РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:
председательствующего Даниловой О. Н.
при секретаре Гаджиевой Е. А
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
24 мая 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка к Храмцову Дмитрию Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области обратилась с административным иском к Храмцову Д. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 г., пени в общей сумме 16589 руб. 07 коп.
Требования мотивируют тем, что на налоговом учете в ИФНС по Центральному району города Новокузнецка Кемеровской области состоит в качестве налогоплательщика Храмцов Д. А. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ Храмцов Д. А. является плательщиком транспортного налога и согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязан уплачивать налог. Согласно сведениям ГИБДД, на имя Храмцова Д. А. зарегистрированы транспортные средства: автомобиль КАМАЗ43101, год выпуска 1992, №, дата регистрации права 02.03.2005; автомобиль ВАЗ2108, № №, №, год выпуска 1987, дата регистрации права 26.07.2005. В силу ст. 363, 397, 409 Налогового кодекса РФ и п. 4.2 ст. 4 Положения налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №36154945 от 21.08.2018 за 2017 г., расчет налога представлен в уведомлении, №40121400 от 25.07.2019 за 2018 г., расчет налога представлен в уведомлении. В установленный законом срок сумма налога уплачена не была, в связи с чем, налогоплательщику было направлены требования №43524, №5596. В установленный законом срок требования исполнены не были. Поскольку своевременно налог уплачен не был, налогоплательщику начислена сумма пени. Задолженность по налогам составляет 15950 руб., в том числе задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 15950 руб., сумма пени 639 руб. 07 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Храмцов Д. А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом судебными повестками, направленными заказными письмами.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по правилам главы 32 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области № 95-ОЗ от 28.11.2002 «О транспортном налоге» на территории Кемеровской области вводится транспортный налог.
На основании ст. 357 НКРФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Так, в судебном заседании установлено, что согласно сведениям ГИБДД Храмцову Д. А. на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства: автомобиль КАМАЗ43101, год выпуска 1992, № №, дата регистрации права 02.03.2005; автомобиль ВАЗ2108, № №, № год выпуска 1987, дата регистрации права 26.07.2005.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Храмцову Д. А. было направлено налоговое уведомление № 36154945 от 21.08.2018, согласно которому налогоплательщику следует уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 15950 руб.
Также, Храмцову Д. А. направлено налоговое уведомление №40121400 от 25.07.2019, согласно которому налогоплательщику следует уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 15950 руб.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки уплачивается пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).
В адрес ответчика было направлено требование № 43524, согласно которому у ответчика имеется задолженность по пене, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 421 руб. 35 коп. Произвести уплаты налога и пени необходимо в срок до 01 ноября 2019 г.
Также, Храмцову Д. А. направлено требование № 5596, согласно которому у ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 15950 руб., пене – 217 руб. 72 коп. Произвести уплаты налога и пени необходимо в срок до 31 марта 2020 г.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 286 КАС РФ.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Поскольку в добровольном порядке суммы налога и пени ответчиком уплачены не были, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением от 08 мая 2020 г. мировым судьей судебного участка №3 Центрального судебного района города Новокузнецка Кемеровской области отказано ИФНС по Центральному району города Новокузнецка о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу с Храмцова Д. А. Отказ мотивирован тем, что неизвестно место жительства должника.
Срок для исполнения требования № 5596 установлен до 31 марта 2020 г., т. е. срок для обращения в суд истек 01.10.2020.
В Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области Инспекция обратилась лишь 01 апреля 2021 г.
Вместе с тем, обращаясь с административным иском в суд, зная о пропуске срока, Инспекцией было заявлено ходатайство о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию.
Заявления о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительной причины его пропуска, Инспекцией не представлено.
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, суд считает, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с нарушением установленного законом срока, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к Храмцову Дмитрию Анатольевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени отказать в полном объеме.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2021 г.
Председательствующий: О. Н. Данилова