмотренного для хранения товаров, установлено, что ОсОО «Санрайс» не было совершено действий, направленных на декларирование изъятых товаров.
В соответствии с п. 3 статьи 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза реализация, использование или уничтожение товаров, срок хранения которых истек, осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, таможенным органом которого задержаны товары.
Из п. 13 ст. 318 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что в случае нереализации лицами, приобретшими товары, права, предусмотренного частью 8 данной статьи, по истечении срока хранения такие товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 56 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать бесхозяйным имуществом - товар (швейные изделия): <данные изъяты> изъятые ДД.ММ.ГГГГ и передать указанные товары (швейные изделия) для дальнейшего распоряжения в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Челябинской таможни о признании имущества бесхозяйным, признании права собственности Российской Федерации на имущество, обращении имущества в доход Российской Федерации удовлетворить.
Признать бесхозяйным, признать право собственности Российской Федерации и обратить в доход Российской Федерации движимое имущество, изъятое ДД.ММ.ГГГГ, хранящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно, <данные изъяты>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.И. Манкевич
Мотивированное решение составлено 06 декабря 2021 года.