Дело № 2а-6808/2020 50RS0039-01-2020-010727-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Тюкова А.В.,
при секретаре Надкиной А.А.,
с участием представителя административного истца Порфирьевой И.Н., административного ответчика Жарких С.И., прокурора Снежковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску МУ МВД России «Раменское» к Жарких С. И. о возложении дополнительного административного ограничения,
УСТАНОВИЛ:
МУ МВД России «Раменское» обратилось в суд с заявлением о возложении дополнительных административных ограничений в отношении Жарких С.И. в виде запрещения выезда за пределы <адрес> и <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что Жарких С.И. <дата> осужден Кировским районным судом г. Казани по п. «в» ч. 2 ст. 132 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, освободился <дата> по отбытии срока наказания с установлением Кирово-Чепецким районным судом Кировской области административного надзора на 6 лет с ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. <дата> Жарких С.И. поставлен на профилактически учет МУ МВД России «Раменское» с заведением дела административного надзора по категории «Совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего». За время нахождения од административным надзором Жарких С.И. нарушений административных ограничений возложенных судом не допущено, к административной ответственности не привлекался, характеризуется удовлетворительно, жалоб, заявлений и сообщений в отношении поднадзорного не поступало. Однако, согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном обзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административное ограничение в виде – запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершения против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезд за установленные судом пределы территории, является обязательным.
В судебном заседании представитель МУ МВД России «Раменское» поддержал административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный ответчик – Жарких С.И. в судебное заседание явился, иск не признал, пояснил, что его работа является разъездной, он часто выезжает за пределы Московской области. Сослался на о, что закон обратной силы не имеет, установление дополнительных ограничений в отношении него существенно ухудшит его положение.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего возможным отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку это ухудшит положение Жарких С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом РФ № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В силу ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что <дата> Жарких С.И. осужден Кировским районным судом г. Казани по п. «в» ч. 2 ст. 132 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, освободился <дата> по отбытии срока наказания с установленным решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от <дата> административным надзором сроком на 6 лет, с ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов.
Апелляционным определением от <дата> решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области изменено, Жарких С.И. установлены ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту пребывания для регистрации.
<дата> Жарких С.И. поставлен на профилактически учет МУ МВД России «Раменское
Срок административного надзора в настоящее время не истек.
При установлении административного надзора, поднадзорному лицу устанавливаются административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В течение срока административного надзора по заявлению органа внутренних дел суд вправе дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения, что закреплено в части 4 названной статьи закона.
Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ, вступившим в действие 09 июня 2017 года, часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» изложена в новой редакции.
Согласно пункту 2 названной нормы закона, в отношении поднадзорного лица, имеющего непогашенную, либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, устанавливается обязательное административное ограничение в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории.
Административный надзор Жарких С.И. был установлен в связи с тем, что он имел непогашенную и не снятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Следовательно, в силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ, с момента вступления в действия указанного Федерального закона в отношении Жарких С.И. должно быть в обязательном порядке установлено дополнительное ограничение в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории.
При этом в пунктах 22 и 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ). Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (ст. 9, ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
Учитывая, что Жарких С.И. осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в отношении него установлен административный надзор, срок которого в настоящее время не истек, а также учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 28.05.2017 года N 102-ФЗ в Федеральный закон от 06.04.2011 года N 64-ФЗ, в соответствии с которыми обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и установлении Жарких С.И. дополнительных ограничений в виде запрета на выезд за пределы <адрес> и <адрес>.
Доводы административного истца о том, что установление дополнительных ограничений ухудшит его положение суд отклоняет, как основанные на неправильном понимании норм права, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ установленное Жарких С.И. дополнительное ограничение является обязательным.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной судимости, за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Установление дополнительного административного ограничения не является мерой уголовного характера или мерой ответственности, поэтому часть 1 статьи 54 Конституции РФ и статья 10 УК РФ, предусматривающие, что не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, к настоящим правоотношениям не могут быть применены.
Руководствуясь ст.ст.114, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МУ МВД России «Раменское» - удовлетворить.
Возложить на Жарких С. И., <дата> года рождения, дополнительные административные ограничения, установленные решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от <дата>, а именно – запретить выезд за пределы <адрес> и <адрес>.
Другие ограничения, установленные решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от <дата> в отношении Жарких С. И. - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья А.В. Тюков
Мотивированное решение составлено 21 ноября 2020 года