Решение по делу № 2а-931/2019 от 08.10.2019

Дело № 2а-931/2019

РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

пгт. Славянка                                                                                            06 ноября 2019 г.

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Ю.,

при секретаре Трегубенко Т.В.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Хасанского района Приморского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

      установил:

             заместитель прокурора Хасанского района Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и расходования резерва финансовых ресурсов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.

             В обоснование своих доводов указал, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которой установлено, что 16.08.2019 постановлением администрации Зарубинского городского поселения № 390 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Зарубинского городского поселения. В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

             Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В нарушение требований ст. 81 Бюджетного кодекса РФ администрацией, городского поселения порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда до настоящего времени не принят, иной нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации расходных обязательств Зарубинского городского поселения на устранение последствий чрезвычайной ситуации также отсутствует.

            Установлено, что 16.08.2019 постановлением администрации Зарубинского городского поселения № 390 введен режим чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зарубинского городского поселения. В тот же день в адрес администрации Зарубинского городского поселения поступило 38 заявлений граждан, пострадавших в результате ухудшения погодных условий. По информации администрации Зарубинского городского поселения, представленной в прокуратуру Хасанского района, бюджетом Зарубинского городского поселения предусмотрены денежные средства в размере 3000 000 руб. на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Так, согласно ст.8 решения муниципального комитета Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 12.03.2015 № 195 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Зарубинском городском поселении» формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств местного бюджета.

         В местном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования, направляемые, в том числе на исполнение расходных обязательств Зарубинского городского поселения, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, обеспечиваемых собственными доходами бюджета.

             При этом ст.55 указанного решения предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном Администрацией Зарубинского городского поселения, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. В нарушение названных требований порядок расходования бюджетных средств, предусмотренных на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, отсутствует.

             Кроме того, нормативный правовой акт Зарубинского городского поселения, определяющий порядок выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, суммы данной выплаты, отсутствует. Соответственно, не определен конкретный порядок, суммы выплат в счет оказания единовременной помощи пострадавшим граждан, не определены граждане, которые вправе обратиться за указанной помощью (зарегистрированные, проживающие на территории городского поселения, на протяжении какого времени и т.п.), не предусмотрены основания, при наличии которых граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, вправе претендовать на получение каких-либо выплат. Пунктом 1.1 Положения о резервном фонде администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па (далее - Положение, в редакции постановления от 12.09.2019 № 587-па), установлено, что резервный фонд администрации Приморского, края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края (далее соответственно - финансовый резерв, резервы материальных ресурсов, резервы, чрезвычайная ситуация) предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения Приморского края, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, развертывания и содержания пунктов временного проживания и питания пострадавших граждан, оказания пострадавшим гражданам разовой материальной (финансовой) помощи, проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, проведения аварийно- восстановительных работ на пострадавших объектах, оснащения аварийно- спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, в случае возникновения опасности при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях, а также для оказания дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, также в случае возникновения опасности при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

               На основании п.3.5 указанного Положения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций локального и (или) муниципального характера используются объектовые и муниципальные резервы, а в случае их недостаточности органом исполнительной власти Приморского края, подведомственному учреждению которого необходимо выделение недостающих материальных средств, органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Приморского края в течение 15 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации подается заявка в Комиссию через орган, ответственный за создание соответствующего резерва, на недостающую часть материальных средств (далее - заявка).

                В нарушение названых требований администрацией Зарубинского городского поселения правовой акт, регламентирующий порядок оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не разработан и не принят.

    Просит 1) признать незаконным бездействие администрации Зарубинского городского поселения, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расходования денежных средств на мероприятия по ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в том числе на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; непринятии нормативного правого порядка, регламентирующего порядок создания финансовых резервов; 2) возложить обязанность на администрацию Зарубинского городского поселения разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок создания и расходования резерва финансовых ресурсов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации; разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. 3) решение суда обратить к немедленному исполнению, так как замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, в том числе гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также гражданам, проживающим и пребывающим на территории Зарубинского городского поселения, с учетом сокращенных сроков, предусмотренных постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223- па (в редакции постановления от 12.09.2019 № 587-па).

               Представитель административного истца -помощник прокурора Хасанского района административный иск просил рассмотреть его отсутствие, указав что на настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

              Представитель административного ответчика - администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без их участия, с заявленными требованиями прокурора согласны, иск признают в полном объеме. Заявление о признании иска приобщено к материалам дела.

             Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

              В соответствии с ч.2 ст.ст. 4, 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

               Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

               В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

               В соответствии с ч.1 ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

                Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

               В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

           Статьей 81 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

             Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

             Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно- восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

             Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

             При рассмотрении дела установлено, что 16.08.2019 постановлением администрации Зарубинского городского поселения № 390 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Зарубинского городского поселения, на основании решения администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района от 16.08.2019 № 1.

             И.о. прокурора Хасанского района 24.09.2019 по результатам проверки исполнения законодательства о мерах социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства о мерах социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации в адрес главы Зарубинского поселения Хасанского района с требованием безотлагательного рассмотрения настоящего представления с участием представителя прокуратуры и принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах и принятых мерах сообщить прокуратуру Хасанского района в письменном виде в срок 03.10.2019 в письменном виде.

           Согласно ответа главы администрации Зарубинского городского поселения от 27.08.2019 № 2328 по вопросу причинения ущерба в результате паводка в администрацию поступило 38 заявлений, составлено 38 актов обследования и 8 прочих актов. Положение о резервном фонде в администрации Зарубинского городского поселения отсутствует. Резервный фонд на 2019 год отсутствует. Денежные средства ЧС на стадии оплаты. В целях ликвидации ЧС заключен муниципальный контракт от 20.08.2019 № 16 на аварийно-восстановительные работы по устранению ЧС по <адрес> мостовое сооружение опора которого разрушена в результате выпавших осадков, и не является муниципальной собственностью. Возможность альтернативного проезда предусмотрена, разрабатывается муниципальный контракт на выполнение объездной дороги по <адрес> восстановления проезда необходима техническая оценка состояния мостового сооружения.

             Согласно ответу главы Зарубинского городского поселения на имя и.о. прокурора Хасанского района от 03.10.2019 № 2647 размер резервного фонда Зарубинского городского поселения должен составлять 3% или 3034034,42 от утвержденного объема расходов одним из условий для финансирования расходов из резервного фонда является исполнение доходной части бюджета Зарубинского городского поселения по итогам 9 месяцев в бюджете поселения недоимка по земельному налогу составляет 4 383690 рублей, что не позволяет в 2019 году сформировать резервный фонд в бюджете Зарубинского городского поселения. Для обеспечения расходования средств администрация должным образом организовывает финансовый контроль, который невозможен по причине проведенного сокращения штатных единиц в виду установления ограничения в виде нормативов на содержание органов местного самоуправления в 2019 году. Администрация ЗГП не усмотрела нарушений действующего законодательства.

              Между тем, невыполнением требований указанных федеральных законов администрацией Зарубинского городского поселения нарушены интересы Российской Федерации в сфере безусловного и единообразного исполнения федеральных законов, а также отсутствием указанных нормативных актов нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, жителей Зарубинского городского поселения.

              Как установлено положением части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

             Административный ответчик с заявленными требованиями согласился в полном объеме, иск признал, признание иска принято судом поскольку оно не противоречит закону, в связи с чем, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Зарубинского городского поселения и возложении обязанности принять нормативные правовые акты в сфере законодательства о мерах социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

            Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов времени, полагает необходимым обращение решение к немедленному исполнению.

          Руководствуясь ст.ст. 175-180,226,227 КАС РФ, суд

          решил:

           административное исковое заявление заместителя прокурора Хасанского района Приморского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности- удовлетворить.

           Признать незаконным бездействие администрации Зарубинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края ИНН 2531006540, ОГРН 1062531000025, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расходования денежных средств на мероприятия по ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в том числе на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; непринятии нормативного правого порядка, регламентирующего порядок создания финансовых резервов.

            Возложить обязанность на администрацию Зарубинского городского поселения разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок создания и расходования резерва финансовых ресурсов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации; разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

     Решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

            Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

           Судья                                                                                                 С.Ю.Волкова

2а-931/2019

Категория:
Гражданские
Другие
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАРУБИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ХАСАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
заместитель прокурора Хасанского района
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
hasansky.prm.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация административного искового заявления
09.10.2019Передача материалов судье
09.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2019Подготовка дела (собеседование)
06.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
06.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее