Производство № 2 – 112/2023
Решение
Именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года р. п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Паняевой Д.А., с участием представителя истца Управление Росгвардии по Пензенской области Кутлянцева А.А., ответчика Курносова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело № 58RS0022-01-2023-000138-91 по исковому заявлению Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пензенской области к Курносову А.А. о прекращении права собственности на оружие и принудительной его продажи,
установил:
истец Управление Росгвардии по Пензенской области обратилось в Мокшанский районный суд Пензенской области к Курносову А.А. с исковым заявлением о прекращении права собственности на оружие и принудительной его продажи. Исковое заявление мотивированно тем, что Курносов А.А. на законных основаниях являлся владельцем огнестрельного оружия марки <данные изъяты>. В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Закон об оружии) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о войсках национальной гвардии) на войска национальной гвардии возложена задача по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. В соответствии с пунктами 12, 15, 16 части 1 статьи 9 Закона о войсках национальной гвардии, войска национальной гвардии наделены полномочиями: по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию; выдаче гражданам при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия; разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; ведению в соответствии с федеральным законом учета оружия и патронов к нему; контролю оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояниебоевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдению гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. Согласно ст. ст. 13, 22 Закона об оружии право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина. Согласно базе данных РосгвардииКурносову А.А. 24.04.2015 выдано разрешение серии РОХа № 14935991 на хранение и ношение гражданского охотничьего гладкоствольного оружия <данные изъяты>, сроком действия до 24.04.2020. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 27 Закона об оружии изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании абзаца 5 пункта 1 части 1 статьи 27 Закона об оружии 28 апреля 2020 года за нарушение сроков продления разрешительных документов участковым уполномоченным ОМВД России по Мокшанскому району лейтенантом полиции Беляевым П.В. огнестрельное оружие <данные изъяты>, было изъято и передано на хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Мокшанскому району.Так как в соответствии со ст. 22 Закона об оружии, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на хранение, или хранение и ношение оружия. 22.09.2022 Курносову А.А. было направлено уведомление, которым собственнику было предложено устранить причины, послужившие основанием изъятия оружия, дать разрешение на уничтожение оружия, либо дать разрешение на реализацию оружия через юридические лица, занимающиеся торговлей оружием и патронов. Данное уведомление 15.10.2022 было вручено ему почтальоном. Изъятое в 2020 году огнестрельное оружие <данные изъяты>, в течение продолжительного времени находится на складе УМВД России по Пензенской области. При этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определённых материальных затрат, в частности, регулярного технического ухода, трудовых затрат по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. В соответствии со ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные выше, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Со времени изъятия оружия до настоящего времени ответчиком каких-либо мер по легализации своего права собственности на оружие не принимается, причины, которые послужили основанием для изъятия оружия, ответчиком не устраняются, разрешение на реализацию оружия через юридические лица, занимающиеся торговлей оружием и патронов, от ответчика не получено, несмотря на направленное ответчику требование. Согласно пункту 5 части пятой статьи 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. При этом в силу части 6 статьи 25 Федерального закона «Об оружии» обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях оружие и (или) патроны к нему уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации. В связи с тем, что ответчик мер к устранению причин, которые послужили основанием для изъятия оружия не принимает, разрешения на уничтожение оружия либо разрешение на реализацию оружия через юридические лица, занимающиеся торговлей оружием и патронов, не дает, с учетом уточнений исковых требований, истец просит прекратить право собственности на огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие марки <данные изъяты>, принадлежащего Курносову А.А., разрешить Управлению Росгвардии по Пензенской области принудительную продажу огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия марки <данные изъяты>, через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием, с перечислением по востребованию бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат, связанных с его отчуждением, на расчетный (банковский) счет.
Представитель истца Управления Росгвардии по Пензенской области Кутлянцев А.А. в судебном заседании исковое заявление с учетом его уточнения от 22.03.2023 в порядке статьи 39 ГПК РФ поддержал.
Ответчик Курносов А.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения от 22.03.2023 признал. В адрес суда 24.03.2023 от ответчика поступило письменное заявление о признании исковых требований.
Заслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3 ст. 238 ГК РФ).
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии со статьей 27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, пересылки оружия; аннулирования или изъятия в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Исходя из системного толкования положений п. 2 ст. 129 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии" огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
Судом установлено, что Курносов А.А. являлся собственником огнестрельного оружия марки <данные изъяты>. Курносову А.А. 24.04.2015 выдано разрешение серии РОХа № 14935991 на хранение и ношение гражданского охотничьего гладкоствольного оружия <данные изъяты>, сроком действия до 24.04.2020.
28 апреля 2020 года за нарушение сроков продления разрешительных документов участковым уполномоченным ОМВД России по Мокшанскому району огнестрельное оружие <данные изъяты>, было изъято и передано на хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Мокшанскому району.
22.09.2022 Курносову А.А. было направлено уведомление, которым собственнику было предложено устранить причины, послужившие основанием изъятия оружия, дать разрешение на уничтожение оружия, либо дать разрешение на реализацию оружия через юридические лица, занимающиеся торговлей оружием и патронов. 15.10.2022 уведомление вручено Курносову А.А.
Однако до настоящего времени причины, которые послужили основанием для изъятия оружия, ответчиком не устранены, разрешение на реализацию оружия от ответчика не получено.
В силу статьи 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238 ГК РФ).
В соответствии со статьёй 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с частью 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В письменном заявлении указано, что последствия, связанные с признанием иска, ответчику известны. По мнению суда, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому признание иска ответчиком принимается судом.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ввиду непринятия ответчиком мер по легализации права собственности на оружие, его право собственности на него должно быть прекращено с дальнейшей реализацией указанного оружия и с передачей ответчику вырученных от продажи сумм за вычетом связанных с реализацией затрат, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования Мокшанский район Пензенской области государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.