Дело № 2-3205/2022
УИД 05RS0012-01-2020-005702-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 01 декабря 2022 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Яралиева Т.М., при секретаре судебного заседания Касумовой Н.Г., с участием представителя истца - администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Курбанова Ш.К., представителя ответчика Гаджиева Д.А. по доверенности Магамдерова Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации городского округа «город Дербент» к Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующее требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент».
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа «город Дербент», с учетом внесенных в ходе судебного разбирательства дела изменений и уточнений, обратилась в суд с иском к Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующего требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:42:000056:261 и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
В судебном заседании представитель истца - администрации городского округа «<адрес изъят>» по доверенности Курбанов Ш.А. исковые требования поддержал, их уточнил и пояснил, что в ходе инвентаризации земельных участков администрацией ГО «<адрес изъят>» выявлен факт постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок незаконным путем. В ходе проверки установлено, что на основании постановления за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербент в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома» и договора с Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> за гр. Гаджиевой С.А., запись регистрации <номер изъят> ДД.ММ.ГГГГ При предоставлении земельного участка были допущены ряд нарушений, а именно: спорный земельный участок предоставлен в собственность в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение в этой зоне входят в территорию общего пользования в зону Р1-Р2 (парки, скверы, бульвары, набережные). Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в из оборота в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. К землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»). Генеральным планом города Дербент, утвержденным 23 октября 2003 года подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, при совокупности фактов и обстоятельств свидетельствующие о том, что при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок его предоставления, и тем самым нарушены права муниципального образования города Дербент и неопределенного круга лиц. Согласно действующему законодательству оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Вышеуказанное постановление не соответствует закону и в соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренным ст.12 ГК РФ. Одним из предусмотренных данной правовой нормой способов судебной защиты гражданских прав является неприменение судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону. На основании указанных правовых норм ГК РФ указанное постановление № 22/13 от 23.03.2010 г. подлежит признанию судом недействительным, и как недействительное, оно не подлежит применению, в связи с чем, в силу положений ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, не могут порождать юридических последствий, в том числе возникновение у гражданина права собственности на спорный участок, являющийся предметом постановления. При наличии вышеизложенных обстоятельств, постановка на кадастровый учет, произведенная в целях последующей регистрации права на земельный участок, является незаконной, ввиду чего земельный участок подлежит возвращению в муниципальную собственность. В данном случае основания для самостоятельного принятия уполномоченным органом решения о снятии с кадастрового учета земельного участка отсутствуют, соответственно, земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в судебном порядке, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленными гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 253 ЗК РФ). В силу требований ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ). В силу требований п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применятся другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено понятие территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, скверы, бульвары). Земельный участок, площадью 500 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> согласно схеме функциональных зон Генплана города Дербента расположен на территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные). Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденными решением от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> (далее Правила) в территориальной зоне Р1-Р2-Р3, основной вид разрешенного использования рекреация (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения, лесопарки, пляжи, набережные). Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербент исходит из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «город Дербент». На основании изложенного, уточнив свои требования, просит суд признать недействительным постановление администрации городского округа «город Дербент» № 22/13 от 23.03.2010 г. «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующее требованиям закона, признать недействительным договор «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенный между Управлением муниципальным имуществом г. Дербент и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применить последствия недействительности сделки, исключить (аннулировать) из ЕГРН запись о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:42:000056:261 и обязать Гаджиеву С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент».
Представитель ответчицы Гаджиевой С.А. по доверенности Магамдеров Р.Г. исковые требования администрации городского округа «город Дербент» не признал и пояснил, что спорный земельный участок приобретен Гаджиевой С.А. в собственность более десяти лет тому назад, на основании документов, выданных уполномоченным органом, на него зарегистрировано право собственности, в течении всего этого времени никто к ней претензий не предъявлял, спор с третьими лицами также отсутствует. Доводы стороны истца о том, что о наличии у Гаджиевой С.А. правоустанавливающих документов и регистрации ее права собственности на земельный участок им стало известно в ходе проведения инвентаризации, противоречат материалам делам. Ссылка истца на Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденные решением от 11.09.2012 г., также носит необоснованный характер, поскольку земельный участок Гаджиевой М.А. был предоставлен до принятия этих правил, то есть еще в 2010 году. Считает, что истцом пропущен и срок исковой давности, просит суд его применить и в исковых требованиях администрации городского округа «город Дербент» отказать.
Представители третьих лиц - Управления земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент» и Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республики Дагестан, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки сведения суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства дела не заявили, а потому суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежащими оставлению без удовлетворения.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне предоставлен земельный участок для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
14.05.2010 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера <номер изъят>
24.05.2010 г. между Гаджиевой С.А. и Управлением муниципальным имуществом г. Дербент заключен договор <номер изъят> «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка».
На основании указанных правоустанавливающих документов 21.10.2010 г. за ответчиком Гаджиевой С.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 500 кв.м., расположенный в <адрес изъят>, запись регистрации <номер изъят>.
Истцом, ссылаясь на ст. ст. 94-95 ЗК РФ, ст. ст. 168, 209 ГК РФ, а также на Генплан <адрес изъят> и Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденные решением от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, ставится вопрос о признании правоустанавливающих документов Гаджиевой С.А. на земельный участок недействительными, аннулировании записей о регистрации права собственности на земельный участок и обязании ответчика возвратить земельный участок в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент», указывая, что при предоставлении спорного земельного участка были допущены нарушения закона, этот участок находится в рекреационной зоне и входит в территорию общего пользования, а потому не мог быть передан в собственность ответчицы Гаджиевой С.А.
Возражая против иска, сторона ответчицы ссылается, в том числе на пропуск истцом срока исковой давности.
Суд считает доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации городского округа «город Дербент» основанными на законе и материалах дела.
Так, в соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ и ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах соответствующего муниципального образования земель.
В ходе рассмотрения дела администрацией городского округа «город Дербент»суду не представлено сведений о каких-либо препятствиях в осуществлении надлежащего муниципального земельного контроля в период срока исковой давности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Подпункт 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно п.1 ст.196, п.1 ст.200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 26.06.2021) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 5 названного постановления, по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В п.57 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьёй 196 ГК РФ.
Из вышеприведённых норм действующего законодательства и их разъяснений следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права муниципальной собственности начинается со дня, когда муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Поскольку право собственности Гаджиевой С.А. на земельный участокбыло зарегистрировано на основании постановления администрации городского округа «<адрес изъят>»<номер изъят> от 23.03.2010г. о выделении ей этогоучастка, то администрации, то есть истцу было известно о выбытии спорного участка из муниципальной собственности со дня издания указанного постановления.
Между тем исковое заявлениеадминистрацией городского округа «город Дербент» подано в суд в августе 2020 года, то есть по истечении более десяти лет с момента издания обжалуемого постановления и регистрации на основании этого постановления права собственности Гаджиевой С.А. на земельный участок.
Факт вынесения данного постановления администрацией не оспаривается, доводы о его подложности истцом суду не заявлены.
Кроме того, в соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ и ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах соответствующего муниципального образования земель.
Администрацией суду не представлено доказательств того, что при надлежащем осуществлении своих функций им не могло стать известно о нарушении ее права на муниципальную собственность.
Сам по себе факт ненадлежащего осуществления администрацией функций муниципального земельного контроля не может служить основанием для исчисления судом сроков исковой давности с даты, когда администрация посчитала необходимым проверить законность выбытия из муниципальной собственности спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пропуск истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Вместе с тем, другие доводы истца, в том числе о том, что спорной земельный участок находится в рекреационной зоне, что подтверждается Правилами землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 11.09.2012 г., а потому он не мог быть предоставлен ответчице в собственность, также не могут быть приняты во внимание.
Так, из материалов дела видно, что указанные Правила утверждены, и соответственно границы рекреационной зоны установлены в 2012 году, тогда как спорный земельный участок Гаджиевой С.А. был предоставлен и ее право собственности на него зарегистрировано еще в 2010 году.
Следовательно, право собственности Гаджиевой С.А. на земельный участок не может быть прекращено ввиду того, что в последующем этот участок оказался расположенным в рекреационной зоне.
При этом суд учитывает также, что постановка земельного участка на кадастровый учет, а также результаты межевания земельного участка в установленном законом порядке не были оспорены и не признаны недействительными.
Право собственности на земельный участок у Гаджиевой С.А. возникло на основании акта органа местного самоуправления, то есть в административно-правовом порядке, а не по гражданско-правовой сделке, поэтому приводимые истцов доводы о применении в данном случае положений ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ также носят противоречивый и несостоятельный характер.
С учетом изложенного, исходя из приведенных норм закона и оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, в том числе по основаниям пропуска истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении иска администрации городского округа «город Дербент», принятые меры по его обеспечению определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 августа 2020 года подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации городского округа «город Дербент» о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующего требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом г. Дербент и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент», отказать.
Меры по обеспечению иска, принятые определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 августа 2020 года в виде запрета ответчику Гаджиевой С.А. отчуждать и совершать иные сделки в отношении земельного участка, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, а также запрета Управлению Росреестра по Республике Дагестан осуществлять регистрационные действия в отношении указанного земельного участка, отменить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2022 года.
Решение принято в окончательной форме 06 декабря 2022 года.
Судья Т.М. Яралиев
УИД 05RS0012-01-2020-005702-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 01 декабря 2022 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Яралиева Т.М., при секретаре судебного заседания Касумовой Н.Г., с участием представителя истца - администрации городского округа «город Дербент» по доверенности Курбанова Ш.К., представителя ответчика Гаджиева Д.А. по доверенности Магамдерова Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации городского округа «город Дербент» к Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующее требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент».
у с т а н о в и л:
Администрация городского округа «город Дербент», с учетом внесенных в ходе судебного разбирательства дела изменений и уточнений, обратилась в суд с иском к Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующего требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:42:000056:261 и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
В судебном заседании представитель истца - администрации городского округа «<адрес изъят>» по доверенности Курбанов Ш.А. исковые требования поддержал, их уточнил и пояснил, что в ходе инвентаризации земельных участков администрацией ГО «<адрес изъят>» выявлен факт постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок незаконным путем. В ходе проверки установлено, что на основании постановления за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербент в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома» и договора с Управлением муниципальным имуществом <адрес изъят> за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> за гр. Гаджиевой С.А., запись регистрации <номер изъят> ДД.ММ.ГГГГ При предоставлении земельного участка были допущены ряд нарушений, а именно: спорный земельный участок предоставлен в собственность в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение в этой зоне входят в территорию общего пользования в зону Р1-Р2 (парки, скверы, бульвары, набережные). Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в из оборота в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. К землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»). Генеральным планом города Дербент, утвержденным 23 октября 2003 года подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, при совокупности фактов и обстоятельств свидетельствующие о том, что при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок его предоставления, и тем самым нарушены права муниципального образования города Дербент и неопределенного круга лиц. Согласно действующему законодательству оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Вышеуказанное постановление не соответствует закону и в соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренным ст.12 ГК РФ. Одним из предусмотренных данной правовой нормой способов судебной защиты гражданских прав является неприменение судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону. На основании указанных правовых норм ГК РФ указанное постановление № 22/13 от 23.03.2010 г. подлежит признанию судом недействительным, и как недействительное, оно не подлежит применению, в связи с чем, в силу положений ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, не могут порождать юридических последствий, в том числе возникновение у гражданина права собственности на спорный участок, являющийся предметом постановления. При наличии вышеизложенных обстоятельств, постановка на кадастровый учет, произведенная в целях последующей регистрации права на земельный участок, является незаконной, ввиду чего земельный участок подлежит возвращению в муниципальную собственность. В данном случае основания для самостоятельного принятия уполномоченным органом решения о снятии с кадастрового учета земельного участка отсутствуют, соответственно, земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в судебном порядке, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленными гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 253 ЗК РФ). В силу требований ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ). В силу требований п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применятся другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено понятие территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, скверы, бульвары). Земельный участок, площадью 500 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> согласно схеме функциональных зон Генплана города Дербента расположен на территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные). Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденными решением от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> (далее Правила) в территориальной зоне Р1-Р2-Р3, основной вид разрешенного использования рекреация (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения, лесопарки, пляжи, набережные). Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербент исходит из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «город Дербент». На основании изложенного, уточнив свои требования, просит суд признать недействительным постановление администрации городского округа «город Дербент» № 22/13 от 23.03.2010 г. «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующее требованиям закона, признать недействительным договор «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенный между Управлением муниципальным имуществом г. Дербент и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применить последствия недействительности сделки, исключить (аннулировать) из ЕГРН запись о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:42:000056:261 и обязать Гаджиеву С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент».
Представитель ответчицы Гаджиевой С.А. по доверенности Магамдеров Р.Г. исковые требования администрации городского округа «город Дербент» не признал и пояснил, что спорный земельный участок приобретен Гаджиевой С.А. в собственность более десяти лет тому назад, на основании документов, выданных уполномоченным органом, на него зарегистрировано право собственности, в течении всего этого времени никто к ней претензий не предъявлял, спор с третьими лицами также отсутствует. Доводы стороны истца о том, что о наличии у Гаджиевой С.А. правоустанавливающих документов и регистрации ее права собственности на земельный участок им стало известно в ходе проведения инвентаризации, противоречат материалам делам. Ссылка истца на Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденные решением от 11.09.2012 г., также носит необоснованный характер, поскольку земельный участок Гаджиевой М.А. был предоставлен до принятия этих правил, то есть еще в 2010 году. Считает, что истцом пропущен и срок исковой давности, просит суд его применить и в исковых требованиях администрации городского округа «город Дербент» отказать.
Представители третьих лиц - Управления земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент» и Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республики Дагестан, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки сведения суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства дела не заявили, а потому суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» подлежащими оставлению без удовлетворения.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне предоставлен земельный участок для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
14.05.2010 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера <номер изъят>
24.05.2010 г. между Гаджиевой С.А. и Управлением муниципальным имуществом г. Дербент заключен договор <номер изъят> «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка».
На основании указанных правоустанавливающих документов 21.10.2010 г. за ответчиком Гаджиевой С.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 500 кв.м., расположенный в <адрес изъят>, запись регистрации <номер изъят>.
Истцом, ссылаясь на ст. ст. 94-95 ЗК РФ, ст. ст. 168, 209 ГК РФ, а также на Генплан <адрес изъят> и Правила землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденные решением от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, ставится вопрос о признании правоустанавливающих документов Гаджиевой С.А. на земельный участок недействительными, аннулировании записей о регистрации права собственности на земельный участок и обязании ответчика возвратить земельный участок в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент», указывая, что при предоставлении спорного земельного участка были допущены нарушения закона, этот участок находится в рекреационной зоне и входит в территорию общего пользования, а потому не мог быть передан в собственность ответчицы Гаджиевой С.А.
Возражая против иска, сторона ответчицы ссылается, в том числе на пропуск истцом срока исковой давности.
Суд считает доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации городского округа «город Дербент» основанными на законе и материалах дела.
Так, в соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ и ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах соответствующего муниципального образования земель.
В ходе рассмотрения дела администрацией городского округа «город Дербент»суду не представлено сведений о каких-либо препятствиях в осуществлении надлежащего муниципального земельного контроля в период срока исковой давности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Подпункт 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно п.1 ст.196, п.1 ст.200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 26.06.2021) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 5 названного постановления, по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В п.57 совместного Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьёй 196 ГК РФ.
Из вышеприведённых норм действующего законодательства и их разъяснений следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права муниципальной собственности начинается со дня, когда муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Поскольку право собственности Гаджиевой С.А. на земельный участокбыло зарегистрировано на основании постановления администрации городского округа «<адрес изъят>»<номер изъят> от 23.03.2010г. о выделении ей этогоучастка, то администрации, то есть истцу было известно о выбытии спорного участка из муниципальной собственности со дня издания указанного постановления.
Между тем исковое заявлениеадминистрацией городского округа «город Дербент» подано в суд в августе 2020 года, то есть по истечении более десяти лет с момента издания обжалуемого постановления и регистрации на основании этого постановления права собственности Гаджиевой С.А. на земельный участок.
Факт вынесения данного постановления администрацией не оспаривается, доводы о его подложности истцом суду не заявлены.
Кроме того, в соответствии со ст.72 Земельного кодекса РФ и ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах соответствующего муниципального образования земель.
Администрацией суду не представлено доказательств того, что при надлежащем осуществлении своих функций им не могло стать известно о нарушении ее права на муниципальную собственность.
Сам по себе факт ненадлежащего осуществления администрацией функций муниципального земельного контроля не может служить основанием для исчисления судом сроков исковой давности с даты, когда администрация посчитала необходимым проверить законность выбытия из муниципальной собственности спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание пропуск истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Вместе с тем, другие доводы истца, в том числе о том, что спорной земельный участок находится в рекреационной зоне, что подтверждается Правилами землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 11.09.2012 г., а потому он не мог быть предоставлен ответчице в собственность, также не могут быть приняты во внимание.
Так, из материалов дела видно, что указанные Правила утверждены, и соответственно границы рекреационной зоны установлены в 2012 году, тогда как спорный земельный участок Гаджиевой С.А. был предоставлен и ее право собственности на него зарегистрировано еще в 2010 году.
Следовательно, право собственности Гаджиевой С.А. на земельный участок не может быть прекращено ввиду того, что в последующем этот участок оказался расположенным в рекреационной зоне.
При этом суд учитывает также, что постановка земельного участка на кадастровый учет, а также результаты межевания земельного участка в установленном законом порядке не были оспорены и не признаны недействительными.
Право собственности на земельный участок у Гаджиевой С.А. возникло на основании акта органа местного самоуправления, то есть в административно-правовом порядке, а не по гражданско-правовой сделке, поэтому приводимые истцов доводы о применении в данном случае положений ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ также носят противоречивый и несостоятельный характер.
С учетом изложенного, исходя из приведенных норм закона и оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, суд считает исковые требования администрации городского округа «город Дербент» необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения, в том числе по основаниям пропуска истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении иска администрации городского округа «город Дербент», принятые меры по его обеспечению определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 августа 2020 года подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации городского округа «город Дербент» о признании недействительным постановления администрации городского округа «город Дербент» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовне для размещения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», как несоответствующего требованиям закона, признании недействительным договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», заключенного между Управлением муниципальным имуществом г. Дербент и Гаджиевой Сейзаде Абдулахадовной от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, применении последствий недействительности сделки, исключении (аннулировании) из ЕГРН записи о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и обязании Гаджиевой С.А. возвратить указанный земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 500 кв.м. в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент», отказать.
Меры по обеспечению иска, принятые определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 31 августа 2020 года в виде запрета ответчику Гаджиевой С.А. отчуждать и совершать иные сделки в отношении земельного участка, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, а также запрета Управлению Росреестра по Республике Дагестан осуществлять регистрационные действия в отношении указанного земельного участка, отменить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2022 года.
Решение принято в окончательной форме 06 декабря 2022 года.
Судья Т.М. Яралиев