2а-1425/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 11 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
с участием представителя административных истцов Мусина Р.Ш., Мусина И.Р. – Идрисова И.Ф.,
представителя ответчика – Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ – ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусина Р.Ш., Мусина И.Р. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным отказа на приобретение в собственность земельного участка за плату.
УСТАНОВИЛ:
Мусин Р.Ш., Мусин И.Р. обратились в суд с административным иском Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным отказа на приобретение в собственность земельного участка за плату.
В обоснования иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцами было подано заявление в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о предоставлении в собственность за плату земельного участка, кадастровый №, пл. 839 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на котором распложен их частный дом, оформленный в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ истцы получили решение от ответчика об отказе в предоставлении им в собственность за плату указного земельного участка, с ссылкой на то, что участок расположен на красной линии, и, якобы является землей общего пользования, хотя каких-либо коммуникаций и дорог общественного пользования не проходят.
Участок огорожен, истцы пользуются им и ухаживают за ним.
Считают, что данное решение является незаконным.
На основании изложенного, истцы просят признать незаконным отказ административного ответчика на приобретение в собственность за плату вышеуказанного участка, обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ заключить договор купли-продажи указанного земельного участка с Мусиными И.Р. и Мусиным Р.Ш.
В судебном заседании представитель административных истцов Идрисов И.Ф. требования, изложенные в административном иске, поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ – ФИО7 возражала в удовлетворении административного иска, просила отказать
В судебное заседание административные истцы Мусин И.Р. и Мусин Р.Ш. не явились, должным образом извещены о времени и месте судебного заседания, суду представили заявление, согласно которому просят рассмотреть дела в их отсутствие.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явки в отсутствии административных истцов.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мусин И.Р. является собственником ? доли жилого дома, общей пл. 33,6 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ без№, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
Мусин Р.Ш. является собственником ? доли жилого дома, общей пл. 33,6 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ без№, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии СВ №
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010330:35 он имеет площадь 839 кв. м, вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о предоставлении в собственность за плату земельного участка, кадастровый №, пл. 839 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
На указанные обращения истцов УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № М-103, выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность, в соответствии с п. 7 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как видно из ответа, испрашиваемый земельный участок расположен в границах красной линии, согласно решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ 41/6 « О резервировании земельных участков в границах- ГО г. Уфа РБ для муниципальных нужд», испрашиваемы земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
п. 10.1 - линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
п. 12 - территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В качестве оснований невозможности предоставления земельного участка также указано на то, что в силу ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участка, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, относятся к числу ограниченных в обороте.
В соответствии с положениями ст. 70.1 ЗК Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 ЗК Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
Согласно п. п. 6, 7 ст. 39.16 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с ЗК Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности истца, обладающего правом на приобретение спорного земельного участка в собственность, в случае его ограничения в оборотоспособности, в том числе, в случае его резервирования для муниципальных нужд, может быть предоставлен только в аренду без проведения торгов как предусмотрено приведенными положениями ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.
В то же время, требования о предоставлении спорного земельного участка в аренду истцом не заявлялись.
С учетом изложенного, требования истца о предоставлении земельного участка в собственность за плату, путем обязания ответчика заключить договора купли-продажи спорного земельного участка противоречит действующему законодательству, поскольку земельный участок входит в земли, зарезервированные для муниципальных нужд
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение отдела Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № М-103 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Мусина Р.Ш., Мусина И.Р. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ о признании незаконным отказа на приобретение в собственность земельного участка, кадастровый №, пл. 839 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за плату, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов