Решение по делу № 2-395/2011 от 01.06.2011

Дело № 2-396/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года                                                                            с.Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Трихалкина С.В., при секретаре Яковлеве А.В., с участием:

истца - помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО1,

ответчика - представителя администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, действующей на основании доверенности,

третьих лиц: представителя ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя ОРГАНИЗАЦИЯ2 ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Моргаушского района в не организации проведения аудиторской проверки незаконным, обязании администрацию Моргаушского района Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности,         

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Моргаушского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании бездействия администрации Моргаушского района в не организации проведения аудиторской проверки незаконным, обязании администрацию Моргаушского района Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 за ДД.ММ.ГГ. в течение <данные изъяты> месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГ.. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Моргаушского района проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, администрацией Моргаушского района, осуществляющей права собственника в отношении имущества ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 решение о проведении аудиторских проверок бухгалтерской отчетности вышеуказанных организаций за ДД.ММ.ГГ. и за ДД.ММ.ГГ. не принималось, аудит бухгалтерской отчетности за ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. не проводился. Неисполнение администрацией <адрес> обязанностей по организации проведения аудита бухгалтерской отчетности вышеуказанных организаций свидетельствует об отсутствии контроля за финансовой деятельностью предприятия, что может повлечь за собой нарушение имущественных прав муниципального образования.

Истец - помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО1 на судебном заседании исковые требования поддержал,по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик - представитель администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, исковые требования прокурора Моргаушского района не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что для проведения аудиторской проверки нет оснований, так как решение о проведение аудиторской проверки принимает сам собственник.

Третье лицо - представитель ОРГАНИЗАЦИЯ1 ФИО2 также просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что аудиторская проверка в ОРГАНИЗАЦИЯ1 не проводилось с ДД.ММ.ГГ., и на ее проведение нет средств.

Третье лицо - представитель ОРГАНИЗАЦИЯ2 ФИО4 также просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суду пояснила, что аудиторская проверка в ОРГАНИЗАЦИЯ2 не проводилась вообще.

Суд, выслушав сторон, исследовав письменные доказательства, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения и не требуется представления дополнительных доказательств, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд о заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Указанные обстоятельства являются основаниями для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования - Моргаушского района Чувашской Республики.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) в том числе и органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, прокуратурой Моргаушского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об унитарных предприятиях, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение о проведении аудиторских проверок принадлежит собственнику имущества унитарного предприятия.

Пунктами 1.1, 1.4 Устава ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 определено, что имущество предприятия на праве собственности принадлежит Моргаушскому району, учредителем предприятия является администрация Моргаушского района.

В соответствии с п.4.5.7 Устава ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 обязанность предприятий ежегодно проводить аудиторские проверки в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 п. 4, ч. 4 ст. 5 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 49 Устава Моргаушского района, органы местного самоуправления от имени Моргаушского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Права собственника муниципального имущества Моргаушского района, осуществляет администрация Моргаушского района.

В судебном заседании из пояснений сторон, а также материалами дела установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, администрацией Моргаушского района, осуществляющей права собственника в отношении имущества ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2, аудит бухгалтерской отчетности за ДД.ММ.ГГ. не проводился.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов,

В соответствии со ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Неисполнение администрацией Моргаушского района обязанностей по организации проведения аудита бухгалтерской отчетности ОРГАНИЗАЦИЯ1 свидетельствует об отсутствии контроля за финансовой деятельностью предприятия, что может повлечь за собой нарушение имущественных прав муниципального образования.

Доводы представителя ответчика о том, что критерии проведения аудиторской проверки определяются самим собственником, а также то, что проверка бухгалтерской отчетности унитарного предприятия за ДД.ММ.ГГ. проводится в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» в редакции федерального закона от 01.07.2010 года № 136-ФЗ, то есть проведение аудита зависит от объема выручки, не состоятельны, так как следует из пояснений самого представителя истца, такие критерия собственником предприятий не определены. Кроме того, как следует из смысла вышеуказанной ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия, основанные как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления, подлежат обязательному аудиту, т.е. ежегодной обязательной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Статья 12 ГК РФ предусматривает такие способы защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу требований ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, предоставленные суду в их совокупности. Обязанность же предоставлять суду доказательства, доказать те обстоятельства, на которые имеются ссылки в обоснование либо опровержение заявленных в суд требований, закон - ст.ст.56 -57 ГПК РФ, возлагает на стороны по делу. В данном случае суд при вынесении решения исходил из тех доказательств, которые были предоставлены сторонами по делу, иных доказательств по делу не представлено и не просили исследовать их.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Моргаушского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики выразившееся в не организации проведения аудиторской проверки ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 за ДД.ММ.ГГ. незаконным.

Обязать администрацию Моргаушского района Чувашской Республики организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности ОРГАНИЗАЦИЯ1, а также ОРГАНИЗАЦИЯ2 за ДД.ММ.ГГ. в течение <данные изъяты> месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГ..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня оглашения через Моргаушский районный суд Чувашской Республики.

Судья     С.В. Трихалкин

2-395/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее