№ 2-2130/2024
УИД 54RS0007-01-2023-012724-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2024 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Миничихина Д.И.
при секретаре фио1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний Р. об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний Р. об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований истец указал, что Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре - ноябре 2023 года в ФКУ ИК - 18 ГУ Ф. Р. по <адрес> проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении осужденных вещевым довольствием. В ходе проверки установлено, что требования закона в ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес> не соблюдаются. Так, /дата/ при изучении лицевых счетов по обеспечению вещевым довольствием осужденных фио2, фио3, фио4, фио5, фио6, фио7 и еще 20 осужденных, впервые прибывших для отбывания наказания в исправительную колонию в период с /дата/ по /дата/ установлено, что указанные лица на момент проведения проверки, не обеспечены свитерами трикотажными, сорочками верхними, бельем нательным, бельем нательным теплым. Указанные виды вещевого довольствия в исправительной колонии отсутствуют, наличие переходящего запаса вещевого довольствия не обеспечено. Таким образом, администрацией исправительной колонии нарушены права осужденных на материально - бытовое обеспечение по установленным нормам. В связи с этим, спецпрокуратурой /дата/ начальнику ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес> вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения в прокуратуру представлен ответ от /дата/, из содержания которого следует, что вещевое довольствие: сорочки верхние, белье нательное, белье нательное теплое на складе учреждения отсутствуют, свитеры трикотажные имеются в количестве не позволяющем обеспечить всех осужденных. Администрацией ИК-18 ежемесячно направляются заявки в ГУФСИН Р. по <адрес> для рассмотрения вопроса об обеспечении осужденных недостающим вещевым имуществом, однако ситуация в положительную сторону не меняется. Причиной выявленных нарушений закона является не выделение вышеуказанного вещевого довольствия для нужд ИК-18 предусмотренного Приказом №, отсутствие централизованных поставок вещевого имущества, указанного в иске, финансирования на указанные цели из ГУФСИН Р. по <адрес>. Длительное не устранение вышеуказанных требований закона нарушает права осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес>, гарантированные ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст. 99 УИК РФ на обеспечение вещевым довольствием в полном объеме и является недопустимым. В соответствии с пунктами 1.9 и 5.1 устава ИК-18, утвержденного приказом Ф. Р. от /дата/ №, имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности. Согласно п. 2.1. устава ИК-18, утвержденного приказом Ф. Р. от /дата/ №, предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. ИК -18 является учреждением с круглосуточным массовым пребыванием людей. Состав осужденных постоянно меняется, в том числе в связи с началом и окончанием срока наказания в виде лишения свободы, условно-досрочном освобождением, переводом в другое исправительное учреждение или следственный изолятор для производства следственных действий, а также в целях обеспечения здоровья и личной безопасности осужденных, в связи с чем, определить круг осужденных, которые будут отбывать наказание в учреждении ИК-18 невозможно. Таким образом, установить количество лиц, в отношении которых нарушены требования действующего законодательства, возможности не имеется. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы» от /дата/ № финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 этого же Закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы - Ф. Р.. Администрацией ФКУ ИК - 18 ГУ Ф. Р. по <адрес> самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о материально - бытовом обеспечении осужденных не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование ИК- 18 осуществляется ГУ Ф. Р. по <адрес> и Ф. Р., поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций. В соответствии с пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от /дата/ №, основными задачами и полномочиями Ф. Р. являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление материально- технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям уголовно-исполнительной системы; осуществление контроля за обеспечением прав осужденных; осуществление разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению пожаров на объектах учреждений, органов уголовно-исполнительной системы; осуществление технического обслуживания имущества уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы. Учитывая изложенные обстоятельства ГУ Ф. Р. по <адрес> и Ф. Р. привлечены в качестве ответчиков. В данной ситуации в целях защиты прав и интересов общества и государства, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Просит суд:
Обязать Ф. Р. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование ГУ Ф. Р. по <адрес> для обеспечения осужденных в ФКУ ИК - 18 ГУ Ф. Р. по <адрес> в пределах списочной численности осужденных предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, бельем нательным теплым, а также для формирования переходящего 30 процентного запаса годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 ГУ Ф. Р. по <адрес>.
Обязать ГУ Ф. Р. по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение ФКУ ИК-18 в пределах списочной численности осужденных предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, бельем нательным бельем теплым, сформировать переходящий 30 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 ГУ Ф. Р. по <адрес>, при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из Ф. Р..
Обязать ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес>, в пределах списочной численности осужденных, предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, теплым нательным бельем, сформировать переходящий 30 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ГУФСИН Р. по <адрес>.
В судебном заседании представитель административных ответчиков фио8 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав письменный отзыв.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца не явились, извещены.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права, в том числе предусмотренные ч. 2 ст. 99 УИК РФ.
Согласно ст.ст. 5, 13 Федерального закона от /дата/ № «Об учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности.
Частью 4 ст. 82 УИК РФ установлена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
В силу требований ч.3 ст.99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минюста Р. от /дата/ № «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее - Приказ №), утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
В соответствии с нормой № Приложения № к Приказу № осужденные мужчины, отбывающие наказание исправительных колониях строгого режима подлежат обеспечению, в том числе, свитерами трикотажными, сорочками верхними, бельем нательным, бельем нательным теплым.
В соответствии с п. 9 приложения № к Приказу №, переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода.
Судом установлено, что истцом выявлены нарушения законодательства в октябре - ноябре 2023 года в ФКУ ИК - 18 ГУ Ф. Р. по <адрес> проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении осужденных вещевым довольствием.
/дата/ при изучении лицевых счетов по обеспечению вещевым довольствием осужденных фио2, фио3, фио4, фио5, фио6, фио7 и еще 20 осужденных, впервые прибывших для отбывания наказания в исправительную колонию в период с /дата/ по /дата/ установлено, что указанные лица на момент проведения проверки, не обеспечены свитерами трикотажными, сорочками верхними, бельем нательным, бельем нательным теплым. Указанные виды вещевого довольствия в исправительной колонии отсутствуют, наличие переходящего запаса вещевого довольствия не обеспечено.
Спецпрокуратурой /дата/ начальнику ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес> вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения в прокуратуру представлен ответ от /дата/, из содержания которого следует, что вещевое довольствие: сорочки верхние, белье нательное, белье нательное теплое на складе учреждения отсутствуют, свитеры трикотажные имеются в количестве не позволяющем обеспечить всех осужденных.
Администрацией ИК-18 ежемесячно направляются заявки в ГУФСИН Р. по <адрес> для рассмотрения вопроса об обеспечении осужденных недостающим вещевым имуществом, однако запрос не исполняется.
Согласно справки начальника ОКБИиХО ФКУ "ИК-18" ГУФСИН Р. по <адрес> от /дата/ (л.д. 23) обеспечение осужденных вещевым довольствием в ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес> организовано в соответствии с приказом Минюста Р. от /дата/ № «Об обеспечении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». В ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес> поставки вещевого имущества осуществляются централизовано со склада БТМиВС ГУФСРЗН Р. по <адрес>. На отчетный период на вещевом складе ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес> отсутствует: сорочка верхняя, тапочки, нательное белье, нательное белье теплое, носки хлопчатобумажные, носки полушерстяные, брюки утепленные. Свитер трикотажный в наличии 140 единиц на складе учреждения, для обеспечения 671 осужденного содержащихся на настоящий момент в ФКУ ИК-18 не достаточно. Ежемесячно в ГУФСИН Р. по <адрес> предоставляется отчет о наличии вещевого имущества на складе учреждения, в котором указывается потребность. В связи с ограниченным финансированием, осужденные обеспечиваются основными видами вещевого имущества. В ГУФСИН по <адрес> в отдел тылового обеспечения направлена потребность в вышеуказанном вещевом имуществе.
Из справки заместителя главного бухгалтера ФКУ "ИК-18" ГУФСИН Р. по <адрес> от /дата/ (л.д. 24) лимиты бюджетных средств на приобретение вещевого довольствия для осужденных (одежда, обувь установленного образца) по состоянию на /дата/ не доводились.
Из списка осужденных прибывших для отбывания наказания в ФКУ "ИК-18" ГУФСИН Р. по <адрес> в период с /дата/ по /дата/ приведены фамилии, имя и отчество осужденных (л.д. 25).
Согласно справки помощника прокурора о результатах проверки соблюдения законов в ФКУ "ИК-18" ГУФСИН Р. по <адрес> от /дата/ (л.д. 26-29) требования закона в ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес> не соблюдаются. Так, /дата/ при изучении лицевых счетов по обеспечению вещевым довольствием осужденных фио2, фио3, фио4, фио5, фио6, фио7 и еще 20 осужденных, впервые прибывших для отбывания наказания в исправительную колонию в период с /дата/ по /дата/ установлено, что указанные лица на момент проведения проверки, не обеспечены свитерами трикотажными, сорочками верхними, бельем нательным, бельем нательным теплым. Указанные виды вещевого довольствия в исправительной колонии отсутствуют, наличие переходящего запаса вещевого довольствия не обеспечено. Таким образом, администрацией исправительной колонии нарушены права осужденных на материально - бытовое обеспечение по установленным нормам.
Из заявок от /дата/, /дата/ для рассмотрения вопроса об обеспечении осужденных недостающим вещевым имуществом, следует, что отсутствует и имеется нехватка вещевого имущества. (л.д. 91-92).
При изложенных обстоятельствах имеются все основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона от /дата/ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний Р. об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказания Р. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование ГУ Ф. Р. по <адрес> для обеспечения осужденных в ФКУ ИК - 18 ГУ Ф. Р. по <адрес> в пределах списочной численности осужденных предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, бельем нательным теплым, а также для формирования переходящего 30 процентного запаса годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 ГУ Ф. Р. по <адрес>.
Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказания Р. по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение ФКУ ИК-18 в пределах списочной численности осужденных предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, бельем нательным бельем теплым, сформировать переходящий 30 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-18 ГУ Ф. Р. по <адрес>, при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из Ф. Р..
Обязать ФКУ ИК-18 ГУФСИН Р. по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК - 18 ГУФСИН Р. по <адрес>, в пределах списочной численности осужденных, предметами вещевого довольствия: сорочками верхними, трикотажными свитерами, бельем нательным, теплым нательным бельем, сформировать переходящий 30 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ГУФСИН России по Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья /подпись/ Миничихин Д.И.