УИД: 51RS0001-01-2021-004492-22
Дело № 12-706/2021
РЕШЕНИЕ
10 августа 2021 года г. Мурманск пр. Ленина, д. 54,
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев жалобу должностного лица – заместителя генерального директора ООО «Гурмания» Соколовой З.А. на постановление ИФНС России по г. Мурманску №51902112700171800004 от 21.06.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ИФНС России по г. Мурманску №51902112700171800004 от 21.06.2021 заместитель генерального директора ООО «Гурмания» Соколова З.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.
Полагая постановление незаконным, Соколова З.А. в лице защитника Чамина В.М. обратилась в суд с жалобой на постановление, в обоснование указав, что полагает необоснованным возложение наказания в виде административного штрафа, учитывая, что никакой общественной опасности правонарушение не повлекло, ранее Соколова З.А., <данные изъяты>, к административной ответственности не привлекалась, а последствия нарушения, как и причины его совершения, устранены, есть все основания для изменения постановления, с заменой штрафа на предупреждение.
В судебное заседание Соколова З.А. не явилась, извещалась надлежащим образом по адресу места жительства, указанному в жалобе и в материалах дела об административном правонарушении, судебное уведомление возвращено за истечением срока хранения.
Защитник Чамин В.М. поддержал жалобу, пояснив также, что в данном случае считает, что Соколова З.А. не является субъектом правонарушения, поскольку не она производила выплату заработной платы, то есть совершала валютную операцию, противоречащую действующему законодательству. В ее должностные обязанности это также не входит, соответственно, имеются основания для прекращения производства по делу. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие заявителя.
Представитель административного органа не явился, извещался надлежащим образом, представили отзыв на жалобу, заявив, что оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку речь идет о реализации единой государственной валютной политики, а наказание назначено в минимальном размере. Также полагала, что субъект правонарушения определен верно, поскольку п. 2.5 должностной инструкции Соколовой З.А, указывает на нее, как лицо, ответственное за совершение валютных операций.
С учетом вышесказанного в соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определены основные используемые понятия:
- валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);
- резидентами признаются:
физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);
- нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);
- к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).
Следовательно, использование валюты Российской Федерации в качестве средства расчета между резидентом и нерезидентом и ее отчуждение нерезиденту является валютной операцией.
Из материалов дела следует и в судебном заселении установлено, что ООО «Гурмания» (далее - Общество) в 2019 году заключены трудовые договоры с физическими лицами, являющимися гражданами иностранных государств.
По условиям договоров заработная плата выплачивается работникам в соответствии с Положением об оплате труда, выплата заработной платы производилась в наличном виде через кассу Общества.
Соколова З.А. является в Обществе <данные изъяты> ООО «Гурмания» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года и приказа о приеме на работу № от этого же числа.
Согласно ее должностной инструкции, Соколова З.А. осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (п. 2.1), а также обеспечивает своевременное предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля (п. 2.5).
Однако согласно материалам дела, генеральным директором Общества в 2019 году являлась ФИО1 и именно она, являясь генеральным директором и главным бухгалтером, и кассиром Общества произвела 10.09.2019 выплату заработной платы от имени резидента – Общества - нерезидентам – иностранным гражданам – работникам Общества путем выдачи на руки указанным лицам наличной валюты РФ в размере 13768 рублей 57 копеек в общей сумме, то есть, совершила валютную операцию между резидентом и нерезидентами. Данный факт подтверждается платежной ведомостью от 10.09.2019, в которой ФИО1 расписывается как законный представитель Общества – генеральный директор и главный бухгалтер, а в платежной ведомости в графе «Выплату произвел» - генеральный директор – ФИО1 также стоит ее роспись с отсылкой на расходный кассовый ордер № 156,157,158 от 10.09.2019.
С учетом положений ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «Гурмания» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и соответственно, резидентом, (п.п. «в» п. 6 ч. 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ), а граждане иностранных государств являются нерезидентами (п.п. «а» п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона РФ № 173-ФЗ).
Произведенный 10.10.2019 должностным лицом Общества расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) физическим лицам – нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО «Гурмания» в общем размере 13768,57 рублей, является валютной операцией между резидентом и нерезидентом, согласно требованиям п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.
Административное правонарушение совершено 10.10.2019, то есть в момент выплаты заработной платы в наличной валюте Российской Федерации.
Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ.
Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не входит.
Учитывая изложенное, осуществление ООО «Гурмания» валютной операции по выплате заработной платы нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке свидетельствует о совершении Обществом незаконной валютной операции.
Однако вышеизложенное опровергает тот факт, что Соколова З.А. являлась в 2019 году должностным лицом, ответственным за выполнение ООО «Гурмания» требований валютного законодательства, как <данные изъяты> Общества, учитывая, что саму валютную операцию она не совершала, а п. 2.5 должностной инструкции лишь указывает на то, что Соколова З.А. ответственна за предоставление и контроль исполнения документов, поручений и требований валютного контроля, а не за выплату заработной платы или же контроль за соблюдением валютного законодательства при производстве расчетов с работниками Общества.
В силу положений постановления Госкомстата РФ от 05 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что административным органом неверно определен субъект правонарушения, и не доказан тот факт, что именно Соколовой З.А. не соблюдены требования статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в части запрета выплаты юридическим лицом - резидентом заработной платы физическому лицу - нерезиденту в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Таким образом, в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств не установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Это же подтверждается и тем фактом, что, как указывалось выше, в деле отсутствуют данные в отношении двух работников Общества, касающиеся их правового статуса с точки зрения получения вида на жительство в РФ или же гражданства РФ.
Поскольку Соколова З.А. субъектом правонарушения не является, а также с учетом того, что административный материал не содержит в себе данных о направлении Соколовой З.А. копии протокола об административном правонарушении, надлежащем уведомлении Соколовой З.А. о времени и месте рассмотрения дела, поскольку в материалах имеются только доказательства вручения копии протокола защитнику Чамину В.М., как и определения от 10.06.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, что не свидетельствует о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении ее права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, административным органом допущены и нарушения процессуального характера в данной части.
В свете вышесказанного, а также с учетом того, что срок давности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ составляет два года и на настоящее время еще не истек, учитывая, что датой совершения правонарушения является день выплаты заработной платы – совершения валютной операции, усматриваю основания для удовлетворения жалобы и возвращения дела в административный орган на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – заместителя генерального директора ООО «Гурмания» Соколовой З.А. на постановление ИФНС России по г. Мурманску № 51902112700171800004 от 21.06.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – удовлетворить, постановление отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: И.С. Макарова