Дело №2а-2207-2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 21 февраля 2017 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., секретаре Сивцевой А.П.,
с участием административного истца Мыколаенко Е.Н.
представителя административного ответчика Сутакова Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мыколаенко Е.Н. к Якутскому межрайонному отделу по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным,
установил:
Мыколаенко Е.Н. обратился в суд с административным иском к Якутскому межрайонному отделу ИОВИП по УФССП России по Республике Саха (Якутия) о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.
В обоснование административного иска указано, что в производстве ЯМО по ИОВИП УФССП России по Республике Саха (Якутия) находится исполнительное производство, предметом которого является возложение на Якутский городской отдел судебных приставов УФССП по РС (Я) обязанности произвести розыскные действия в отношении имущества должника и имущества, носящего режим общей совместной собственности, направить копию исполнительного листа для исполнения по месту работы должника Е. Судебным приставом –исполнителем не совершаются никакие действия по исполнению исполнительного документа.
В суде административный истец административный иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.
Заслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2016 года признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Якутского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РС(Я) по исполнительному производству № от ____ 2016 года.
На Якутский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РС(Я) возложена обязанность по сводному исполнительному производству № от ____ 2016 года произвести розыскные действия в отношении имущества должника и имущества, носящего режим общей собственности, направить копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника Е..
На основании исполнительного листа № выданного Якутским городским судом РС (Я), ____ 2016 года судебным приставом –исполнителем ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Якутского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РС(Я).
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Конкретные исполнительные действия осуществляются судебным приставом-исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства. При этом целью осуществления исполнительных действий является дальнейшее своевременное применение мер принудительного исполнения, перечень которых указан в ст.68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В силу положений п.11 ч.3 ст.68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье, не является исчерпывающим, следовательно, судебным приставом-исполнителем могут применяться самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа.
Как видно из материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем не совершено никаких действий, направленных на исполнение указанного решения суда.
Таким образом, ЯМО по ИОВИП УФССП России по РС (Я) в установленные законом сроки не были приняты все предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры для исполнения судебного решения, а именно, не приняты должные меры в части направления в адрес должника требований об исполнении исполнительного документа, предупреждения и привлечения должника к административной и уголовной ответственности за злостное неисполнение вступивших в законную силу судебных постановлений, тем самым судебный пристав-исполнитель допустил незаконное бездействие, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, что нарушает права взыскателя по исполнительному производству на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Совершение должником действий по исполнению судебного акта после подачи настоящего административного иска не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку судебным приставом-исполнителем в установленные законом сроки не были приняты все предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры для исполнения судебного решения.
Доводы о том, что должником были совершены действия по исполнению судебного акта, несостоятельны. Как видно из материалов дела, в ____ 2016 года должником вынесено постановление о розыске должника. Между тем, предметом исполнительного документа является совершение действий, направленных на розыск имущества должника и имущества, носящего режим общей собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании бездействия ЯМО по ИОВИП УФСПП России по РС (Я) незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Якутского межрайонного отдела по ИОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов-исполнителей России по Республике Саха (Якутия) по исполнительному производству № от ____ 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова