Решение по делу № 2а-1492/2022 от 15.02.2022

        № УИД № 92RS0002-01-2022-000797-54

Дело № 2а-1492/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    14 марта 2022 года    город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кныш Н.Н.,

при помощнике Требунской А.В.,

с участием представителя административного истца – Мовчана О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Селянко Лидии Павловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

15.02.2022 административный истец Селянко Л.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-40/22 в утверждении схемы расположения земельного участка; возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 и утвердить схему расположения земельного участка, площадью ., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, в границах землепользования <адрес> и земель, находящихся в государственной собственности.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-40/22, административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги утверждение схемы земельного участка на основании пункта 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с заключением Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя, согласно которому испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации, а именно функциональным зонам Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , ширина улицы не соответствует СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (актуализированная редакция СНиП 30-02-97*)». С данным отказом истец не согласен, полагает, что обжалуемое решение принято на основании недействующего нормативно-правового акта.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска. Указал, что границы участка не пересекают красных линий, не выходят за границы смежных существующих участков и не уменьшает ширину существующей дороги, как видно из приобщенной сканкопии публичной кадастровой карты, границы участка приводятся до существующей дороги. Кроме того полагал неправомерной ссылку ответчика на Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении расположения земельного участка на кадастровой карте территории», положения которого не подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дне и времени слушания дела извещено надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ и мнения представителей административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя административного истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, в границах землепользования <адрес> кв.м., о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН от 04.02.20022.

Категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства.

ДД.ММ.ГГГГ Селянко Л.П. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просила утвердить схему перераспределения земельного участка.

Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, оформленным письмом от 10.01.2022 № ГУ-исх-40/22, административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении расположения земельного участка на кадастровой карте территории».

Обжалуемый административным истцом отказ в предоставлении государственной услуги мотивирован тем, что согласно пункту 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в связи с чем, Департаментом направлен соответствующий межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя. В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 (далее - Генеральный план). В соответствии с Генеральным планом испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), частично в дачно-рекреационной зоне; в охранной зоне участков археологических заповедников. В соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 №1864 с изменениями от 30.06.2018 земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-6-4. Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП, запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, где красные линии не разработаны (участки расположены в стесненных условиях сложившейся застройки). В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, ширина улицы не соответствует СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02-97*).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 25.02.2016 N 242-О).

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Административный ответчик, отказывая в утверждении схемы перераспределения земельного участка, сослался на положения Закона Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории", однако в соответствии с пунктом 29 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, указанный в Законе Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС перечень оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прописан в соответствии с Законом N 171-ФЗ и не является особенностью регулирования земельных отношений присущей исключительно городу федерального значения Севастополю.

Обжалуемый отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя был принят после 1 января 2020 года.

В настоящее время, согласно действующему законодательству перечень оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, предусмотренный пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ является исчерпывающим.

Административным истцом не оспариваются полномочия государственного органа по принятию решения, не оспаривается нарушение органом установленной процедуры, а оспаривается основания для принятия обжалуемого решения, в связи с чем, судом не исследуются иные обстоятельства.

Следовательно, оспариваемый отказ административного ответчика не основан на правовом акте, регулирующем спорные правоотношения.

Обжалуемый отказ и представленные административным ответчиком документы не содержат в себе доказательств нарушения красных линий, как и уменьшения ширины улицы заявленным перераспределением земельных участков. Судом не принимается ссылка административного ответчика на нарушение СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», о несоответствии ширины улицы, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств уменьшения ширины улицы заявленным перераспределением земельных участков.

Кроме того, сама по себе ссылка в оспариваемом отказе на приказ Минкультуры от 12.08.2016 N 1864 относительно зональности расположения земельного участка не свидетельствует о том, что имелись препятствия для утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

Таким образом, административным ответчиком не доказано наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поскольку обязанность доказывания обоснованности принятого решения возложена на административного ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании отказа в предоставлении государственной услуги об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствующим закону.

Вместе с тем при разрешении исковых требований в порядке Кодекса административного судопроизводства, суд не вправе подменять функции, предоставленные соответствующему органу власти.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие) и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку судом установлено, что отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленный письмом оформленным письмом от 10.01.2022 № ГУ-исх-40/22 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, суд считает необходимым восстановить нарушенные права административного истца путем возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Селянко Лидии Павловны о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу с принятием соответствующего решения по существу вопроса.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Селянко Лидии Павловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 10.01.2022 № ГУ-исх-40/22, об отказе Селянко Лидии Павловне в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Селянко Лидии Павловны вх. №ГУ-11408/21 от 17.08.2021 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенных по адресу: г. Севастополь, СТ «Сатурн», уч. 441, площадью 426 кв.м. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя уведомить суд и административного истца о принятом решении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 28.03.2022.

Судья –подпись

Копия верна: Решение не вступило в законную силу

    Председательствующий      Н.Н. Кныш

2а-1492/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Селянко Лидия Павловна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Кныш Наталья Николаевна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
15.02.2022Регистрация административного искового заявления
16.02.2022Передача материалов судье
18.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее