Решение по делу № 2-500/2018 от 16.07.2018

Дело №2-500/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2018 года     п.г.т. Богатые Сабы

Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Д.Р. Сабирова,

при секретаре Р.М. Абдуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гарипова Марата Гарафутдиновича к отделу судебных приставов по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Гарипов Марат Гарафутдинович (далее – М.Г. Гарипов, истец) обратился в суд с исковым заявлением к отделу судебных приставов по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее – ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ, ответчик) в вышеуказанной формулировке.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что судебный пристав-исполнитель ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ ФИО4, рассмотрев материалы исполнительного производства -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Вахитовским районным судом г. Казани, ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.Г. Гарипова вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Истец полагает, что указанное постановление вынесено без учета вины должника, который не может исполнить свое обязательство перед кредитором единовременно в полном объеме. В настоящее время реализуется имущество, принадлежащее истцу, и от времени его реализации зависит погашение задолженности. С учетом имущественного положения, истец М.Г. Гарипов просил уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП до 3 000 рублей.

Истец М.Г. Гарипов в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - судебный пристав-исполнитель ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ ФИО4 в судебном заседании не признал иск, просил отказать в удовлетворении иска.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

На основании пункта 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Согласно части 12 статьи 30 названного закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено и из материалов дела следует, что в производстве отдела судебных приставов по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан находится исполнительное производство -ИП о взыскании с М.Г. Гарипова в пользу <данные изъяты> задолженности в размере <данные изъяты> на основании исполнительного листа , выданного Вахитовским районным судом г. Казани.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Как установлено судом и не отрицалось истцом в судебном заседании суда, постановление о возбуждении указанного выше исполнительного производства М.Г. Гариповым было получено.

Более того, в ходе указанного исполнительного производства М.Г. Гарипов обратился в службу судебных приставов с заявлением о предоставлении информации о реализации арестованного имущества в рамках исполнения исполнительного листа .

Как усматривается из внутренней описи документов дела -ИП, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении исполнительного производства в сводное по должнику М.Г. Гарипову.

Поскольку требование исполнительного листа должником в предусмотренный пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок исполнено не было, судебным приставом-исполнителем ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с М.Г. Гарипова в размере <данные изъяты>.

На основании заявления взыскателя <данные изъяты> об окончании исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Из пояснений истца следует, и подтверждается материалами дела, истец находится в тяжелом материальном положении, им заключен с <данные изъяты>» предварительный договор купли-продажи объектов недвижимости, общая стоимость указанного имущества составляет <данные изъяты> и достигнута договоренность с взыскателем по исполнительному листу о погашении задолженности после продажи объектов недвижимости, который отозвал исполнительный документ. В связи с чем, исполнительное производство -ИП о взыскании задолженности в пользу <данные изъяты>» окончено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, суд, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств на основании части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, приходит к выводу о снижении размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.

При таких обстоятельствах, с учетом материального положения истца, суд считает возможным уменьшить М.Г. Гарипову размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Сабинскому и Тюлячинскому районам УФССП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства № -ИП до 44 917 рублей 95 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гарипова Марата Гарафутдиновича к отделу судебных приставов по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> по исполнительному производству -ИП отдела судебных приставов по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Гарипова Марата Гарафутдиновича, на сумму <данные изъяты> до размера 44 917 рублей 95 копеек.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09 августа 2018 года.

Судья: Д.Р. Сабиров

2-500/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гарипов М.Г.
Ответчики
ОСП по Сабиснкому и Тюлячинскому районам УФССП по РТ
Суд
Сабинский районный суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
sabinsky.tat.sudrf.ru
16.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2018Передача материалов судье
16.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2018Судебное заседание
08.08.2018Судебное заседание
09.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее