Дело № 2-2517/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Солнечногорск 27 октября 2020 года
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
при секретаре Ланиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Анатолия Николаевича и Слободкиной Елены Юрьевны к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть лесного участка, о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении земельных участков к лесному фонду, об исключении земельного участка из состава земель лесного фонда и о внесении изменений в градостроительные планы земельных участков,
У С Т А Н О В И Л :
Миронов А.Н. и Слободкина Е.Ю. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что у них в собственности находятся земельные участки с кадастровыми номерами № и № каждый площадью 1500 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства».
В 2018 году Миронов А.Н. и Слободкина Е.Ю. получили градостроительные планы в отношении принадлежащих им земельных участков и обратились в Администрацию Солнечногорского муниципального района Московской области для получения разрешительной документации на планируемое строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Однако им было разъяснено, что для получения соответствующего разрешения необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области для внесения изменений в сведения государственного лесного реестра, поскольку, как следует из градостроительных планов на все 3 участка, они расположены в границах сельских лесов (Лесничество Клинское, квар.13).
В связи с этим истцы обратились к ответчику с заявлением о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра в части наложения земель гослесфонда на принадлежащие им земельные участки, на что Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил им, что принято решение направить материалы по земельному участку в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) для принятия окончательного решения. На дальнейшие обращения к ответчику или в Рослесхоз какой-либо информации о принятом решении получено не было, изменения в сведения государственного лесного реестра в части наложения земель Гослесфонда на принадлежащие истцам земельные участки до настоящего времени не внесены.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Красноженов Ю.В. исковые требования поддержал в полном объёме, дав пояснения по существу.
Представитель ответчика – Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Чепуркова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв, согласно которому земельные участки истцов частично расположены в на землях лесного фонда, при этом лесной участок учтён в государственном лесном реестре.
Представители ответчиков – Федерального агентства лесного хозяйства, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, в связи с чем и с учётом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Московской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Исследовав собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 26 июля 2012 года, в собственности Миронова А.Н. находятся земельный участок общей площадью 1500 кв.м. с к.н. № по адресу: <адрес>, расположен в южной части квартала №, и земельный участок общей площадью 1500 кв.м. с к.н. № по адресу: <адрес>.
На основании Свидетельства о государственной регистрации права от 26 июля 2012 года, в собственности Слободкиной Е.Ю. находится земельный участок общей площадью 1500 кв.м. с к.н. № по адресу: <адрес>.
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права и представленным градостроительным планам спорных земельных участков, указанные участки имеют категорию земель: «земли населенных пунктов» и разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства».
В 2018 году истцами получены градостроительные планы принадлежащих им земельных участков, из которых следует, что «на основании сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД Московской области), земельный участок расположен в границах сельских лесов (<адрес>).»
Согласно градостроительным планам земельных участков, полученным истцами в июне 2020 года, имеется пересечение участков с кадастровыми номерами № и № с землями лесного фонда (сведения подлежат уточнению), на которые распространяется действие Акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра.
Как следует из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, основанием для включения в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и, как следствие, – в градостроительные планы земельных участков оспариваемых Истцами сведений (о пересечении с землями лесного фонда/о нахождении участков в границах лесного фонда) послужили представленные уполномоченным исполнительным органом государственной власти (Комитетом лесного хозяйства Московской области) сведения Государственного лесного реестра об учете принадлежащих истцам участков в составе лесного участка.
По информации Комитета лесного хозяйства Московской области, имеется наложение (пересечение) границ земельных участков Истцов на границы лесного участка с к.н. №), право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН за Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 ст. 25 и пунктом 1 ст. 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельный участок возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельным кодексом Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются, в частности, земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из этого следует, что каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Согласно статье 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Аналогичные положения закреплены также в ст.6.1 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст.7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
На основании ст.92 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, сведения о государственном учёте лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 4 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости, среди прочего, вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
В то же время, в материалы дела не представлено доказательств постановки на кадастровый учёт в установленном порядке лесного участка в квартале 13 выделе 6 Клинского сельского участкового лесничества, а также лесного участка с кадастровым номером № (условный №), право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН за Российской Федерацией, поскольку в отношении указанных участков отсутствуют предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ сведения.
Напротив, земельные участки Истцов существуют в установленных границах с 2009 и 2011 года, надлежащим образом поставлены на государственный кадастровый учёт и учтены в Государственном кадастре недвижимости с описанием их местоположения в системе координат МСК-50, участки в установленном порядке отнесены к категории «земли населенного пункта» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства».
На основании Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в ЕГРН на основании документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в ЕГРН.
При постановке земельных участков на государственный кадастровый учёт оснований для отказа в такой постановке (в том числе по причине пересечения с землями лесного фонда) не имелось; соответствующие сведения о земельных участках, в том числе об отнесении к землям населенных пунктов, и его правообладателях в установленном Законом порядке внесены в Единый государственный реестр недвижимости; сведения о каких-либо ограничениях (обременениях) в использовании земельных участков отсутствуют.
Законность постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков с к.н. №, а также сведения в ЕГРН относительно спорных земельных участков, до настоящего времени никем не оспорены, в том числе – Комитетом лесного хозяйства Московской области как заинтересованным лицом в случае нахождения земельных участков Истцов в составе земель Гослесфонда.
Кроме того, в соответствии с частью 3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
На основании части 4 ст.60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.
Таким образом, в силу законоположений о лесной амнистии категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН – право собственности на земельные участки истцов зарегистрировано (с внесением соответствующих сведений в ЕГРН) в 2012 году, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к землям населенных пунктов, а не к землям лесного фонда.
Учитывая наложение земельных участков истцов и лесного участка с кадастровым номером № (условный №) в квартале 13 выделе 6 Клинского сельского участкового лесничества, что подтверждается письмом Комитета лесного хозяйства Московской области, не доверять которому оснований не имеется, суд приходит к выводу, что права истцов на принадлежащие им земельные участки нарушены и подлежат восстановлению.
При таких обстоятельствах, сведения Государственного лесного реестра об учете в составе лесного участка (Клинское лесничество, квартал 13) земельных участков Миронова А.Н. и Слободкиной Е.Ю. с кадастровыми номерами № как сельских лесов подлежат признанию недействительными с исключением указанных сведений из ГЛР, а равным образом право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым номером № (условный №) в квартале 13 выделе 6 Клинского сельского участкового лесничества в части пересечения с земельными участками истцов (в координатах поворотных точек, указанных в градостроительных планах) подлежит признанию отсутствующим.
Также суд считает необходимым обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области как уполномоченный государственный орган субъекта РФ внести изменения в градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0030503:187, 50:09:0030503:220 и 50:09:0030503:219 с исключением из текста информации о наличии земель лесного фонда в границах указанных участков, поскольку такая информация не соответствует сведениям ЕГРН и препятствует истцам в использовании земельных участков по целевому назначению и в соответствии с разрешенным видом использования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Миронова Анатолия Николаевича и Слободкиной Елены Юрьевны, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым номером № (условный №) в квартале 13 выделе 6 Клинского сельского участкового лесничества в части пересечения с земельными участками:
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном <адрес> в следующих координатах поворотных точек его границ:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № расположенном в <адрес> в следующих координатах поворотных точек его границ:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном <адрес> в следующих координатах поворотных точек его границ:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Признать недействительными сведения Государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда (сельские леса) лесного участка, расположенного по адресу: Московская область, Клинское лесничество, квартал 13, в части пересечения с границами земельных участков:
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в южной части квартала №, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства».
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу исключить из Государственного лесного реестра сведения нахождении в составе земель лесного фонда (сельские леса) лесного участка по адресу: <адрес>, в части пересечения с границами земельных участков:
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> расположен в южной части квартала №, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства»;
площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для индивидуального жилищного строительства».
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами № с исключением из текста информации о наличии земель лесного фонда в границах участка.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области утвердить и выдать Миронову Анатолию Николаевичу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с исключением из текста (пункт 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования»; пункт 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается»; пункт 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий»; пункт 7 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон») информации об учете участка в составе лесного участка и о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области утвердить и выдать Миронову Анатолию Николаевичу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с исключением из текста (пункт 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования»; пункт 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается»; пункт 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий»; пункт 7 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон») информации об учете участка в составе лесного участка и о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области утвердить и выдать Слободкиной Елене Юрьевне градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с исключением из текста (пункт 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования»; пункт 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается»; пункт 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий»; пункт 7 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон») информации об учете участка в составе лесного участка и о том, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения 30.10.2020.
Судья: И.И. Гордеев