УИД: 18RS0001-01-2023-001095-12
Дело № 2-98/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
13 марта 2024 года г. Ижевск
Ленинский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Зориной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР к ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ», ПАО «Т Плюс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
истец Управление Роспотребнадзора по УР обратился в суд с иском к ответчику ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» о признании незаконным бездействия по обеспечению качественной и безопасной горячей водой жителей многоквартирного <адрес>, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства: п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 3, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по адресу: <адрес>, до 29.12.2023 с предоставлением сведений об исполнении решения суда.
Требования мотивированы тем, что в адрес Управления Роспотребнадзора по УР (далее – Управление) поступили обращения собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес>, с жалобами на оказание коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения ненадлежащего качества, а именно, горячая вода поступает в квартиры ржавого, коричневого цвета. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 58, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на основании заданий заместителя руководителя от 16.12.2022 № 286 и от 19.12.2022 № 287 о проведении контрольного (надзорного мероприятия) без взаимодействия с контролируемым лицом, вынесенного при рассмотрении указанных выше обращений, содержащим признаки санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений и причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям, под которыми понимаются в том числе жизнь и здоровье граждан. В ходе выездного обследования 21.12.2022 и 22.12.2022 в квартирах заявителей в многоквартирном <адрес> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» был провдеен отбор пробы горячей и холодной воды для лабораторных исследований по органолептическим и санитарно-химическим показателям: цветность, мутность, запах, содержание железа в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений, выполнненых ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» установлены нарушения, предоставляющие угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе жизни и здоровью жителей многоквартирного <адрес>, поскольку регулярное употребление (использование) воды с повышенным содержанием железа может привести в повышенной сухости кожи, увеличению риска аллергических проявлений и нарушениям в пищеварительной системе. Железо способно накапливаться до токсической концентрации в органах и тканях, включая суставы. Повышение цветности в воде не обеспечивает благоприятные свойства по органолептическим показателям. Из общедоступной информации, размещенной на официальном сайте государственной информационной системы «ГИС ЖКХ» установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет юридическое лицо ООО «Управляющая компания «ВЕСТ-СНАБ». Таким образом, в ходе выездного обследования 21.12.2022 и 22.12.2022 установлено, что ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» при осуществлении деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда не обеспечило выполнение требований ст. 11, ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз. 1 п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 3, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в связи с чем юридическому лицу направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.01.2023 № 22. На основании п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием центральных систем горячего водоснабжения обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям. Т.е., ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного <адрес> является поставщиком коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в пределах своей эксплуатационной ответственности, а также лицом эксплуатирующим внутридомовые системы холодного и горячего водоснабжения и оборудования для подготовки горячей воды в доме. Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме путем обеспечения состояния общего имущества в МКД на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. При таких обстоятельствах управляющей организацией, не принимаются должные меры по обеспечению собственников многоквартирного <адрес> горячей водой в соответствии с санитарными требованиями, что приводит к обоснованным неоднократным жалобам жителей дома на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества с 2022г. по настоящее время. Управляющая организация, взявшая на себя по договору управления обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, нарушила санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившееся в бездействии юридического лица по обеспечению качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и осуществлению должного обслуживания и содержания внутридомовых сетей и сооружений горячего водоснабжения в доме, ограничившись разработкой проекта по замене внутридомовых труб водоснабжения при том, что срок эксплуатации труб не вышел, поскольку многоквартирный <адрес> был построен в 1993г. Таким образом, ответчиком нарушены права проживающих на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в соответствии с установленными требованиями (нормами). Питьевая и горячая вода являются необходимым элементом жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависит состояние здоровья людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.
Определением суда от 24.05.2023 в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО «Т Плюс».
Определением суда от 18.10.2023 в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ПАО «Т Плюс».
В ходе рассмотрения дела истцом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнялись исковые требования и окончательно истец просил:
- признать незаконным бездействия ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и ПАО «Т Плюс» по обеспечению качественной и безопасной горячей водой жителей многоквартирного <адрес>,
- возложить на ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и ПАО «Т Плюс» обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства: п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 3, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по адресу: <адрес>, до 01.06.2024,
- возложить на ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и ПАО «Т Плюс» обязанность предоставить сведения об исполнении решения суда.
В судебном заседании представитель истца Буранов М.П., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что согласно проведенной судебной экспертизе превышения предельно допустимых концентраций были установлены как в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «Т Плюс», так и в зоне ответственности ООО «УК «Вест-Снаб». 16.01.2024 ПАО «Т Плюс» были отобраны пробы, проведены лабораторные исследования, которыми установлено отсутствие превышений предельно допустимых концентраций по цветности, мутности и железу. При исследовании ПАО «Т Плюс» руководствовались ГОСТ 27384-2002, в связи с чем истец соглашается с указанными выводами. Между тем обращает внимание, что указанные превышения предельно допустимых концентраций были установлены судебной экспертизой. Полагает, что причиной загрязнения являются внутридомовые системы горячего водоснабжения.
Представитель ответчика ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщил. Ранее представил письменные возражения, в которых указал, что собственниками помещений МКД принято решение: «В соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, заключить договор горячего водоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией, осуществлять платежи за горячую воду напрямую поставщику ресурса без участия управляющей организации, от имени собственников помещений в МКД <адрес> с 01 февраля 2021г.» Таким образом, исполнителем коммунальной услуги – горячего водоснабжения является ресурсоснабжающая организация ПАО «Т Плюс», таким образом управляющая организация является ненадлежащим ответчиком. Согласно справке, предоставленной инженером ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ», капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, в том числе ГВС, выполнен в период 2017-2018г.г по решению общего собрания собственников помещений в МКД № <адрес>. Внутридомовая инженерная система ГВС в МКД выполнена из полимерных труб, которые не подвержены коррозии и не образуют коррозионных отложений на внутренних стенках трубопроводов. В обоснование исковых требований истец ссылается на протоколы лабораторных исследований и экспертные заключения по результатам которых выявлено превышение гигиенических нормативов на кухне и в ванной комнате. При этом истцом не проведены обследования горячей воды, поступающей в многоквартирный дом от поставщика ресурса. Так согласно протоколу лабораторных исследований № 563 от 08.02.2023 и экспертному заключению № 134 от 14.02.2023 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», исследовались пробы горячей воды и горячего водоснабжения на органолептические показатели (мутность) и содержание железа, по результатам которых выявлено следующее: ГВС на вводе, точка отбора спускник до узла учета (код пробы 01235621) – обнаружено превышение гигиенического норматива по содержанию железа в 2 раза; ГВС на вводе, точка отбора спускник после узла учета (код пробы 012356322) – превышение гигиенического норматива по содержанию железа, а также превышения гигиенического норматива по мутности в обеих пробах не выявлено. Между ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и ПАО «Т Плюс» (правопреемник ООО «Удмуртские коммунальные системы») заключен договор № Г1029 от 01.01.2015, по условиям которого граница эксплуатационной ответственности является общедомовой узел учета горячего водоснабжения, условия договора утверждены судебными актами арбитражных судов по делу № А71-6205/2015.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ».
Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» Пономарев И.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что ранее предоставили акты отбора проб и протоколы испытаний из их лаборатории от 16.01.2024 и 17.01.2024. Согласно проведенным испытаниям и анализам проб, превышения нормативов в зоне ответственности ПАО «Т Плюс» выявлено не было. Единственное превышение было допущено при отборе проб со стороны зоны ответственности управляющей организации, в квартире № №. В данной ситуации вина в большей части лежит на управляющей компании. ПАО «Т Плюс» на протяжении всего разбирательства достаточно предоставило доказательств, что предпринимаются все действия по поставке надлежащего качества горячей воды. Это подтверждается последними пробами воды. Пробы воды, взятые из одной и той же точки ввода в дом, могут иметь разные значения, поскольку зависят от сезонности, воздействия температуры на трубу.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Т Плюс» Бесогонова Л.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что в ЦТП поступает холодная вода, проходит через теплообменники, после чего поступает в дом. Отбор проб осуществлялся в разные даты, поэтому их результаты могут отличаться. Например после промывки трассы, которая проводится по мере необходимости и всегда после проведения ремонтных работ, качество воды улучшается. От ЦТП вода по трубам поступает сразу в дом и не может перемешиваться с другими потоками воды. Иногда, в весенний период, качество холодной воды снижается. На качество воды вне зоны ответственности ПАО «Т Плюс» могут влиять не полностью проведенная замена труб на пластиковые, также может быть загрязнен сам узел учета. Узел учета в таких случаях разбирают и чистят.
Выслушав доводы участников процесса, заслушав показания эксперта СНИ и свидетеля ТДА изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 322, Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от 09.07.2012 года № 689, осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания.
На основании ч. 1 ст. 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что главные государственные врачи наделаются полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее Управление) поступили обращения собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> с жалобами на оказание коммунальной услуги горячего и холодного водоснабжения ненадлежащего качества, а именно, горячая вода поступает в квартиры ржавого, коричневого цвета (вх. №18-00-02/023-12143-ж от 14.12.2022, №18-00-02/023-12178-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12156-ж от 14.12.2022, №18-00-02/023-12180-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12179-ж от 15.12.2022, №18-00- 02/023-12185ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12184-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12183- ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12181-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12265-ж от 19.12.2022).
В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 58, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020г № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании заданий заместителя руководителя от 16.12.2022г № 286 и от 19.12.2022 №287 о проведении контрольного (надзорного мероприятия) без взаимодействия с контролируемым лицом, вынесенного при рассмотрении обращений (вх. №18-00-02/023-12143-ж от 14.12.2022, №18-00-02/023-12178-ж от 15.12.2022, №18-00- 02/023-12156-ж от 14.12.2022, №18-00-02/023-12180-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12179- ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12185ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12184-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12183-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12181-ж от 15.12.2022, №18-00-02/023-12265-ж от 19.12.2022), содержащем признаки нарушения санитарно- эпидемиологических требований к качеству воды, главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, под которыми понимаются в том числе жизнь и здоровье граждан.
В ходе выездного обследования 21.12.2022 и 22.12.2022 в квартирах, указанных выше лиц, в многоквартирном <адрес> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» был проведен отбор пробы горячей и холодной воды для лабораторных исследований по органолептическим и санитарно-химическим показателям: цветность, мутность, запах, содержание железа в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно протоколов лабораторных исследований №8850 от 26.12.2022, №8958 от 26.12.2022 и экспертных заключений от 27.12.2022 №2438 и №2451 от 28.12.2022г. выполненных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» установлено:
- по обращению №18-00-02/023-12143-ж от 14.12.2022 в пробе горячей воды, отобранной в ванной комнате, установлено измеренная концентрация Железа 7,0±0,7 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, по показателю Мутность 11,4±1,4 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ. Исследованная проба воды горячего водоснабжения отобранная в кухне, измеренная концентрация Железа 1,1 ±0,2 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3 по показателю Мутность 9,7±1,9 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ;
- по обращению №18-00-02/023-12156-ж от 14.12.2022, в пробе горячей воды, отобранной в ванной комнате, установлено измеренная концентрация Железа более 10,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3 по показателю Мутность более 15,0 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ. Исследованная проба воды горячего водоснабжения отобранная в кухне, измеренная концентрация Железа более 10,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3 по показателю Мутность более 15,0 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ;
- по обращению №18-00-02/023-12178-ж от 15.12.2022, в пробе горячей воды, отобранной в ванной комнате, установлено измеренная концентрация Железа более 10,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, по показателю Цветность 26±5 баллов при гигиеническом нормативе не более 20 баллов, по показателю Мутность более 15,0 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ. исследованная проба воды горячего водоснабжения отобранная в кухне, измеренная концентрация Железа 3,2±0,5 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3 по показателю Мутность 7,2±1,4 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ;
- по обращению №18-00-02/023-12180-ж от 15.12.2022, в пробе горячей воды, отобранной в ванной комнате, установлено измеренная концентрация Железа более 10,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, по показателю Цветность 26±5 баллов при гигиеническом нормативе не более 20 баллов, по показателю Мутность более 15,0 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ, исследованная проба воды горячего водоснабжения отобранная в кухне, установлено измеренная концентрация Железа более 10,0 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, по показателю Цветность 29±6 баллов при гигиеническом нормативе не более 20 баллов, по показателю Мутность более 15,0 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ;
- по обращению №18-00-02/023-12184-ж от 15.12.2022, в пробе горячей воды, отобранной на кухне, установлено измеренная концентрация Железа 0,45±0,11 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3;
- по обращению №18-00-02/023-12185ж от 15.12.2022 в пробе горячей воды, отобранной на кухне, установлено измеренная концентрация Железа 0,60±0,09 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, отобранной в ванной комнате, установлено измеренная концентрация Железа 0,64±0,10 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3;
- по обращению №18-00-02/023-12183-ж от 15.12.2022 в пробе горячей воды, отобранной на кухне, установлено измеренная концентрация Железа 0,42±0,10 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, что не соответствует п. 75, СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пп. 3,5, табл. 3.1; п. 556, табл. 3.13. раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Установлено, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, от 30.06.2015, ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» выбрано управляющей организацией.
На основании указанного решения, между ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, 01.07.2015 заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 1.1 указанного договора управления, управляющая организация от своего имени по поручению, в интересах и за счет собственников обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, а собственник обязуется оплатить выполненные работы и оказанные услуги Управляющей организации.
Управляющая компания обязана:
- оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, действующими государственными стандартами в области ЖКХ, Правилами благоустройства г. Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 №308, путем заключения соответствующих договоров (п. 2.1.2 Договора управления);
- проводить обследование МКД, планировать проведение текущего и капитального ремонтов (предварительные сроки проведения, ориентировочную стоимость работ), заказывать проектно-сметную документацию по согласованию с Председателем совета дома (п. 2.1.3 Договора управления);
- предоставлять коммунальные услуги: электроснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов и прием сточных вод, а также нести иные обязанности исполнителя коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартиных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п. 2.1.5 Договора управления).
Согласно договору управления в состав общего имущества МКД включены в том числе: циркуляционные насосы горячего и холодного водоснабжения, трубопроводы холодной и горячей воды, задвижки, вентили, краны на системах водоснабжения.
Решением общего собрания собственников МКД, расположенного по адресу: <адрес> от 02.01.2021 принято решение: в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, заключить договор горячего водоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией, осуществлять платежи за горячую воду напрямую поставщику ресурса без участия управляющей организации, от имени собственников помещений в МКД <адрес> с 01 февраля 2021г.
01.01.2015 между ООО «Удмуртские коммунальные системы» (Организация) и ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» (Абонент) заключен договор горячего водоснабжения № Г1020, по условиям которого организация осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в Приложении №4 к настоящему договору, и приобретает горячую воду по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в указанных домах коммунальной услуги горячее водоснабжение.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» было реорганизовано в форме присоединения к ПАО «Т Плюс» о чем в ЕГРЮЛ 01.02.2021 была внесена запись о прекращении деятельности ООО «Удмуртские коммунальные системы».
Из справки инженера ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» (Том 1 л.д. 76) следует, что капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения, в том числе ГВС, выполнен в период 2017-2018г.г. по решению общего собрания собственников помещений в МКД <адрес>. Внутридомовая инженерная система ГВС в МКД выполнен из полимерных труб, которые не подвержены коррозии и не образуют коррозионных отложений на внутренних стенках трубопроводов.
Согласно протоколу лабораторных исследований № 563 от 08.02.2023 и экспертному заключению № 134 от 14.02.2023 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» (Том 1 л.д. 77-78), исследовались пробы горячей воды и горячего водоснабжения на органолептические показатели (мутность) и содержание железа, по результатам которых выявлено следующее: ГВС на вводе, точка отбора спускник до узла учета (код пробы 01235621) – обнаружено превышение гигиенического норматива по содержанию железа в 2 раза; ГВС на вводе, точка отбора спускник после узла учета (код пробы 012356322) – превышение гигиенического норматива по содержанию железа, а также превышения гигиенического норматива по мутности в обеих пробах не выявлено.
Из предварительных пояснений ПАО «Т Плюс» и представленных протоколов лабораторных исследований от 13.01.2023, 15.01.2023, 17.02.2023, 07.03.2023, 23.03.2023, 28.03.2023 (Том 1 л.д. 87-95) следует, что в адрес ПАО «Т Плюс» 06.03.2023 и 20.03.2023 поступали обращения ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» о поставке некачественной воды в МКД по <адрес>. По данным сигналам были организованы выезды специалистов на отбор проб воды, отборы проб произведены согласно программы производственного контроля. В отобранных пробах превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) были выявлены 22.03.2023 при отборе проб в подвале дома на подающем трубопроводе ГВС до узла учета и на подающем трубопроводе ГВС после узла учета. 23.03.2023 качество горячей воды было приведено в нормативное состояние согласно СанПиН 2.1.3684-21.
Судом по делу была назначена судебная комплексная экспертиза.
Согласно экспертному заключению № 1815 от 30.08.2023, выполненному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР»:
Пробы горячей воды отобраны 10.08.2023 г. с 13 час. 48 мин. врачом по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» ТДА согласно ГОСТ Р 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб», в присутствии ведущего инженера УТС ПАО «Т Плюс» НГР, главного инженера ООО «УК «Вест-Снаб» ЕДВ Пробы опломбированы (номер пломбы Н643520) и доставлены в ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» 10.08.2023г. в 14 час. 50 мин. Условия транспортировки: автотранспортом в сумке-холодильнике. Составлен акт отбора проб № 6144 от 10.08.2023 г. Лабораторные исследования воды проводились Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № РОСС RU.0001.510616. Пробы воды исследовались по органолептическим показателям: запах, цветность, мутность и содержанию неорганического вещества - железа. Точки отбора проб:
- ЦТП ВОС ПАО «Т Плюс», <адрес>,
- на границе эксплуатационной ответственности между ПАО «Т Плюс» и ООО «УК «Вест-Снаб» на вводе до узла учета в многоквартирный жилой <адрес>,
- кран в подвале дома на циркуляции,
- после узла учета ГВС в подвале МКД <адрес>,
- квартирах жильцов №№ №.
Отбор проб в жилых квартирах № не проводился в связи с отсутствием доступа. Результаты лабораторных исследований проб горячей воды с нормативными значениями представлены в таблице:
№п/п | Определяемые показатели | Результаты исследований | Гигиенический норматив | Единицы измерения |
ЦТП ВОС ПАО «Т Плюс», <адрес> пробы 0123614481 | ||||
1 | Цветность | 18±4 | не более 20 | град. |
2 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
3 | Железо (суммарно) | 0,3±0,07 | не более 0,3 | мг/дм3 |
4 | Мутность | менее 1,0 | не более 2,6 | ЕМФ |
Граница эксплуатационной ответственности между ПАО «Т Плюс» и ООО «УК «Вест-Снаб» на вводе до узла учета в многоквартирный жилой <адрес>Код пробы 0123614482 | ||||
5 | Цветность | 16±3 | не более 20 | град. |
6 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
7 | Железо (суммарно) | 0,58±0,09 | не более 0,3 | мг/дм3 |
8 | Мутность | 2,0±0,4 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран в подвале дома на циркуляции Код пробы 0123614483 | ||||
9 | Цветность | 19±4 | не более 20 | град. |
10 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
11 | Железо (суммарно) | 0,51±0,08 | не более 0,3 | мг/дм3 |
12 | Мутность | 1,5±0,3 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран после узла учета ГВС в подвале МКД № <адрес> <адрес> пробы 0123614484 | ||||
13 | Цветность | 15 | не более 20 | град. |
14 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
15 | Железо (суммарно) | 0,45±0,11 | не более 0,3 | мг/дм3 |
16 | Мутность | менее 1,0 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран в ванной комнате в <адрес> пробы 0123614485 | ||||
17 | Цветность | 19±4 | не более 20 | град. |
18 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
19 | Железо (суммарно) | 0,92±0,14 | не более 0,3 | мг/дм3 |
20 | Мутность | 4,6±0,9 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран в ванной комнате в кв. <адрес> »Код пробы 0123614486 | ||||
21 | Цветность | 18±4 | не более 20 | град. |
22 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
23 | Железо (суммарно) | 0,84±0,13 | не более 0,3 | мг/дм3 |
24 | Мутность | 3,8±0,8 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран в ванной комнате в кв. N <адрес> пробы 0123614487 | ||||
25 | Цветность | 23±5 | не более 20 | град. |
26 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
27 | Железо (суммарно) | 3,0±0,5 | не более 0,3 | мг/дм3 |
28 | Мутность | 12,6±2,5 | не более 2,6 | ЕМФ |
Кран в ванной комнате в <адрес>Код пробы 0123614488 | ||||
29 | Цветность | 17±3 | не более 20 | град. |
30 | Запах при 60°С | 1 | не более 2 | баллы |
31 | Железо (суммарно) | 1,0±0,2 | не более 0,3 | мг/дм3 |
32 | Мутность | 4,0±0,8 | не более 2,6 | ЕМФ |
Оценка результатов лабораторных исследований проб горячей воды:
1. Точка отбора - ЦТП ВОС ПАО «Т Плюс», <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность, мутность и содержанию неорганического вещества железа соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. п.5 табл. 3.1, п. 556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
2. Точка отбора - граница эксплуатационной ответственности между ПАО «Т Плюс» и ООО «УК «Вест-Снаб» на вводе до узла учета в многоквартирный жилой <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность, мутность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. п.5 табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 0,58±0,09 мг/дм3, при ПДК - не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 1,93 раз. Таким образом, качество пробы воды по содержанию железа не соответствует п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
3. Точка отбора - кран в подвале дома на циркуляции. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность, мутность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных, помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. п.5 табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 0,51±0,08 мг/дм3, при ПДК - не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 1,7 раз. Таким образом, качество пробы воды по содержанию железа не соответствует п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
4. Точка отбора - кран после узла учета ГВС в подвале МКД <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность, мутность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. п.5 табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 0,45±0,11 мг/дм3, при ПДК не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 1,5 раз. Таким образом, качество пробы воды по содержанию железа не соответствует п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
5. Точка отбора - кран в ванной комнате в кв. № № МКД <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 0,92±0,14 мг/дм3, при ПДК не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 3,06 раз. Органолептический показатель качества воды «мутность» составляет 4,6±0,9 ЕМФ, нормативе - не более 2,6 ЕМФ, что превышает гигиенический норматив в 1,77 раз. Таким образом, качество пробы воды по показателю «мутность» и содержанию железа не соответствует п.5, табл. 3.1, п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
6. Точка отбора - кран в ванной комнате в кв. № № МКД <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 0,84±0,13 мг/дм3, при допустимой концентрации не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 2,8 раз. Органолептический показатель качества воды «мутность» составляет 3,8±0,8 ЕМФ, нормативе - не более 2,6 ЕМФ, что превышает гигиенический норматив в 1,46 раз. Таким образом, качество пробы воды по показателю «мутность» и содержанию железа не соответствует п.5, табл.3.1, п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
7. Точка отбора - кран в ванной комнате в кв. № № МКД <адрес>. Проба горячей воды по органолептическому показателю - запах, цветность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3 табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Органолептический показатель качества воды «цветность» составляет 23±5 град., при гигиеническом нормативе качества воды - не более 20 град. Согласно п.5, ст.24 Федерального закона от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. В данной пробе показатель «цветность» составляет 23 град., величина допустимой ошибки метода определения 5 град., что не превышает норматив 20 град, более чем на величину допустимой ошибки метода определения. Содержание железа в пробе воды составляет 3,0±0,5 мг/дм3, при допустимой концентрации не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 10 раз. Органолептический показатель качества воды «мутность» составляет 12,6±2,5 ЕМФ, нормативе - не более 2,6 ЕМФ, что превышает гигиенический норматив в 4,8 раз. Таким образом, качество пробы воды по показателю «мутность» и содержанию железа не соответствует п.5, табл.3.1, п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
8. Точка отбора - кран в ванной комнате в кв. № № МКД № <адрес>. Проба горячей воды по органолептическим показателям - запах, цветность соответствует п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1, п.3. табл.3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Содержание железа в пробе воды составляет 1,02±0,2 мг/дм3, при допустимой концентрации не более 0,3 мг/дм3, что превышает предельно допустимую концентрацию в 3,4 раза. Органолептический показатель качества воды «мутность» составляет 4,0±0,8 ЕМФ, при нормативе не более 2,6 ЕМФ, что превышает гигиенический норматив в 1,53 раз. Таким образом, качество пробы воды по показателю «мутность» и содержанию железа не соответствует п.5, табл.3.1, п.556 табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которого качество и безопасность горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
5.2. При установлении качества воды, не соответствующей требованиям санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», санитарными правилами не регламентируется введения ограничение водопотребления данной воды.
Допрошенная в судебном заседании эксперт СНИ суду пояснила, что ею было выполнено заключение экспертизы по представленным актам отбора проб. Согласно проведенному исследованию вода не безопасна для потребления.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ТДА суду пояснил, что после поступления определения суда о назначении экспертизы, руководством ему было дано поручение на отбор проб. Отбор проб был произведен им в присутствии представителем ПАО «Т Плюс» и ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ», при этом последними были определены границы балансовой принадлежности и точки отбора проб.
Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования) (п. 3 ст. 1).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентированы разделом IV СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) исполнение которых является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (п. 1).
Согласно абз.1 пункта 75 СанПиН 2.113684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которым определены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических веществ в подаваемой питьевой воде, а также указаны классы их опасности.
Гигиенические нормативы качества и безопасности воды установлены в разделе III СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно пункту 556 таблицы 3.13 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» содержание железа общего в исследованной пробе воды не должно превышать гигиенический норматив 0,3 мг/дм3.
В силу пункта 3 таблицы 3.1 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» показатель «цветность» не более 20 градусов.
Согласно пункту 5 таблицы 3.1 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» показатель «цветность» не более 2,6 ЕМФ.
В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21, при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие, в том числе, выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.
Невыполнение обязательных требований таблицы 3,1 п.п.3,5, таблицы 3.13 пункта 556 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», абз. 1 пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» является нарушением статей 11, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения; обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, (далее-Правила № 354) в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подп. «б» п. 4 Правил № 354, горячее водоснабжение - вид коммунальных услуг, представляющий собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Как следует из абз. 2 и. 98 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №1 к настоящим Правилам.
Пункт 6 приложения № 1 к Правилам предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09; в настоящее время постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утратили силу с 01.03.2021 г и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.3684-21), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
На основании ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 77 Санитарных правил 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4. 0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и(или) обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Таким образом, требования вышеприведенных норм права, в том числе СанПиН 2.1.3684-21, по обязанности поставлять качественную воду и по организации производственного лабораторного контроля воды распространяются на деятельность ПАО «Т Плюс», как осуществляющее горячее водоснабжение, а также на деятельность ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ», как осуществляющее эксплуатацию систем и сетей горячего водоснабжения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившиеся в бездействии юридического лица по обеспечению качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и осуществлению должного обслуживания и содержания сетей и сооружений горячего водоснабжения в многоквартирном <адрес>.
Таким образом, ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» нарушены права проживающих на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в соответствии с установленными требованиями (нормами).
Питьевая вода и горячая вода является необходимым элементом жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависит состояние здоровья людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст.41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
16.01.2024 Управлением Роспотребнадзора по УР, ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» и ПАО «Т Плюс» проведен комиссионный отбор проб питьевой (горячей) воды централизованных систем питьевого водоснабжения по <адрес> и ЦТП ВОС, о чем представлены соответствующие акты: № А-28/с от 16.01.2024 (кран в подвале дома на подающем трубопроводе ГВС до узла учета), № А-29/с от 16.01.2024 (кран в подвале дома на подающем трубопроводе ГВС после узла учета); № А-30/с от 16.01.2024 (квартира №, ванная комната); № А-31/с от 16.01.2024 (квартира №, ванная комната); № А-32/с от 16.01.2024 (квартира №, ванная комната); № А-33/с от 16.01.2024 (кран на трубопроводе ХВС после водоприемного узла); № А-34/с от 16.01.2024 (кран на трубопроводе ГВС перед выходом в распределительную сеть).
Из представленных протоколов лабораторных испытаний от 17.01.2024 № 117/с, 118\с, 119/с, 120/с, 122/с, 123/с следует, что по показателям цветности, мутности, железу пробы воды соответствуют СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 2.1.3684-21.
Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) с учетом допустимой ошибки метода определения были выявлены в пробе № А-32/с из ванной комнаты квартиры №№ дома <адрес> по показателю «железо общее», что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 121/с от 17.01.2024.
Таким образом, при осуществлении внепланового отбора проб питьевой (горячей) воды централизованных систем питьевого водоснабжения по МКД <адрес> и ЦТП ВОС в зоне ответственности ПАО «Т Плюс»: кран в подвале дома на подающем трубопроводе ГВС, до узла учета, кран на трубопроводе ХВС после водомерного узла ЦТП ВОС, кран на трубопроводе ГВС перед выходом в распределительную сеть ЦТП ВОС, превышение предельно допустимых концентраций содержания железа, мутности и цветности в пробах горячей воды не выявлено.
Суд, принимая во внимание результаты последних лабораторных испытаний, не выявивших отклонений от норм по горячему водоснабжению в зоне ответственности ПАО «Т Плюс», находит необоснованными исковые требования в их части.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий и процедур по устранению нарушения требований санитарного законодательства, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР к ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
В удовлетворении того же иска к ПАО «Т Плюс» отказать.
Признать незаконным бездействие ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» (ИНН 1831106135, ОГРН 1051800616284) по обеспечению качественной и безопасной горячей водой жителей многоквартирного <адрес>.
Обязать ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» (ИНН 1831106135, ОГРН 1051800616284) устранить нарушения требований санитарного законодательства: п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 3, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «УК «ВЕСТ-СНАБ» (ИНН 1831106135, ОГРН 1051800616284) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2024г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Н. Рябов