Решение по делу № 2а-1237/2021 от 20.10.2021

Решение

именем Российской Федерации

Дело № 2а-1237/2021

УИД 18RS0022-01-2021-002160-37

13 декабря 2021 года            с.Малая Пурга Удмуртской Республики

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Миниахметовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Кузнецовой Н.Б. о взыскании штрафа,

установил:

    Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле Удмуртской Республики обратилось в суд с иском к Кузнецовой Н.Б. о взыскании штрафа за непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 1000 руб. Решение о назначении указанного штрафа было принято ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольной уплаты штрафа установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Решение государственного органа не обжаловано, до настоящего времени не исполнено.

    Определением Малопургинского районного суда от 13.12.2021 произведена замена административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле Удмуртской Республики на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.

    В судебное заседание стороны не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, административный ответчик также представил ходатайство о применении последствий пропуска административным истцом срока обращения в суд с настоящим иском.

    Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст.150 КАС РФ.

    Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.Б. была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика территориальным органом ПФР было принято решение о привлечении к ответственности в соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 1000 руб.

    На основании указанного решения административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ было выставлено требование об уплате штрафа, установлен срок добровольного исполнения – ДД.ММ.ГГГГ

    В ходе рассмотрения дела установлено, что требование административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вместе с тем в силу статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона.

Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14). При этом из положений законодательства следует, что процедура государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и процедура прекращения этого статуса носят заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей, в том числе обязанности по уплате страховых взносов, возникшей у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связанной с получением дохода от предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страховых взносов за период по ДД.ММ.ГГГГ года плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, к которым относятся в числе прочих и индивидуальные предприниматели, уплачивающие взносы только за себя. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 16).

Статьей 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (части 1 и 3).

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5).

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 5.2).

Частями 5.3 и 5.4 этой же статьи определено, что решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит; в случае пропуска указанных сроков орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено данной статьей (часть 5.5). В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам (часть 5.6). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 указанной статьи, может быть восстановлен судом (часть 5.7).

Приведенные положения статьи 19 в силу ее части 15 применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных названным федеральным законом.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (организации или индивидуального предпринимателя) или при отсутствии информации о его счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 14 статьи 19, часть 1 и 3 статьи 20 указанного федерального закона).

Таким образом, предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности по уплате страховых взносов представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных сроков, установленных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для совершения органом контроля за уплатой страховых взносов отдельных действий, направленных в целом на взыскание страховых взносов.

Несвоевременное совершение уполномоченным органом действий по взысканию задолженности не влечет продления совокупного срока для ее принудительного взыскания, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной законом. Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов не влияет на исчисление сроков по взысканию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Правила, предусмотренные частью 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (часть 2).

Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

На основании вышеизложенного, учитывая, что срок для добровольного исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным иском истец обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя шесть лет и 4 месяца после истечения срока, установленного законодательством для обращения в суд с настоящим иском, суд приходит к выводу, что орган контроля за уплатой страховых взносов утратил возможность взыскания штрафа в связи с истечением установленного срока их взыскания, следовательно, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

решил:

    Административные исковые требования Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Кузнецовой Н.Б. о взыскании штрафа в размере 1000 рублей по решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Малопургинском районе Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения в связи с пропуском срока обращения в суд.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья            Н.В. Ажгихина

2а-1237/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сарапуле УР (межрайонное)
Ответчики
Кузнецова Наталья Борисовна
Суд
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ажгихина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
malopurginskiy.udm.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация административного искового заявления
20.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее