Решение по делу № 12-706/2021 от 02.07.2021

УИД: 51RS0001-01-2021-004492-22

Дело № 12-706/2021

РЕШЕНИЕ

10 августа 2021 года г. Мурманск пр. Ленина, д. 54,

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев жалобу должностного лица – заместителя генерального директора ООО «Гурмания» Соколовой З.А. на постановление ИФНС России по г. Мурманску №51902112700171800004 от 21.06.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИФНС России по г. Мурманску №51902112700171800004 от 21.06.2021 заместитель генерального директора ООО «Гурмания» Соколова З.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Полагая постановление незаконным, Соколова З.А. в лице защитника Чамина В.М. обратилась в суд с жалобой на постановление, в обоснование указав, что полагает необоснованным возложение наказания в виде административного штрафа, учитывая, что никакой общественной опасности правонарушение не повлекло, ранее Соколова З.А., <данные изъяты>, к административной ответственности не привлекалась, а последствия нарушения, как и причины его совершения, устранены, есть все основания для изменения постановления, с заменой штрафа на предупреждение.

В судебное заседание Соколова З.А. не явилась, извещалась надлежащим образом по адресу места жительства, указанному в жалобе и в материалах дела об административном правонарушении, судебное уведомление возвращено за истечением срока хранения.

Защитник Чамин В.М. поддержал жалобу, пояснив также, что в данном случае считает, что Соколова З.А. не является субъектом правонарушения, поскольку не она производила выплату заработной платы, то есть совершала валютную операцию, противоречащую действующему законодательству. В ее должностные обязанности это также не входит, соответственно, имеются основания для прекращения производства по делу. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие заявителя.

Представитель административного органа не явился, извещался надлежащим образом, представили отзыв на жалобу, заявив, что оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку речь идет о реализации единой государственной валютной политики, а наказание назначено в минимальном размере. Также полагала, что субъект правонарушения определен верно, поскольку п. 2.5 должностной инструкции Соколовой З.А, указывает на нее, как лицо, ответственное за совершение валютных операций.

С учетом вышесказанного в соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определены основные используемые понятия:

- валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- резидентами признаются:

физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Следовательно, использование валюты Российской Федерации в качестве средства расчета между резидентом и нерезидентом и ее отчуждение нерезиденту является валютной операцией.

Из материалов дела следует и в судебном заселении установлено, что ООО «Гурмания» (далее - Общество) в 2019 году заключены трудовые договоры с физическими лицами, являющимися гражданами иностранных государств.

По условиям договоров заработная плата выплачивается работникам в соответствии с Положением об оплате труда, выплата заработной платы производилась в наличном виде через кассу Общества.

Соколова З.А. является в Обществе <данные изъяты> ООО «Гурмания» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года и приказа о приеме на работу от этого же числа.

Согласно ее должностной инструкции, Соколова З.А. осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (п. 2.1), а также обеспечивает своевременное предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля (п. 2.5).

Однако согласно материалам дела, генеральным директором Общества в 2019 году являлась ФИО1 и именно она, являясь генеральным директором и главным бухгалтером, и кассиром Общества произвела 10.09.2019 выплату заработной платы от имени резидента – Общества - нерезидентам – иностранным гражданам – работникам Общества путем выдачи на руки указанным лицам наличной валюты РФ в размере 13768 рублей 57 копеек в общей сумме, то есть, совершила валютную операцию между резидентом и нерезидентами. Данный факт подтверждается платежной ведомостью от 10.09.2019, в которой ФИО1 расписывается как законный представитель Общества – генеральный директор и главный бухгалтер, а в платежной ведомости в графе «Выплату произвел» - генеральный директор – ФИО1 также стоит ее роспись с отсылкой на расходный кассовый ордер № 156,157,158 от 10.09.2019.

С учетом положений ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «Гурмания» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и соответственно, резидентом, (п.п. «в» п. 6 ч. 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ), а граждане иностранных государств являются нерезидентами (п.п. «а» п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона РФ № 173-ФЗ).

Произведенный 10.10.2019 должностным лицом Общества расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) физическим лицам – нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО «Гурмания» в общем размере 13768,57 рублей, является валютной операцией между резидентом и нерезидентом, согласно требованиям п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Административное правонарушение совершено 10.10.2019, то есть в момент выплаты заработной платы в наличной валюте Российской Федерации.

Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ.

Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не входит.

Учитывая изложенное, осуществление ООО «Гурмания» валютной операции по выплате заработной платы нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке свидетельствует о совершении Обществом незаконной валютной операции.

Однако вышеизложенное опровергает тот факт, что Соколова З.А. являлась в 2019 году должностным лицом, ответственным за выполнение ООО «Гурмания» требований валютного законодательства, как <данные изъяты> Общества, учитывая, что саму валютную операцию она не совершала, а п. 2.5 должностной инструкции лишь указывает на то, что Соколова З.А. ответственна за предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля, а не за выплату заработной платы или же контроль за соблюдением валютного законодательства при производстве расчетов с работниками Общества.

В силу положений постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что административным органом неверно определен субъект правонарушения, и не доказан тот факт, что именно Соколовой З.А. не соблюдены требования статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в части запрета выплаты юридическим лицом - резидентом заработной платы физическому лицу - нерезиденту в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств не установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Это же подтверждается и тем фактом, что, как указывалось выше, в деле отсутствуют данные в отношении двух работников Общества, касающиеся их правового статуса с точки зрения получения вида на жительство в РФ или же гражданства РФ.

Поскольку Соколова З.А. субъектом правонарушения не является, а также с учетом того, что административный материал не содержит в себе данных о направлении Соколовой З.А. копии протокола об административном правонарушении, надлежащем уведомлении Соколовой З.А. о времени и месте рассмотрения дела, поскольку в материалах имеются только доказательства вручения копии протокола защитнику Чамину В.М., как и определения от 10.06.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, что не свидетельствует о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении ее права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, административным органом допущены и нарушения процессуального характера в данной части.

В свете вышесказанного, а также с учетом того, что срок давности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ составляет два года и на настоящее время еще не истек, учитывая, что датой совершения правонарушения является день выплаты заработной платы – совершения валютной операции, усматриваю основания для удовлетворения жалобы и возвращения дела в административный орган на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – заместителя генерального директора ООО «Гурмания» Соколовой З.А. на постановление ИФНС России по г. Мурманску № 51902112700171800004 от 21.06.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – удовлетворить, постановление отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                 И.С. Макарова

12-706/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Соколова Зоя Алексеевна
Другие
Чамин Валерий Михайлович
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Макарова Ирина Серговна
Статьи

15.25

Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
02.07.2021Материалы переданы в производство судье
10.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее