Дело №2а-991/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Абдурашидовой Г.Р.,
с участием: административного истца – Леверина В.В.,
представителя административного истца – Щукиной А.В.,
представителя заинтересованного лица – Симакова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Леверина Владимира Викторовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица – Администрация города Судака Республики Крым, государственный регистратор Яценко И. Н. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию, -
УСТАНОВИЛ:
Леверин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанностей осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный жилой дом.
Административное исковое заявление истец мотивирует тем, что он является собственником земельного участка, площадью 613 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля в Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, на данном земельном участке выстроил объект недвижимости (жилой дом с хозяйственными постройками) общей площадью 259,0 кв.м., жилой площадью 85,3 кв.м., этажность – 2, количество комнат – 6, на который ДД.ММ.ГГГГ изготовлен технический паспорт. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости с назначением жилой дом внесен в государственный кадастр Российской Федерации с присвоением кадастрового №. С целью регистрации права собственности на жилой дом он обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, предоставив необходимый пакет документов, при этом в регистрации права собственности ему было отказано, поскольку из предоставленного в комитет ответа Администрации города Судака следует, что при визуальном осмотре земельного участка по указанному адресу установлено, что на нем размещен объект, имеющий признаки вида разрешенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием и (или) другой предпринимательской деятельности. Однако административный истец полагает, что отказ ответчика является незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Определением судьи Судакского городского суда Республики Крым от 14 апреля 2017 года по административному делу в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Судака Республики Крым.
Административный истец Леверин В.В., его представитель Щукина А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором также указывал рассмотреть дело в их отсутствии.
Заинтересованное лицо государственный регистратор Яценко И. Н. будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии неявившихся участников процесса.
Представитель заинтересованного лица – Администрации города Судака Симаков А.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать, поскольку по мнению администрации города Судака при застройке административным истцом земельного участка был нарушен регламент его разрешенного использования, при визуальном осмотре данного земельного участка было установлено, что на нем размещен объект, имеющий признаки вида разрешенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием и (или) другой предпринимательской деятельностью.
Суд, выслушав пояснения административного истца, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд при рассмотрении данного административного искового заявления руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта в награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с государственным актом на право собственности на землю серии №, выданным на основании решения 21 сессии 5 созыва Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, Леверину Владимиру Викторовичу было передано в собственность земельный участок площадью 0,0613 га, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение – индивидуальное жилищное строительство (л.д.7-8).
На указанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт №, присвоен кадастровый № (л.д.9-10).
В соответствии с декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля в Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном земельном участке выстроен объект недвижимости (жилой дом с хозяйственными постройками) общей площадью 259,0 кв.м., жилой площадью 85,3 кв.м., этажность – 2, количество комнат – 6, на который ДД.ММ.ГГГГ изготовлен технический паспорт (л.д.14-16, 17-26).
Согласно кадастровому паспорту жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 259,0 кв.м. присвоен кадастровый №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно статей 23, 24 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, на территории Республики Крым со дня принятия ее в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Процедура внесения сведений в государственный кадастр недвижимости регламентируется единым порядком осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренным Законом №221-ФЗ, Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникшего права на объекты недвижимого имущества (объекты капитального строительства и земельные участки) установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации».
Из материалов дела следует, что административный истец Леверин В.В. 11 октября 2016 года обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, однако ему было отказано (№ от ДД.ММ.ГГГГ) по причине того, что из предоставленного в комитет ответа Администрации города Судака от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при визуальном осмотре земельного участка по указанному адресу установлено, что на нем размещен объект, имеющий признаки вида разрешенного использования, связанного с туристическим и гостиничным обслуживанием и (или) другой предпринимательской деятельности (л.д.27-33).
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд полагает, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было неправомерно отказано Леверину В.В. в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, так как в силу статьи 56 ГПК РФ каких-либо доказательств того, что спорный объект недвижимости возведен на земельном участке с нарушением вида его разрешенного использования, суду предоставлено не было.
При этом, отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом основан лишь на предположениях, основанных на визуальном осмотре спорного объекта недвижимости и изложенных в письме администрации города Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности за Левериным В.В. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявление административного истца в части признания незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Леверина Владимира Викторовича к к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо – Администрация города Судака Республики Крым о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в государственной регистрации права собственности Леверина Владимира Викторовича на жилой дом, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 259,0 кв.м., жилой площадью 85,3 кв.м., кадастровый №.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 01 декабря 2017 года.