Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2016 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Тысовой А.О., с участием старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Бештаовой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района обратился в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разместить сведения в сети Интернет, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства и федерального законодательства в сфере противодействия коррупции установлено, что отчеты об исполнении бюджета главой сельской администрации Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай за 2015 год и первый квартал 2016 года на официальном сайте администрации поселения не размещены. Прокурор просит обязать сельскую администрацию Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай разместить отчет об исполнении бюджета за 2015 год и первый квартал 2016 года на официальном сайте администрации поселения.
В судебное заседание представитель ответчика сельской администрации Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании старший помощник прокурора Бештаова Ю.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.
В соответствии с ч.5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч. 1. ст.10 ФЗ от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Таким образом, не утверждение отчета об исполнении бюджета сельской администрацией Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай за 2015 год и первый квартал 2016 года является нарушением действующего бюджетного законодательства, а также законодательства о противодействии коррупции и затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку бюджет муниципального образования распространяется на всей ее территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора в суд в сфере гражданских правоотношений - один из способов защиты гражданских прав в судебном порядке и поэтому его (способа) применение правомерно и основано как на требованиях Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», так и на положениях Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите в ситуации, имеющей важное общественное значение.
Таким образом, исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай об обязании совершить действия, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай разместить отчет об исполнении бюджета за 2015 год и первый квартал 2016 года на официальном сайте администрации поселения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2016