Решение по делу № 33-1557/2022 от 21.03.2022

Судья Губина Е.Л.                                 Дело № 2-964/2022

УИД 35RS0010-01-2021-018508-92

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 апреля 2022 года № 33-1557/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Якуновой О.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения Якуновой О.В., судебная коллегия

установила:

Якунова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее – ОПФР по Вологодской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) (далее ПФР в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное)) № 48465/21/51 от 31 марта 2021 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не порождающим правовых последствий в части исключения из специального стажа периода работы с 01 октября 1993 года по 31 мая 1995 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при <...> РОВД; обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающей право на досрочное установление страховой пенсии, в календарном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца указанный период работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с 18 марта 2021 года.

Требования мотивированы тем, что должность фельдшера относится к должностям среднего медицинского персонала, здравпункт является структурным подразделением учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 25 января 2022 года Якуновой О.В. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Якунова О.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что одним из служебных помещений медицинского вытрезвителя является здравпункт, который предназначен для медицинского обслуживания граждан. Работа в медицинском вытрезвителе была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Якунова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика ОПФР по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещен надлежаще.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке, архивной справке УМВД России по Вологодской области от 02 сентября 2021 года Якунова О.В., "___"____19__ года рождения, в период с 01 апреля 1993 года по 30 июня 1995 года работала фельдшером медицинского вытрезвителя при <...> РОВД.

В соответствии с уточняющей справкой БУЗ ВО «...» № 262 от 14 марта 2017 года Якунова О.В. работала в <...> ЦРБ в период с 01 июня 1995 года по 30 июня 1995 года в должности медсестры по приему вызовов по совместительству на 1 ставку.

18 марта 2021 года Якунова О.В. обратилась в ПФР в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ПФР в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) № 48465/21/51 от 31 марта 2021 года с учетом решения № 48465/21/8 от 14 января 2022 года о внесении изменений Якуновой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что не достигнут срок, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В специальный стаж не включен период с 01 октября 1993 года по 31 мая 1995 года в качестве фельдшера медицинского вытрезвителя при <...> РОВД, так как учреждение не предусмотрено Списком № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395.

Документально подтвержденный специальный стаж истца на дату подачи заявления 18 марта 2021 года составляет 25 лет 1 месяц 17 дней, при необходимом стаже 25 лет по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Специальный стаж выработан 30 января 2021 года.

Разрешая спор по существу и отказывая во включении в специальный (медицинский) стаж Якуновой О.В. указанного выше периода работы в должности фельдшера в медицинском вытрезвителе, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются фельдшеры, однако наименование такого учреждения как «медицинский вытрезвитель» разделом «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрено.

Кроме того, судом принято во внимание, что ранее действующее законодательство (Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464) также не предусматривало возможность зачета работы в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе. Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года, в связи с чем основания для включения периода работы в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе как работы в здравпункте в период, имевший место после 1 октября 1993 года, отсутствуют.

С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия полагает возможным согласиться.

В соответствии частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Так, в соответствии с постановлением Правительства от 16 июля 2014 года № 665 при определении права на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (действующий в настоящее время) (далее Постановление № 781), - применяется ко всем периодам деятельности;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее Постановление № 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (далее Постановление № 464), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее Постановление № 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года, изданным в пределах полномочий ведомства по разъяснению и порядку применения действовавших в то время нормативных актов, было разъяснено применение Постановления № 1397, и работа по специальности в медвытрезвителях рассматривалась как работа в здравпункте.

Однако утвержденные Постановлением № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, действовали до 01 октября 1993 года.

Оснований для применения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, согласно которой у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права в соответствии с нормами ранее действующего законодательства, в данном случае не имеется, так как спорный период работы начался после того, как утратило силу Постановление № 1397.

Из изложенного следует, что требования Якуновой О.В. о включении в специальный стаж периода работы с 01 октября 1993 года по 31 мая 1995 года основаны на неправильном применении норм материального права.

В отношении спорного периода подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением № 781, которым не предусмотрена работа в должности фельдшера медицинского вытрезвителя.

Как верно отмечено судом первой инстанции, в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением № 1066, а также в Постановлении № 464, которые могут быть применены в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, также не предусмотрена работа в должности фельдшера медицинского вытрезвителя.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2000 года № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.

Медицинский вытрезвитель не отнесен к учреждениям системы здравоохранения.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения и Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 (с последующими изменениями и дополнениями) определяются должности врачей и среднего медицинского персонала, лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения.

Номенклатурой медицинские вытрезвители не предусмотрены в числе лечебно-профилактических учреждений.

Вопреки утверждениям апеллянта правовых оснований для назначения Якуновой О.В. страховой пенсии по старости не имеется по следующим основаниям.

В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ следует, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году, такая пенсия назначается не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

С учетом изложенного, поскольку спорные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж истца, 25 лет специального медицинского стажа Якуновой О.В. выработаны 30 января 2021 года, срок назначения досрочной страховой пенсии не достигнут.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда не опровергли.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения состоявшегося судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якуновой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи:    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 апреля 2022 года

33-1557/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Якунова Ольга Вячеславовна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области
Другие
Каманина Вера Анатольевна
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
22.03.2022Передача дела судье
14.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022Передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее