Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 01 ноября 2019 года.
Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи – Сангариева М.А.,
при секретаре – ФИО1,
с участием:
- пом. прокурора <адрес> ЧР – ФИО2,
- представителя ответчика администрации Мартан-Чуйского сельского поселения ФИО3, действующей по доверенности, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО7, к администрации Мартан-Чуйского сельского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики об обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет объектов энергоснабжения как бесхозяйное недвижимое имущество.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к администрации Мартан-Чуйского сельского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики об обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет объектов энергоснабжения как бесхозяйное недвижимое имущество мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> в сентябре 2019 года проведена проверка в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, а также законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом по выявлению и постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного.
Прокурорской проверкой в Мартан-Чуйском сельском поселении выявлены бесхозяйные объекты энергоснабжения, относящиеся к объектам недвижимого имущества, эксплуатируемые АО «Чеченэнерго»: «ТП 3-29 п/с «Горец» (КТПК с ТМ 250 кВа) <адрес>, Партизанская, являются бесхозяйными объектами, право собственности на указанные объекты не зарегистрированы, на балансе ни у одной организации указанные объекты не состоят.
Электроснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением потребностей граждан и организаций посредством производства энергии и ее реализации потребителям, направлена на обеспечение муниципальных нужд.
Поскольку собственник указанных объектов до настоящего времени не определен и данные объекты оказались бесхозяйными в силу того, что вышеуказанное социально-значимыми для Урус-Мартановского муниципального района, существует необходимость признания права муниципальной собственности на данные объекты за Мартан-Чуйским сельским поселением Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики.
Просит обязать Мартан-Чуйское сельское поселение Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о принятии на учет объекты энергоснабжения относящиеся к объектам недвижимого имущества, эксплуатируемые АО «Чеченэнерго»: «ТП 3-29 п/с «Горец» (КТПК с тм 250 кВа) <адрес>, Партизанская.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР – ФИО2, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Мартан-Чуйского сельского поселения ФИО3, исковые требования признала обещала обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике с заявлением о принятии на учет объектов энергоснабжения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно требованиям, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В целях обеспечения гарантированных Конституцией прав и свобод в Российской Федерации принимаются законы, обязательные для исполнения всеми без исключения лицами.
Так, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация газоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации электроснабжения.
Аналогичное положение закреплено в уставе Мартан-Чуйского сельского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с пп. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов, в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо при обретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Пунктом 4 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учете бесхозяйных недвижимых вещей, установленного приказом Министерством экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, администрация Мартан-Чуйского сельского поселения УрусМартановского муниципального района Чеченской Республики является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Как следует из приведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений энергоснабжения, в том числе, бесхозяйные объекты, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты энергоснабжения.
Обоснованность предъявленных исковых требований заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО7, подтверждаются:
- Справкой о проверке в сфере ЖКХ, ТЭК и распоряжение имуществом от ДД.ММ.ГГГГ.
- Письмом и.о. главы администрации <адрес> ЧР ФИО4, в адрес зам. прокурора <адрес> ЧР ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ.
- Перечнем ТП Урус-Мартановском РЭС не состоящие на балансе «Чеченэнерго».
- Письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» в адрес зам. прокурора <адрес> ЧР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
- Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в судебном заседании подтвердилось обоснованность исковых требований заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО7, к администрации Мартан-Чуйского сельского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики суд приходит к выводу об удовлетворении их в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО7, к администрации Мартан-Чуйского сельского поселения Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики об обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет объектов энергоснабжения как бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.
Обязать Мартан-Чуйское сельское поселение Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республик с заявлением о принятии на учет объекты энергоснабжения относящиеся к объектам недвижимого имущества, эксплуатируемые АО «Чеченэнерго»: «ТП 3-29 п/с «Горец» (КТПК с ТМ 250 кВа) <адрес>, Партизанская.
Решение может быть обжаловано в Апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР в течение тридцати суток со дня его вынесения через Урус-Мартановский городской суд.
Судья: подпись М.А. Сангариев
Копия верна: судья М.А. Сангариев
Решение вступило в законную силу: «____» ___________ 2019 г.
Судья: М.А. Сангариев